Патент на изобретение №2284946

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2284946 (13) C1
(51) МПК

B63H23/34 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2005109601/11, 04.04.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

04.04.2005

(46) Опубликовано: 10.10.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 310839 А, 09.08.1971. US 4632596 A, 30.12.1986. SU 335154 А, 15.05.1983.

Адрес для переписки:

236000, г.Калининград, Советский пр., 1, Калининградский государственный технический университет, патентный отдел

(72) Автор(ы):

Ведяшкин Анатолий Сергеевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Калининградский государственный технический университет (RU)

(54) СПОСОБ СЪЕМА СУДОВЫХ ВИНТОВ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и может найти применение при ремонте судов для съема судовых винтов, а также других массивных деталей с их валов. Изобретение решает задачу обеспечения возможности использования способа съема судовых винтов взрывом меньшей мощности без повреждения корпуса судна и винта. Предлагается перед взрывом инициировать колебания винта опережающим микровзрывом на лопасти винта, а установку заряда взрывчатого вещества выполнять с глинистой забойкой верхнего свободного пространства между корпусом судна и винтом. Технический результат реализации изобретения заключается в обеспечении возможности съема судовых винтов взрывом меньшей мощности без повреждения корпуса судна и гребного винта. 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и может найти применение при ремонте судов для съема судовых винтов, а также других массивных деталей с их валов.

Известен способ съема судовых винтов с осей, включающий размещение зарядов взрывчатых веществ между корпусом судна и втулкой винта и взрывание зарядов (Л.М.Гейман. Взрыв: история, практика, перспектива. М.: Наука, 1978, 183 с.).

Недостатком этого способа является необходимость применения зарядов большой мощности, особенно в случае длительной эксплуатации судна. Применение таких зарядов приводит к повреждению корпуса судна и деформации самого винта.

Предлагаемым изобретением решается задача обеспечение возможности использования способа съема судовых винтов взрывом меньшей мощности без повреждения корпуса судна и винта.

Для достижения указанного технического результата установку заряда взрывчатого вещества между корпусом и винтом выполняют с глинистой забойкой верхнего свободного пространства между корпусом судна и винтом, а на лопасти винта производят опережающий взрыв меньшей мощности, инициируя, таким образом, колебания винта.

Отличительным признаком предлагаемого способа съема судовых винтов от указанного выше, наиболее близкого к нему является инициирование вынужденных колебаний винта непосредственно перед взрыванием заряда и выполнение забойки глиной пространства между корпусом судна и винтом поверх заряда взрывчатого вещества.

Благодаря вынужденным колебаниям винта ослабляется сцепление его с валом, что требует меньших усилий и соответственно меньшего заряда взрывчатых веществ для съема винта с вала. Глинистая забойка свободного пространства между корпусом судна и винтом повышает эффективность действия взрыва, не позволяя газам рассеяться в воздухе, что также способствует уменьшению необходимого заряда взрывчатого вещества.

На прилагаемом графическом материале приводится схем, иллюстрирующая способ размещения заряда.

На схеме показан вертикальный разрез вдоль оси вала и винта с размещением заряда взрывчатого вещества, микрозаряда и глинистой забойки.

Способ реализуется следующим образом.

Вокруг вала 1 между корпусом 2 судна и винтом 3 размещают заряд 4 взрывчатого вещества, к которому подсоединяют средство 5 инициирования взрыва с замедлением (например, электродетонатор короткозамедленного действия). На лопасть 6 винта устанавливают посредством пластичной глины 11 микрозаряд 7 в виде детонирующего шнура небольшой длины и средство 8 инициирования взрыва мгновенного действия (электродетонатор без замедления). Оба электродетонатора собирают в одну электрическую цепь и через выключатель подсоединяют к источнику тока (не показаны). Между корпусом 2 судна и винтом 3 над зарядом 4 размещают пластичную глинистую забойку 9.

При замыкании электрической цепи сначала происходит взрыв микрозаряда, действие которого вызывает вынужденные колебания винта, что приводит к ослаблению сцепления его на контакте с валом. Затем через промежуток времени, определенный замедлением электродетонатора основного заряда, происходит взрывание последнего. Винт, совершающий вынужденные колебания при ослабленном (за счет многократной перемены деформаций 10 на контакте вала с винтом) сцеплении, легко снимается с вала.

Пример осуществления способа.

Для съема судового винта 3 по поверхности вала 1 разместили детонирующий шнур 4 длиной 2 м, к концу которого прикрепили электродетонатор 5 короткозамедленного действия с замедлением 10 миллисекунд, провода от которого вывели через глинистую забойку 9. На лопасти 6 винта 3 с помощью пластичной глины 11 прикрепили отрезок детонирующего шнура 7 длиной 0,10 м с электродетонатором 8 мгновенного действия. Провода обоих электродетонаторов соединили в одну электрическую цепь и через выключатель подсоединили к источнику электрического тока. При замыкании электроцепи сначала произошел взрыв микрозаряда 7 (0,1 м детонирующего шнура), под действием которого винт 3 начал совершать вынужденные колебания, ослабившие его сцепление с валом 1, затем через 10 миллисекунд произошел взрыв основного заряда 4 (2 м детонирующего шнура), под действием которого винт был снят с вала. Глинистая забойка 9 не дала возможности газам мгновенно рассеяться в воздухе и увеличила их давление в пространстве между корпусом и винтом.

Съем винта по предлагаемому способу осуществляется при использовании значительно меньших (по взрывной силе) зарядов и без повреждений корпуса судна и винта.

Формула изобретения

Способ съема судовых винтов, включающий размещение заряда взрывчатого вещества между корпусом судна и винтом и осуществление взрыва, отличающийся тем, что производят опережающий взрыв меньшей мощности на лопасти винта, инициируя его колебания, а размещение заряда взрывчатого вещества выполняют с глинистой забойкой верхнего свободного пространства между корпусом судна и винтом.

РИСУНКИ

Categories: BD_2284000-2284999