Патент на изобретение №2285106

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2285106 (13) C2
(51) МПК

E21B7/08 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005101854/03, 26.01.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

26.01.2005

(43) Дата публикации заявки: 10.07.2006

(46) Опубликовано: 10.10.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1070294 А, 30.01.1984. SU 1656113 A1, 15.06.1991. RU 2007536 C1, 15.02.1994. RU 2081288 C1, 10.06.1997. RU 2082864 C1, 27.06.1997. RU 2192535 C1, 10.11.2002. US 5314032, 24.05.1994. US 5899281, 04.05.1999.

Адрес для переписки:

614022, г.Пермь, а/я 8711, ООО Фирма “Радиус-Сервис”, директору В.Н. Андоскину

(72) Автор(ы):

Андоскин Владимир Николаевич (RU),
Астафьев Сергей Петрович (RU),
Кобелев Константин Анатольевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Общество с ограниченной ответственностью Фирма “Радиус-Сервис” (RU)

(54) ШАРНИРНАЯ МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ С ЗАБОЙНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

(57) Реферат:

Изобретение относится к устройствам для бурения наклонно-направленных нефтяных и газовых скважин, а именно к шарнирным муфтам для соединения бурильной колонны с забойным двигателем. Шарнирная муфта для соединения бурильной колонны с забойным двигателем содержит торцовую полумуфту, переходник, полый вал со сферической опорной пятой и резьбовым хвостовиком, сферические подпятники, герметизирующие уплотнения, контактирующие со сферической опорной пятой полого вала, а также установленную на полом валу кулачковую полумуфту, причем торцовая полумуфта и кулачковая полумуфта снабжены контактирующими элементами для передачи крутящего момента, выполненными в виде выступов и пазов. Сферическая опорная пята полого вала закреплена в полом корпусе, установленном между переходником и торцовой полумуфтой, одна сторона которой содержит контактирующие элементы, расположенные в параллельных относительно ее центральной оси плоскостях, другая сторона торцовой полумуфты содержит контактирующие элементы, равнорасположенные в окружном положении относительно ее центральной оси, а ответные контактирующие элементы расположены соответственно на кулачковой полумуфте и на полом корпусе, при этом центральная ось полого вала со сферической опорной пятой, резьбовым хвостовиком и установленной на полом валу кулачковой полумуфтой составляет относительно центральной оси полого корпуса и скрепленного с ним резьбой переходника, при минимальном отклонении, угол перекоса, равный 10% от максимального угла отклонения центральной оси полого вала и установленной на полом валу кулачковой полумуфты. Обеспечивает повышение точности проходки наклонно-направленных скважин, повышение темпа набора параметров кривизны скважин, а также улучшение проходимости, т.е. уменьшение сопротивления и напряжений в компоновке низа бурильной колонны. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к устройствам для бурения наклонно направленных и горизонтальных скважин, а именно к шарнирным муфтам для соединения бурильной колонны с забойным двигателем.

Известен шарнирный отклонитель компоновки бурильной колонны, содержащий, по меньшей мере, два трубчатых элемента, концы которых с радиальным зазором коаксиально размещены по отношению друг к другу и соединены между собой шарниром в виде двух аксиально установленных ступенчатых пальцев, размещенных в радиальных отверстиях трубчатых элементов, и уплотнение упомянутого зазора [1].

В известной конструкции уплотнение выполнено в виде гибкого цилиндрического элемента, размещенного в полостях трубчатых элементов с уплотнением своих концов по внутренним поверхностям соответствующих трубчатых элементов, причем ступени большего диаметра пальцев обращены к оси трубчатых элементов с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью цилиндрического элемента.

Недостатком известной конструкции является отсутствие регулировки в окружном положении ее одноплоскостного изгиба относительно плоскости искривления регулятора угла перекоса (косого переводника), устанавливаемого в забойном двигателе, по существу, относительно плоскости искривления изогнутой колонны бурильных труб, что объясняется различным окружным положением конической резьбы по краям трубчатых элементов 1 и 2 при их свинчивании с моментом затяжки в компоновке низа бурильной колонны.

Другим недостатком известной конструкции является отсутствие направленного одноплоскостного изгиба бурильной колонны в месте ее соединения с забойным двигателем в плоскости искривления колонны бурильных труб, по существу, в плоскости искривления косого переводника, устанавливаемого в забойном двигателе.

Направленный одноплоскостной изгиб бурильной колонны в месте ее соединения с забойным двигателем необходим для уменьшения напряжений в компоновке низа бурильной колонны при ее вращении во время прохождения прямолинейных участков (участков стабилизации) наклонно направленной скважины, например, при опускании колонны бурильных труб в скважину с направленным (без изменения знака) изгибом колонны бурильных труб в месте изгиба скважины.

Известен шарнирный переводник, содержащий корпус и полый вал со сферической опорной пятой, снабженные контактирующими элементами для передачи крутящего момента, например зубьями, сферические подпятники, установленные в корпусе, и уплотнительный элемент [2].

Известный шарнирный переводник снабжен установленным в корпусе полым штоком с уплотнением, хвостовик которого размещен в полости полого вала, а уплотнительный элемент размещен на хвостовике штока на расстоянии не более 1/4 радиуса уплотняемой поверхности от плоскости, проходящей через центр сферы опорной пяты и перпендикулярной оси полого вала.

Недостатком известной конструкции является малый угол отклонения полого вала 2 относительно корпуса 1, по существу, не более одного градуса в угловом измерении, вследствие того, что полый вал 2 имеет сферическую опорную пяту 3, на которой выполнены наружные зубья 4, находящиеся в зацеплении с внутренними зубьями корпуса 5.

Другим недостатком известной конструкции является отсутствие регулировки в окружном положении ее изгиба относительно плоскости искривления регулятора угла перекоса (косого) переводника, устанавливаемого в забойном двигателе, по существу, относительно плоскости искривления изогнутой колонны бурильных труб, что объясняется различным окружным положением конической резьбы по краям корпуса 1 и полого вала 2 при их свинчивании с моментом затяжки в компоновке низа бурильной колонны.

Другим недостатком известной конструкции является отсутствие направленного одноплоскостного изгиба бурильной колонны в месте ее соединения с забойным двигателем в плоскости искривления колонны бурильных труб, по существу, в плоскости искривления регулятора угла перекоса (косого переводника), устанавливаемого в забойном двигателе.

Направленный одноплоскостной изгиб бурильной колонны в месте ее соединения с забойным двигателем необходим для уменьшения напряжений в компоновке низа бурильной колонны при ее вращении во время прохождения прямолинейных участков (участков стабилизации) наклонно направленной скважины, например, при опускании колонны бурильных труб в скважину с направленным (без изменения знака) изгибом колонны бурильных труб в месте изгиба скважины.

Известен шарнир бурильной колонны, включающий ниппель со сферическим торцом, полусферическими пазами и резьбовым соединительным участком для связи с бурильной колонной, муфту с ответным сферическому торцу ниппеля раструбом, полумуфту с полусферическими пазами, шары, расположенные в плоскостях, образованных совмещенными полусферическими пазами ниппеля и полумуфты, и уплотнительные элементы [3].

В известной конструкции полусферические пазы в ниппеле и полумуфте расположены на горизонтальной плоскости, проходящей через центр сфер шарнира, причем диаметр d1 шаров и диаметр d2 плоскости, образованной совмещенными полусферическими пазами ниппеля и полумуфты, выбираются из соотношения

где R – радиус сферы шарнира; – угол искривления шарнира.

Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность при свинчивании колонны бурильных труб вследствие недостаточной контактной прочности элементов, передающих крутящий момент: шаров 6 в тороидальных пазах в тороидальной плоскости b, полусфер в ниппеле 2 и полумуфте 4.

Другим недостатком известной конструкции является отсутствие регулировки в окружном положении ее изгиба относительно плоскости искривления регулятора угла перекоса (косого переводника), устанавливаемого в забойном двигателе, по существу, относительно плоскости искривления изогнутой колонны бурильных труб, что объясняется различным окружным положением резьбы по краям ниппеля 2, бурильной трубы 1 и бурильной трубы 3 при их свинчивании с моментом затяжки в компоновке низа бурильной колонны.

Другим недостатком известной конструкции является отсутствие направленного одноплоскостного изгиба бурильной колонны в месте ее соединения с забойным двигателем в плоскости искривления колонны бурильных труб, по существу, в плоскости искривления регулятора угла перекоса (косого переводника), устанавливаемого в забойном двигателе.

Направленный одноплоскостной изгиб бурильной колонны в месте ее соединения с забойным двигателем необходим для уменьшения напряжений в компоновке низа бурильной колонны при ее вращении во время прохождения прямолинейных участков (участков стабилизации) наклонно направленной скважины, например, при опускании колонны бурильных труб в скважину с направленным (без изменения знака) изгибом колонны бурильных труб в месте изгиба скважины.

Наиболее близкой к заявляемому изобретению является шарнирная муфта, преимущественно для бурильной колонны, содержащая ниппель со сферической опорной пятой, установленной в плоскости полумуфты между подпятниками, и герметизирующее кольцо, расположенное между полумуфтой и пятой в секторе с наибольшим поперечным сечением между подпятниками [4].

В известной конструкции полумуфта выполнена со сферической проточкой коаксиально сфере пяты в секторе от 10 до 30 градусов для размещения герметизирующего кольца.

Недостатком известной конструкции является отсутствие регулировки в окружном положении ее одноплоскостного изгиба относительно плоскости искривления регулятора угла перекоса (косого переводника), устанавливаемого в забойном двигателе, по существу, относительно плоскости искривления изогнутой колонны бурильных труб, что объясняется различным окружным положением конической резьбы по краям ниппеля 1 и переходника 4 при их свинчивании с моментом затяжки в компоновке низа бурильной колонны.

Другим недостатком известной конструкции является отсутствие направленного одноплоскостного изгиба бурильной колонны в месте ее соединения с забойным двигателем в плоскости искривления колонны бурильных труб, по существу, в плоскости искривления регулятора угла перекоса (косого переводника), устанавливаемого в забойном двигателе.

Направленный одноплоскостной изгиб бурильной колонны в месте ее соединения с забойным двигателем необходим для уменьшения напряжений в компоновке низа бурильной колонны при ее вращении во время прохождения прямолинейных участков (участков стабилизации) наклонно направленной скважины, например, при опускании колонны бурильных труб в скважину с направленным (без изменения знака) изгибом колонны бурильных труб в месте изгиба скважины.

Технической задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение точности проходки наклонно направленных и горизонтальных скважин и повышение темпа набора параметров кривизны скважин за счет регулировки в окружном положении одноплоскостного изгиба шарнирной муфты относительно плоскости искривления бурильной колонны, по существу, в плоскости искривления регулятора угла перекоса (косого переводника), устанавливаемого в забойном двигателе.

Другой технической задачей является улучшение проходимости, по существу, уменьшение сопротивления и напряжений в компоновке низа бурильной колонны при ее вращении во время прохождения прямолинейных участков (участков стабилизации) наклонно направленных и горизонтальных скважин за счет направленного изгиба бурильной колонны (без изменения знака и потери устойчивости) в месте ее соединения с забойным двигателем в плоскости искривления регулятора угла перекоса (косого переводника), устанавливаемого в забойном двигателе.

Сущность технического решения заключается в том, что в шарнирной муфте для соединения бурильной колонны с забойным двигателем, содержащей торцовую полумуфту, переходник, полый вал со сферической опорной пятой и резьбовым хвостовиком, сферические подпятники, герметизирующие уплотнения, контактирующие со сферической пятой полого вала, а также установленную на полом валу кулачковую полумуфту, причем торцовая полумуфта и кулачковая полумуфта снабжены контактирующими элементами для передачи крутящего момента, выполненными в виде выступов и пазов, согласно изобретению, сферическая опорная пята полого вала закреплена в полом корпусе, установленном между переходником и торцовой полумуфтой, одна сторона которой содержит контактирующие элементы, расположенные в параллельных относительно ее центральной оси плоскостях, другая сторона торцовой полумуфты содержит контактирующие элементы, расположенные в окружном положении относительно ее центральной оси, а ответные контактирующие элементы расположены соответственно на кулачковой полумуфте и на полом корпусе, при этом центральная ось полого вала со сферической опорной пятой, резьбовым хвостовиком и установленной на полом валу кулачковой полумуфтой составляет относительно центральной оси полого корпуса и скрепленного с ним переходника, при минимальном отклонении, угол перекоса, равный 10% от максимального угла отклонения центральной оси полого вала и установленной на полом валу кулачковой полумуфты.

Сферический подпятник выполнен с продольным разъемом вдоль центральной оси полого корпуса, при этом максимальное угловое отклонение полого вала и установленной на нем кулачковой полумуфты относительно полого корпуса ограничивает внутренняя стенка сферического подпятника, а минимальное угловое отклонение полого вала и установленной на нем кулачковой полумуфты относительно полого корпуса ограничивают контактирующие между собой элементы полого корпуса, кулачковой и торцовой полумуфт за счет упора торцов направленных друг к другу выступов и пазов.

Максимальный и соответственно минимальный углы отклонения центральной оси полого вала со сферической опорной пятой и резьбовым хвостовиком, а также центральной оси установленной на полом валу кулачковой полумуфты относительно полого корпуса, скрепленного резьбой с переходником, составляют 5 градусов и соответственно ноль градусов 30 минут.

Кулачковая полумуфта выполнена с внутренней резьбой, скреплена с резьбовым хвостовиком полого вала и герметично уплотнена их контактирующими торцами, при этом на наружной поверхности кулачковой полумуфты со стороны, в которую отклоняется полый вал относительно полого корпуса, выполнена продольная канавка.

Полый вал выполнен с устройством передачи крутящего момента между соединением его резьбового хвостовика и внутренней резьбы кулачковой полумуфты, расположенным со стороны резьбового хвостовика или сферической пяты в виде внутреннего шестигранника.

Выполнение шарнирной муфты для соединения бурильной колонны с забойным двигателем таким образом, что сферическая опорная пята полого вала закреплена в полом корпусе, установленном между переходником и торцовой полумуфтой, одна сторона которой содержит контактирующие элементы, расположенные в параллельных относительно ее центральной оси плоскостях, другая сторона торцовой полумуфты содержит контактирующие элементы, расположенные в окружном положении относительно ее центральной оси, а ответные контактирующие элементы расположены соответственно на кулачковой полумуфте и на полом корпусе, при этом центральная ось полого вала со сферической опорной пятой, резьбовым хвостовиком и установленной на полом валу кулачковой полумуфтой составляет относительно центральной оси полого корпуса и скрепленного с ним переходника, при минимальном отклонении, угол перекоса, равный 10% от максимального угла отклонения центральной оси полого вала и установленной на полом валу кулачковой полумуфты, обеспечивает повышение точности проходки наклонно направленных и горизонтальных скважин и повышение темпа набора параметров кривизны скважин за счет регулировки в окружном положении одноплоскостного изгиба шарнирной муфты относительно плоскости искривления бурильной колонны, по существу, в плоскости искривления регулятора угла перекоса (косого переводника), устанавливаемого в забойном двигателе.

Выполнение шарнирной муфты для соединения бурильной колонны с забойным двигателем таким образом, что сферический подпятник выполнен с продольным разъемом вдоль центральной оси полого корпуса, при этом максимальное угловое отклонение полого вала и установленной на нем кулачковой полумуфты относительно полого корпуса ограничивает внутренняя стенка сферического подпятника, а минимальное угловое отклонение полого вала и установленной на нем кулачковой полумуфты относительно полого корпуса ограничивают контактирующие между собой элементы полого корпуса, кулачковой и торцовой полумуфт за счет упора торцов направленных друг к другу выступов и пазов, обеспечивает точность и стабильность максимального и минимального углового отклонений полого вала и установленной на нем кулачковой полумуфты относительно полого корпуса за счет уменьшения контактных напряжений.

Выполнение максимального и соответственно минимального углов отклонения центральной оси полого вала со сферической опорной пятой и резьбовым хвостовиком, а также центральной оси установленной на полом валу кулачковой полумуфты относительно полого корпуса, скрепленного резьбой с переходником, таким образом, что они составляют 5 градусов и соответственно ноль градусов 30 минут, обеспечивает, в сочетании с определенным углом отклонения регулятора угла перекоса (косого переводника), устанавливаемого в забойном двигателе, оптимальные углы входа в продуктивный пласт при бурении наклонно направленных и горизонтальных нефтяных и газовых скважин.

Выполнение кулачковой полумуфты с внутренней резьбой, скрепленной с резьбовым хвостовиком полого вала, герметично уплотненной их контактирующими торцами, а также выполнение на наружной поверхности кулачковой полумуфты со стороны, в которую отклоняется полый вал относительно полого корпуса, скрепленного резьбой с переходником, продольной канавки обеспечивает надежную герметичность соединения при воздействии гидравлических ударов давления бурового раствора и знакопеременных механических нагрузок, а также точное окружное положении одноплоскостного изгиба шарнирной муфты относительно плоскости искривления бурильной колонны, по существу, в плоскости искривления регулятора угла перекоса (косого переводника), устанавливаемого в забойном двигателе.

Выполнение полого вала с устройством передачи крутящего момента между соединением его резьбового хвостовика и внутренней резьбы кулачковой полумуфты, расположенным со стороны резьбового хвостовика или сферической пяты, в виде внутреннего шестигранника уменьшает трудоемкость сборки и повышает надежность шарнирной муфты.

Ниже представлен лучший вариант конструкции шарнирной муфты для соединения колонны бурильных труб с забойным (винтовым героторным гидравлическим) двигателем ДОШ – 172 PC, который предназначен для бурения горизонтальных скважин, имеющих участки малого и среднего радиуса 40…500 м долотами диаметром 215,9 мм с использованием бурового раствора плотностью до 1500 кг/м3 при забойной температуре до 100°С.

На фиг.1 изображена шарнирная муфта для соединения с максимальным углом перекоса бурильной колонны с забойным двигателем, продольный разрез.

На фиг.2 изображена шарнирная муфта для соединения с минимальным углом перекоса бурильной колонны с забойным двигателем, продольный разрез.

На фиг.3 изображен поперечный разрез А-А на фиг.2 соединения контактирующих элементов, равнорасположенных в окружном положении относительно центральной оси торцовой полумуфты.

На фиг.4 изображен поперечный разрез Б-Б на фиг.2 соединения контактирующих элементов, расположенных в плоскостях, параллельных центральной оси торцовой полумуфты.

Шарнирная муфта для соединения бурильной колонны 1 с винтовым забойным двигателем 2 содержит торцовую полумуфту 3, переходник 4, полый вал 5 со сферической опорной пятой 6 и резьбовым хвостовиком 7, сферические подпятники 8, 9, герметизирующие уплотнения 10, 11, контактирующие со сферической пятой 6 полого вала 5, а также установленную на полом валу 5 кулачковую полумуфту 12, причем торцовая полумуфта 3 и кулачковая полумуфта 12 снабжены контактирующими элементами 13 для передачи крутящего момента, выполненными в виде выступов 14 и пазов 15 изображено на фиг.1, 4.

Сферическая опорная пята 6 полого вала 5 закреплена в полом корпусе 16, установленном между переходником 4 и торцовой полумуфтой 3, одна сторона 17 торцовой полумуфты 3 содержит контактирующие элементы 18, расположенные в параллельных относительно ее центральной оси 19 плоскостях 20, 21, которые образуют пазы 15 изображено на фиг.1, 4.

Другая сторона 22 торцовой полумуфты 3 содержит контактирующие элементы (выступы) 23, расположенные в окружном положении относительно ее центральной оси 19, а ответные контактирующие элементы: выступы 14, а также пазы 24 расположены соответственно на кулачковой полумуфте 12 и на полом корпусе 16 изображено на фиг.1, 2, 4.

Кроме того, на фиг.1, 2 изображено: поз.25 – центральная ось (оси) полого корпуса 16, скрепленного с ним переходника 4 и двигательной секции винтового забойного двигателя 2; поз.26 – центральная ось (оси) полого вала 5 и его резьбового хвостовика 7, а также установленной на полом валу 5 кулачковой полумуфты 12; поз.27 – максимальный угол отклонения центральной оси 26 полого вала 5 и его резьбового хвостовика 7, а также установленной на полом валу 5 кулачковой полумуфты 12 относительно центральной оси 25 полого корпуса 16, скрепленного с ним переходника 4 и двигательной секции винтового забойного двигателя 2; поз.28 – угол перекоса (минимальный угол отклонения) центральной оси 26 полого вала 5 и его резьбового хвостовика 7, а также установленной на полом валу 5 кулачковой полумуфты 12 относительно центральной оси 25 полого корпуса 16, скрепленного с ним переходника 4 и двигательной секции винтового забойного двигателя 2.

Центральная ось 26 полого вала 5 со сферической опорной пятой 6, резьбовым хвостовиком 7 и установленной на полом валу 5 кулачковой полумуфтой 12 составляет относительно центральной оси 25 полого корпуса 16 и скрепленного с ним переходника 4, при минимальном отклонении, угол перекоса , 28, равный 10% от максимального угла , 27 отклонения центральной оси 26 полого вала 5 и установленной на полом валу 5 кулачковой полумуфты 12, изображено на фиг.1, 2.

Угловые отклонения 27, , а также 28, , центральной оси 26 полого вала 5 и установленной на полом валу 5 кулачковой полумуфты 12 осуществляются в одну сторону, без изменения направления (знака) относительно центральной оси 25 полого корпуса 16, скрепленного с ним переходника 4 и двигательной секции винтового забойного двигателя 2, изображено на фиг.1, 2.

Сферический подпятник 9 выполнен с продольным разъемом вдоль центральной оси 25 полого корпуса 16, например, из двух частей, на фиг.1 не показано, при этом максимальное угловое отклонение 27, , полого вала 5 и установленной на нем кулачковой полумуфты 12 относительно полого корпуса 16 ограничивает внутренняя стенка 29 сферического подпятника 9, показано на фиг.1.

Минимальное угловое отклонение 28, полого вала 5 и установленной на нем кулачковой полумуфты 12 относительно полого корпуса 16 ограничивают торцы 22 торцовой полумуфты 3, контактирующие с торцами 30 полого корпуса 16, а также торцы 31 торцовой полумуфты 3, контактирующие с торцами 32 кулачковой полумуфты 12, показано на фиг.2.

Максимальный 27, и соответственно минимальный 28, углы отклонения центральной оси 26 полого вала 5 со сферической опорной пятой 6 и резьбовым хвостовиком 7, а также центральной оси 26 установленной на полом валу 5 кулачковой полумуфты 12 относительно полого корпуса 16, скрепленного резьбой 33 с переходником 4, составляют 5 градусов и соответственно ноль градусов 30 минут, изображено на фиг.1, 2.

Кулачковая полумуфта 12 выполнена с внутренней резьбой 34, скреплена с резьбовым хвостовиком 7 полого вала 5 и герметично уплотнена их контактирующими торцами по плоскости 35, при этом на наружной поверхности 36 кулачковой полумуфты 12 со стороны 37, в которую отклоняется полый вал 5 относительно полого корпуса 16, выполнена продольная канавка 38, расположенная симметрично относительно параллельных между собой контактирующих элементов 18 торцовой полумуфты 3 и выступов 14 кулачковой полумуфты 12, изображено на фиг.1.

На наружной поверхности 39 торцовой полумуфты 3 выполнена продольная канавка 40 для окружного совмещения в одной плоскости продольной канавки 38, а также различных по высоте контактирующих элементов 18 кулачковой полумуфты 12 при сборке шарнирной муфты, изображено на фиг.1, 4.

Полый вал 5 выполнен с устройством 41 передачи крутящего момента между соединением его резьбового хвостовика 7 и внутренней резьбы 34 кулачковой полумуфты 12, расположенным со стороны резьбового хвостовика 7, в виде внутреннего шестигранника 42, изображено на фиг.1, 2.

Устройство 41 передачи крутящего момента между соединением полого вала 5 и его резьбового хвостовика 7 с внутренней резьбой 34 кулачковой полумуфты 12, выполненное в виде внутреннего шестигранника 42, обеспечивает требуемый момент затяжки резьбы 34 и герметичное уплотнение контактирующих торцов по плоскости 35, изображено на фиг.2.

Шарнирная муфта для соединения бурильной колонны с забойным двигателем работает следующим образом.

Кулачковая полумуфта 12 соединяется с колонной бурильных труб 1, а переходник 4 соединяется с винтовым героторным гидравлическим двигателем ДОШ – 172 PC, имеющим собственный регулятор угла перекоса и реактивного момента (косой переводник) с углом 2 градуса 30 минут.

Для регулировки в окружном положении одноплоскостного изгиба шарнирной муфты относительно плоскости искривления бурильной колонны 1, по существу, в плоскости искривления регулятора угла перекоса (косого переводника), устанавливаемого в забойном двигателе, при свинчивании бурильной колонны 1 с кулачковой полумуфтой 12 для окружной ориентации направленного одноплоскостного изгиба бурильной колонны 1 в месте ее соединения с забойным двигателем 2, совмещают в одной плоскости, со стороны, в которую будет отклоняться бурильная колонна, продольную канавку 38, расположенную симметрично относительно параллельных между собой контактирующих элементов 18 торцовой полумуфты 3 и выступов 14 кулачковой полумуфты 12, и продольную канавку 40 для окружного совмещения в одной плоскости продольной канавки 38, а также различных по высоте контактирующих элементов 18 кулачковой полумуфты 12, в плоскости искривления регулятора угла перекоса (косого переводника), устанавливаемого в забойном двигателе 2.

Для точной угловой ориентации продольной канавки 38, расположенной симметрично относительно параллельных между собой контактирующих элементов 18 торцовой полумуфты 3 и выступов 14 кулачковой полумуфты 12, и продольной канавки 40, расположенной на наружной поверхности 39 торцовой полумуфты 3, для окружного совмещения в одной плоскости, совмещают в требуемом угловом положении контактирующие элементы (выступы) 23 торцовой полумуфты 3 и пазы 24, расположенные соответственно на полом корпусе 16.

Двигатель 2 под действием установленного на его корпусе центрирующего устройства (регулятора угла и реактивного момента) отклоняется от оси колонны бурильных труб 1, при этом центральная ось 26 полого вала 5 со сферической опорной пятой 6, резьбовым хвостовиком 7 и установленной на полом валу 5 кулачковой полумуфтой 12 отклоняется относительно центральной оси 25 полого корпуса 16, скрепленного с ним переходника 4 и двигательной секции винтового забойного двигателя 2 на угол, определяемый условиями сохранения устойчивости изогнутой колонны бурильных труб, по существу, для обеспечения непрерывного контакта со стенкой ствола скважины во время бурения и оптимальной осевой нагрузки на долото.

Осевая нагрузка от долота на бурильную колонну 1 передается через винтовой героторный гидравлический двигатель 2, переходник 4, полый вал 5 со сферической опорной пятой 6 через сферические подпятники 8, 9 на резьбовой хвостовик 7, контактирующие торцы 35 резьбового хвостовика 7 и кулачковой полумуфты 12, а далее на колонну бурильных труб 1.

Реактивный момент от долота на бурильной колонне 1 воспринимается переходником 4, скрепленным резьбой 33 с полым корпусом 16, пазами 24, расположенными в полом корпусе 16, выступами 23 торцовой полумуфты 3, далее пазами 15 контактирующих элементов 18 торцовой полумуфты 3 и выступами 14 кулачковой полумуфты 12, а далее резьбовым отверстием кулачковой полумуфты 12.

При вращении бурильной колонны 1, шарнирной муфты и забойного двигателя 2 с долотом во время прохождения прямолинейных участков (участков стабилизации) наклонно направленных и горизонтальных скважин, при опускании колонны бурильных труб 1 в скважину за счет того, что расположение центральной оси 26 полого вала 5 со сферической опорной пятой 6, резьбовым хвостовиком 7 и установленной на полом валу 5 кулачковой полумуфтой 12 составляет относительно центральной оси 25 полого корпуса 16 и скрепленного с ним переходника 4, при минимальном отклонении, угол перекоса , 28, равный 10% от максимального угла , 27, отклонения центральной оси 26 полого вала 5 и установленной на полом валу 5 кулачковой полумуфты 12, возникает направленный одноплоскостной изгиб бурильной колонны 1 в месте ее соединения с забойным (винтовым героторным гидравлическим) двигателем 2 без потери устойчивости (знака).

Изобретение обеспечивает повышение точности проходки наклонно направленных и горизонтальных скважин, повышение темпа набора параметров кривизны скважин, а также улучшение проходимости, по существу, уменьшение сопротивления и напряжений в компоновке низа бурильной колонны.

Источники информации

1. RU 2082864, Е 21 В 7/08, 27.06.1997.

2. RU 2192535, Е 21 В 7/08, 10.11.2002.

3. RU 2007536, Е 21 В 7/08, 15.02.1994.

4. SU 1070294, Е 21 В 7/08, F 16 C 11/06, 30.01.1984 – прототип.

Формула изобретения

1. Шарнирная муфта для соединения бурильной колонны с забойным двигателем, содержащая торцовую полумуфту, переходник, полый вал со сферической опорной пятой и резьбовым хвостовиком, сферические подпятники, герметизирующие уплотнения, контактирующие со сферической опорной пятой полого вала, а также установленную на полом валу кулачковую полумуфту, причем торцовая полумуфта и кулачковая полумуфта снабжены контактирующими элементами для передачи крутящего момента, выполненными в виде выступов и пазов, отличающаяся тем, что сферическая опорная пята полого вала закреплена в полом корпусе, установленном между переходником и торцовой полумуфтой, одна сторона которой содержит контактирующие элементы, расположенные в параллельных относительно ее центральной оси плоскостях, другая сторона торцовой полумуфты содержит контактирующие элементы, равнорасположенные в окружном положении относительно ее центральной оси, а ответные контактирующие элементы расположены соответственно на кулачковой полумуфте и на полом корпусе, при этом центральная ось полого вала со сферической опорной пятой, резьбовым хвостовиком и установленной на полом валу кулачковой полумуфтой составляет относительно центральной оси полого корпуса и скрепленного с ним резьбой переходника при минимальном отклонении угол перекоса, равный 10% от максимального угла отклонения центральной оси полого вала и установленной на полом валу кулачковой полумуфты.

2. Шарнирная муфта для соединения бурильной колонны с забойным двигателем по п.1, отличающаяся тем, что сферический подпятник выполнен с продольным разъемом вдоль центральной оси полого корпуса, при этом максимальное угловое отклонение полого вала и установленной на нем кулачковой полумуфты относительно полого корпуса ограничивает внутренняя стенка сферического подпятника, а минимальное угловое отклонение полого вала и установленной на нем кулачковой полумуфты относительно полого корпуса ограничивают контактирующие между собой элементы полого корпуса, кулачковой и торцовой полумуфт за счет упора торцов направленных друг к другу выступов и пазов.

3. Шарнирная муфта для соединения бурильной колонны с забойным двигателем по п.1, отличающаяся тем, что максимальный и, соответственно, минимальный углы отклонения центральной оси полого вала со сферической опорной пятой и резьбовым хвостовиком, а также центральной оси установленной на полом валу кулачковой полумуфты относительно полого корпуса, скрепленного резьбой с переходником, составляют 5°, и соответственно, 0° 30 мин.

4. Шарнирная муфта для соединения бурильной колонны с забойным двигателем по п.1, отличающаяся тем, что кулачковая полумуфта выполнена с внутренней резьбой, скреплена с резьбовым хвостовиком полого вала и герметично уплотнена их контактирующими торцами, при этом на наружной поверхности кулачковой полумуфты со стороны, в которую отклоняется полый вал относительно полого корпуса, выполнена продольная канавка.

5. Шарнирная муфта для соединения бурильной колонны с забойным двигателем по п.1, отличающаяся тем, что полый вал выполнен с устройством передачи крутящего момента между соединением его резьбового хвостовика и внутренней резьбы кулачковой полумуфты, расположенным со стороны резьбового хвостовика или сферической пяты, в виде внутреннего шестигранника.

РИСУНКИ

Categories: BD_2285000-2285999