Патент на изобретение №2285855

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2285855 (13) C1
(51) МПК

F16L11/08 (2006.01)
F16L9/12 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005110318/06, 08.04.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

08.04.2005

(46) Опубликовано: 20.10.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2235245, 27.04.2004. SU 1787230 A, 07.01.1993. SU 1809228 A, 15.04.1993. DE 3821223 A, 21.09.1989.

Адрес для переписки:

413856, Саратовская обл., г. Балаково-16, ОАО “Балаковорезинотехника”, начальнику БНТИРП О.Б. Рябиковой

(72) Автор(ы):

Шишлянников Вячеслав Михайлович (RU),
Мустафина Наталия Викторовна (RU),
Мартюшов Геннадий Григорьевич (RU),
Соколов Валерий Евгеньевич (RU),
Пичхидзе Сергей Яковлевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Балаковорезинотехника” (RU)

(54) ТОПЛИВНЫЙ ШЛАНГ

(57) Реферат:

Изобретение предназначено для подачи топлива по трубопроводам бензиновых двигателей. Технический результат изобретения – достижение низкой топливопроницаемости шланга. Топливный шланг, содержащий внутреннюю камеру из резины на основе фторэластомера и промежуточный и наружный слой из резин на основе эпихлоргидринового каучука, дополнительно содержит слой фторсодержащего латекса толщиной 0,1-0,3 мм на поверхности наружного слоя резины из эпихлоргидринового каучука. 2 табл.

Изобретение относится к разработке шлангов с пониженной топливопроницаемостью, предназначенных для подачи топлива по трубопроводам бензиновых двигателей с электронной системой регулирования впрыска топлива, и может быть использовано в производстве резинотехнических изделий для автомобильной промышленности.

Известны топливные шланги с высокой межслоевой адгезией, изготовленные из тепломаслостойкого фторкаучука (внутренний слой) и этиленвинилацетатного сополимера (наружный слой). Для внутреннего слоя используют резиновую смесь состав, мас.ч.: каучук Dai-el G703 (содержит диольную вулканизующую систему) (100), гидроксид кальция (5), техуглерод (15), а для наружного слоя – сополимер бутилакрилата, этилена, 2-метоксиэтилакрилата и винилацетата (15:10:50:25) с 4 мас.ч. гуанидинового вулканизующего агента. Слоистые трубки из этих смесей получают совместной экструзией с последующей оплеткой полиэфирным волокном (Пат. 61-171981, Япония (1986) (СА, 1986, V.105, 228338).

Описана технология изготовления двуслойных бензостойких шлангов с внутренним слоем из фторкаучука и наружным слоем из эпихлоргидринового или хлоропренового каучука (Пат. 5356681, США (1984) (РЖХ, 1997, 1У47П). Многослойные резины получают путем совместной экструзии смесей на основе фторкаучука (внутренний слой) и на основе бутадиен-нитрильного каучука (менее 37% акрилонитрила) с диоксидом кремния (наружный слой), оплеткой и последующей вулканизацией (Заявка 01-247157, Япония (1989) (СА. 1990, V.112, 100517), см. обзор, автор: Нудельман З.Н., Каучук и резина, №1, 2001, с.31-42.

Аналогичные образцы шлангов изложены в патентах: DE 3821723, С1, 21.09.1989, DE 3510395, A1, 25.09.1986, DE 3715251, A1, 01.12.1988, однако использование их по стандарту ЕВРО-3 (ТУ 305-57-089-99 – утечка топлива не более 2,5 г/м2/24 часа с учетом “холостого” образца) является проблематичным, так как основное их предназначение – это стандарт ЕВРО-2 (ТУ 2556-002-12212865-99 – утечка топлива не более 50 г/м2/24 часа без учета “холостого” образца).

Известно использование фторкачуковых латексов для получения пленок в качестве связующего материала при пропитке асбестовых волокон.

В состав пленок на основе латекса марки LD-242 из фторкаучука вайтон А входят (в.ч. на 100 в.ч. каучука):

латекс LD-242 – 100, ZnO – 10, бланфикс – 10, неионный ПАВ – 3,

вулканизующий агент LD-214 (бис-циннамилиденгексаметилендиимин) – 2 (см. Галил-Оглы Ф.А., Новиков А.С., Нудельман З.Н. Фторкаучуки и резины на их основе. М.: Химия, 1966. – c.218). Пленки, в основном, используются для нанесения покрытий на ткани и металлы.

Наиболее близким к заявляемому способу является рукав для топливных систем двигателей автомобилей, в состав которого входят внутренний слой из фторкаучука и промежуточный и наружный слои из эпихлоргидринового каучука (Патент №2235245, БИ №24, 2004 г., прототип).

Недостатком прототипа является высокая топливопроницаемость шланга (рукава) и его неудовлетворительная стабильность в весе во времени (плавающее значение “холостого” (незаполненного топливом) образца для контроля по ТУ 2556-119-00149289-2001). Стабильность в весе во времени незаполненного топливом образца шланга необходима для достоверного определения его топливопроницаемости по ТУ 2556-119-00149289-2001, по которому учет веса “холостого” образца не проводится.

Целью изобретения является достижение низкой топливопроницаемости шланга.

Указанная цель достигается путем нанесения на поверхность шланга водного раствора фторсодержащего латекса.

Сущность изобретения заключается в нанесении на топливный шланг, содержащий внутреннюю камеру из резины на основе фторэластомера и промежуточный и наружный слои из резин на основе эпихлоргидринового каучука, слоя фторсодержащего латекса толщиной 0,1…0,3 мм при расходе 0,2…0,6 кг/м2 при температуре сушки 110…130°С. При этом достигается уменьшение топливопроницаемости в 1,8…1,9 раза.

Пример 1. Получение раствора для промазки топливного шланга.

В емкость помещают 2000 г латекса СКФ-26И с концентрацией каучука 40% (ТУ 6-05-041-352) и 200 г деионизированной воды. В качестве отвердителя используют карбамат гексаметилендиамина 1,8…2,0 в.ч. на 100 в.ч. в пересчете на каучук. Наполнитель – цинковые белила БЦО (ГОСТ 202-84) в концентрации 15…18 в.ч. на 100 в.ч. каучука. Раствор наносят на поверхность топливного шланга кисточкой, окунанием или распылением в два-три слоя (толщина 0,1…0,3 мм). Далее сушат горячим воздухом. Температура сушки 120±10°С при расходе латекса 0,2…0,6 кг/м2 на стадии обработки шланга.

Пример 2. Испытание топливных шлангов

Проведение лабораторных испытаний опытных образцов шлангов на соответствие требованиям ТУ 2556-119-00149289-2001 и ТУ 305-57-089-99 по показателю топливопроницаемость при температуре 23±2°С осуществлялось на детали 2123-1101079-20 “Шланг вентиляционный топливного бака и наливной трубы”. Норма по ТУ 2556-119-00149289-2001 не более 5,0 г/м2/24 часа без учета “холостого” образца, норма по ТУ 305-57-089-99 не более 2,5 г/м2/24 часа с учетом “холостого” образца, стандарт ЕВРО-3.

Результаты испытаний шланга-прототипа приведены в табл.1, а топливного шланга, покрытого слоем фторлатекса – в табл.2. Для наглядности в эксперимент брались шланги, не проходящие по обоим ТУ: 2556-119-00149289-2001 и 305-57-089-99, соответственно.

Таблица 1
Топливопроницаемость для шлангов ШЛ 7,94×14,29, не проходящих по ТУ для ЕВРО-3 (прототип)
№ суток Масса “холостого” образца, m(хол), г Суточная потеря массы, m (хол), г Топливопроницаемость “холостого” образца, Т, г/м2/24 часа Масса образца с топливом, m(т), г Суточная потеря массы с учетом “холостого”, m, г Разница в убыли, m-m (хол), г Топливопроницаемость с учетом “холостого” образца, Т, г/м2 /24 часа Топливопроницаемость без учета “холостого” образца, Т, г/м2 /24 часа
1 110,14 116,11
2 110,08 -0,06 9,2 116,07 -0,04 +0,02 6,1
3 110,02 -0,06 9,2 116,02 -0,05 +0,01 7,7
4 109,97 -0,05 7,7 115,97 -0,05 0 0 7,7
5 109,94 -0,03 4,6 115,95 -0,02 +0,01 3,1
6 109,89 -0,05 7,7 115,91 -0,04 +0,01 6,1
7 109,86 -0,03 4,6 115,87 -0,04 -0,01 1,5 6,1
8 109,82 -0,04 6,1 115,84 -0,03 +0,01 4,6
9 109,78 -0,04 6,1 115,80 -0,04 0 6,1
10 109,74 -0,04 6,1 115,74 -0,06 -0,02 3,1 9,2
11 109,70 -0,04 6,1 115,69 -0,05 -0,01 1,5 7,7
12 109,67 -0,03 4,6 115,65 -0,04 -0,01 1,5 6,1
13 109,64 -0,03 4,6 115,60 -0,05 -0,02 3,1 7,7
14 109,61 -0,03 4,6 115,56 -0,04 -0,01 1,5 6,1
Примечание: эффективная длина шланга, l (эфф.) = 261,92 мм;
внутренний диаметр, d=7,94 мм;
площадь, S=0,00653 м2;
m=-(m(i+1)-m(i)).

Таблица 2
Топливопроницаемость для заявляемых шлангов ШЛ 7,94×14,29 (промазка фторлатексом)
№ суток Масса “холостого” образца, m(хол), г Суточная потеря масссы, m (хол), г Топливопроницаемость “холостого” образца, Т, г/м2 /24 часа Масса образца с топливом, m(т), г Суточная потеря массы с учетом
“холо стого”, m, г
Разница в убыли, m-m (хол), г Топливопроницаемость с учетом “холостого” образца, Т, г/м2/24 часа Топливопроницаемость без учета “холостого” образца, Т, г/м2/24 часа
1 107,67 113,69
2 107,67 0 0 113,69 +0,01 +0,01
3 107,67 0 0 113,69 -0,01 -0,01 1,6 1,6
4 107,67 0 0 113,69 0 0
5 107,68 +0,01 0 113,69 +0,01 0
6 107,68 0 0 113,69 0 0
7 107,69 +0,01 0 113,69 +0,01 0
8 107,70 +0,01 1,6 113,69 +0,01 +0,02
9 109,70 0 0 113,69 0 0
10 107,70 0 0 113,69 0 0
11 107,69 -0,01 1,6 113,69 -0,01 0
12 107,70 +0,01 0 113,69 +0,01 0
13 107,70 0 0 113,69 0 0
14 107,69 -0,01 1,6 113,69 -0,01 0
Примечание: эффективная длина шланга, l (эфф.) = 255,90 мм;
внутренний диаметр, d=7,94 мм;
площадь, S=0,00638 м2;
m=-(m(i+1)-m(i)).

Формула изобретения

Топливный шланг, содержащий внутреннюю камеру из резины на основе фторэластомера и промежуточный и наружный слои из резин на основе эпихлоргидринового каучука, отличающийся тем, что он дополнительно содержит слой фторсодержащего латекса толщиной 0,1-0,3 мм на поверхности наружного слоя резины из эпихлоргидринового каучука.

Categories: BD_2285000-2285999