Патент на изобретение №2285682

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2285682 (13) C1
(51) МПК

C04B28/34 (2006.01)

C04B111/20 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2005110442/03, 11.04.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

11.04.2005

(46) Опубликовано: 20.10.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2148563 C1, 10.05.2000. SU 808467 A, 28.02.1981. SU 767062 A, 30.09.1980. EP 0136378 A, 10.04.1985.

Адрес для переписки:

190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9, ПГУПС, патентный отдел

(72) Автор(ы):

Сватовская Лариса Борисовна (RU),
Макарова Елена Игоревна (RU),
Абу-Хасан Махмуд (RU),
Бенза Елена Владимировна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Петербургский государственный университет путей сообщения” (RU)

(54) ГЛИНОФОСФАТНЫЙ МАТЕРИАЛ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при производстве строительных блоков. Технический результат изобретения – создание нового фосфатного материала с повышенной прочностью при сжатии с сохранением водостойкости. Глинофосфатный материал, содержащий суглинок, железосодержащий отход металлургического производства, содержащий оксид Fe(II), с остатком на сите №008 7-11 мас.%, ортофосфорную кислоту плотностью 1,24-1,25 г/см3, дополнительно содержит металлический отход в виде стружки, образующийся в результате обработки колесных пар железнодорожных вагонов, при следующем соотношении компонентов, мас.%: суглинок 70-73, железосодержащий отход металлургического производства, содержащий оксид Fe(II), с остатком на сите №008 7-11 мас.% – 4-8, металлический отход в виде стружки, образующийся в результате обработки колесных пар железнодорожных вагонов, – 5-10, ортофосфорная кислота плотностью 1,24-1,25 г/см3 – остальное. 1 табл.

Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при производстве строительных блоков.

Известны материалы на основе глин, суглинков, фосфорной кислоты и добавок – оксидов d-металлов (Латутова М.Н., Сватовская Л.Б., Чибисов Н.П. и др. Физико-химические особенности твердения ГЛИНФов и АЛЮМФов – Л. Стройиздат, “Цемент”, 1990, №10). Указанные известные глинофосфатные материалы твердеют на воздухе и являются водостойкими.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому техническому решению является выбранный за прототип глинофосфатный материал следующего состава (мас.%):

суглинок 71-74
железосодержащий отход
металлургического производства
с остатком на сите №008,
содержащий оксид Fe(II) 7-11 мас.% 5-7
ортофосфорная кислота
плотностью 1,24-1,25 г/см3 Остальное

(Патент RU №2148563, С 04 В 28/34, 10.05.2000).

Недостатком указанного глинофосфатного материала является низкая прочность при сжатии.

Задачей изобретения является создание нового глинофосфатного материала с повышенной прочностью при сжатии с сохранением водостойкости.

Решение этой задачи достигается тем, что глинофосфатный материал, содержащий суглинок, железосодержащий отход металлургического производства с остатком на сите №008, содержащий оксид Fe(II) 7-11 мас.%, ортофосфорную кислоту плотностью 1,24-1,25 г/см3, дополнительно содержит металлический отход в виде стружки, образующийся в результате обработки колесных пар железнодорожных вагонов, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

суглинок 70-73
железосодержащий отход металлургического
производства с остатком на сите №008,
содержащий оксид Fe(II) 7-11 мас.% 4-8
металлический отход в виде стружки, образующийся
в результате обработки колесных пар железнодорожных
вагонов 5-10
ортофосфорная кислота плотностью
1,24-1,25 г/см3 Остальное

Новым по сравнению с прототипом для повышения прочности материала при сжатии является использование металлического отхода в виде стружки, образующегося в результате обработки колесных пар железнодорожных вагонов, содержащего мас.%: Fe – 98,2; С – 0,55; Mn – 0,8; Si – 0,3; S – 0,030; Cu – 0,12.

Изготовление материала

Смесь, состоящую из суглинка, железосодержащего отхода металлургического производства с остатком на сите №008 5-7%, содержащего оксид Fe(II) и металлического отхода в виде стружки, образующегося в результате обработки колесных пар железнодорожных вагонов, содержащую, мас.%: Fe – 98,2; С – 0,55; Mn – 0,8; Si – 0,3; S – 0,030; Cu – 0,12, перемешивают и затворяют ортофосфорной кислотой плотностью 1,24-1,25 г/см3. Используют следующие материалы: железосодержащий отход следующего основного состава, мас.%: FeO – 96; CuO -0,1; Al2О3 – 0,4; Мо3O4 – 0,1; NiO – 0,2; SiO2 – 2,0; Cr2О3 – 0,3; С – 0,3; суглинок; ортофосфорная кислота плотностью 1,24-1,25 г/см3.

После затвердевания на воздухе получается водостойкий глинофосфатный материал с повышенной прочностью, который можно использовать в строительстве.

Применение металлического отхода в виде стружки, образующегося в результате обработки колесных пар железнодорожных вагонов, содержащего мас.%: Fe – 98,2; С – 0,55; Mn – 0,8; Si – 0,3; S – 0,030; Cu – 0,12, позволяет повысить прочность материала при сжатии.

Для определения модуля крупности мелкая фракция железосодержащего отхода металлургического производства с размером частиц менее 5 мм подвергалась рассеву на стандартном наборе сит по ГОСТ 8735-88.

Прочность фосфатных материалов определяется по ГОСТ 10180. Примеры составов и результаты испытаний представлены в таблице.

Анализ таблицы показывает, что дополнительное использование металлического отхода в виде стружки, образующегося в результате обработки колесных пар железнодорожных вагонов, содержащего мас.%: Fe – 98,2; С -0,55; Mn – 0,8; Si – 0,3; S – 0,030; Cu – 0,12, дает возможность повысить прочность при сжатии глинофосфатного материала по сравнению с прототипом.

Состав материала, мас.% Прочность при сжатии, МПа, в возрасте 28 суток после 2-суточного водонасыщения
Суглинок 70
Железосодержащий отход металлургического производства с остатком на сите №008, содержащий оксид Fe (II) (7-11 мас.%) 4 12,0
Металлический отход в виде стружки, образующийся в результате обработки колесных пар железнодорожных вагонов 5
Ортофосфорная кислота плотностью 1,24-1,25 г/см3 остальное – 21
Суглинок 71
Железосодержащий отход металлургического производства с остатком на сите №008, содержащий оксид Fe (II) (7-11 мас.%) 6 12,1
Металлический отход в виде стружки, образующийся в результате обработки колесных пар железнодорожных вагонов 7
Ортофосфорная кислота плотностью 1,24-1,25 г/см3 остальное – 16
Суглинок 73
Железосодержащий отход металлургического производства с остатком на сите №008, содержащий оксид Fe (II) (7-11 мас.%) 8 12,2
Металлический отход в виде стружки, образующийся в результате обработки колесных пар железнодорожных вагонов 10
Ортофосфорная кислота плотностью 1,24 – 1,25 г/см3 остальное – 9
Суглинок 71-74
Железосодержащий отход металлургического производства с остатком на сите №008, содержащий оксид Fe (II) (7-11 мас.%) 5-7 9,0
Ортофосфорная кислота плотностью 1,24 – 1,25 г/см3 остальное

Формула изобретения

Глинофосфатный материал, содержащий суглинок, железосодержащий отход металлургического производства с остатком на сите №008, содержащий оксид Fe(II) 7-11 мас.%, ортофосфорную кислоту плотностью 1,24-1,25 г/см3, отличающийся тем, что он содержит металлический отход в виде стружки, образующийся в результате обработки колесных пар железнодорожных вагонов, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Суглинок 70-73
железосодержащий отход металлургического
производства с остатком на сите №008,
содержащий оксид Fe(II) 7-11 мас.% 4-8
металлический отход, в виде стружки,
образующийся в результате обработки
колесных пар железнодорожных вагонов 5-10
ортофосфорная кислота
плотностью 1,24-1,25 г/см3 Остальное


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 12.04.2007

Извещение опубликовано: 20.07.2008 БИ: 20/2008


Categories: BD_2285000-2285999