Патент на изобретение №2283889

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2283889 (13) C1
(51) МПК

C22C14/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005114842/02, 16.05.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

16.05.2005

(46) Опубликовано: 20.09.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2169782 C1, 27.06.2001. RU 1132567 С, 30.10.1994. JP 2004010963 A, 15.01.2004. WO 03095690 A, 20.11.2003.

Адрес для переписки:

624760, Свердловская обл., г. Верхняя Салда, ул. Парковая, 1, ОАО “Корпорация ВСМПО-АВИСМА”, патентный отдел

(72) Автор(ы):

Тетюхин Владислав Валентинович (RU),
Левин Игорь Васильевич (RU),
Пузаков Игорь Юрьевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ОАО “Корпорация ВСМПО-АВИСМА” (RU)

(54) СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к созданию современных титановых сплавов, обладающих высокой степенью универсальности. Предложен сплав, содержащий следующие компоненты, мас.%: алюминий – 4,0-6,0; ванадий – 4,5-6,0; молибден – 4,5-6,0; хром – 2,0-3,6; железо – 0,2-0,5; цирконий – 0,1 – менее 0,7; кислород – не более 0,2; азот – не более 0,05; титан – остальное. Техническим результатом изобретения является создание титанового сплава, обладающего высокими прочностными и пластическими характеристиками. Сплав может быть использован для изготовления широкой номенклатуры изделий, включая крупногабаритные штамповки и поковки, а также полуфабрикаты малого сечения, такие как прутки, плиты толщиной до 75 мм, которые широко используются для изготовления различных деталей авиационной техники, в том числе крепежа. 2 табл.

Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к созданию универсальных титановых сплавов, используемых для изготовления широкой номенклатуры изделий, включая крупногабаритные штамповки и поковки, а также полуфабрикаты малого сечения, такие как прутки, плиты толщиной до 75 мм, которые широко используются для изготовления различных деталей авиационной техники.

Известен сплав на основе титана следующего состава, мас.%:

Алюминий 4,0-6 3
Ванадий 4,5-5,9
Молибден 4,5-5,9
Хром 2,0-3,6
Железо 0,2-0,8
Цирконий 0,01-0,08
Углерод 0,01-0,25
Кислород 0,03-0,25
Титан остальное

(Патент РФ № 2122040, кл. С 22 С 14/00, 1998)

Данный сплав обладает хорошим сочетанием высокой прочности и пластичности крупногабаритных деталей толщиной до 150-200 мм, закаливаемых в воде или на воздухе. Сплав хорошо деформируется в горячем состоянии и сваривается любым видом сварки.

Однако сплав обладает недостаточным уровнем прочности для изготовления массивных крупногабаритных деталей толщиной более 200 мм, закаливаемых на воздухе.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому изобретению является сплав на основе титана, содержащий, мас.%:

Алюминий 4,0-6,0
Ванадий 4,5-6,0
Молибден 4,5-6,0
Хром 2,0-3,6
Железо 0,2-0,5
Цирконий 0,7-2,0
Кислород не более 0,2
Азот не более 0,05
Титан остальное

(Патент РФ № 2169782, кл. С 22 С 14/00, публ. 2001 г.) – прототип.

Недостатками прототипа являются низкая пластичность и склонность к растрескиванию при осадке в холодную более 40%, что ограничивает его использование при изготовлении крепежа.

Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является создание универсального титанового сплава с необходимыми прочностными и пластическими характеристиками и структурой и возможностью изготовления из него широкой номенклатуры изделий.

Технический результат, достигаемый при осуществлении заявленного изобретения, заключается в регламентации оптимального сочетания – и -стабилизирующих легирующих элементов в сплаве.

Указанный технический результат достигается тем, что в сплаве на основе титана, содержащем алюминий, ванадий, молибден, хром, железо, цирконий, кислород и азот, компоненты сплава взяты в следующем соотношении, мас.%:

Алюминий 4,0-6,0
Ванадий 4,5-6,0
Молибден 4,5-6,0
Хром 2,0-3,6
Железо 0,2-0,5
Цирконий 0,1 – менее 0,7
Кислород не более 0,2
Азот не более 0,05
Титан остальное

Ответственной за высокую прочность сплава является в основном -фаза в силу достаточно широкого набора -стабилизаторов (V, Мо, Cr, Fe), их значительного количества и эффективности влияния на возможность сохранения метастабильного фазового состояния при замедленном охлаждении (например, на воздухе) массивных сечений штамповок. И хотя -фаза является ведущей в процессе упрочнения сплава, усилить тенденцию повышения прочности можно только за счет повышения прочности -фазы, обычная доля которой для этого сплава составляет 60-70%. С этой целью сплав легируется -стабилизатором цирконием. Цирконий образует с -титаном широкий ряд твердых растворов, относительно близок к нему по температуре плавления и плотности, повышает коррозионную стойкость. Легирование цирконием в диапазоне 0,1 – менее 0,7% обеспечивает сочетание высокой прочности и пластичности как для крупногабаритных штамповок и поковок, так и для полуфабрикатов малого сечения, таких как прутки, плиты толщиной до 75 мм, позволяет производить теплую и холодную деформацию со степенью осадки до 60%.

Для исследования свойств заявляемого сплава были изготовлены опытные слитки диаметром 190 мм следующего усредненного состава (данные приведены в таблице 1).

Таблица 1
Сплав Химический состав
Al Mo V Cr Zr Fe O N Ti
1 5,45 5,3 5,35 3,1 0,65 0,4 0,145 0,006 Ост.
2 5,1 5,22 5,1 2,9 0,3 0,41 0,12 0,005 Ост.
3 4,9 4,8 5,0 2,8 0,5 0,3 0,10 0,006 Ост.
4 5,3 5,3 5,2 3,1 0,2 0,4 0,12 0,006 Ост.
5 прототип 5,1 4,9 5,3 3,1 1,2 0,35 0,12 0,006 Ост.

Слитки ковали последовательно в -, +-, -, + – областях с окончательной деформацией в + – области в пределах 45-50% на цилиндрическую заготовку (биллет) диаметром 40 мм.

Далее поковки подвергали следующей термообработке:

а) Обработка на твердый раствор:

нагрев до 790°С, выдержка 3 часа, охлаждение на воздухе.

б) Старение:

нагрев до 560°С, выдержка 8 часов, охлаждение на воздухе.

Механические свойства поковок (усредненные данные в долевом направлении) приведены в таблице 2.

Таблица 2
Сплав 02 (VTS), Мра b (UTS), Мра (А), % (Ra), % K, Mpa/
1 1230 1300 10 21 63
2 1200 1290 15 28 69
3 1110 1190 14 26 71
4 1160 1270 16 32 72
5 прототип 1255 1350 10,5 27 51,5

Как свидетельствуют результаты испытаний механических свойств полученных поковок, микролегирование цирконием в заявленных пределах 0,1 – менее 0,7 мас.% в сочетании с закалкой позволяет сохранить достаточно высокую прочность, при этом обеспечивая хорошую пластичность сплава.

Заявленный титановый сплав по сравнению с прототипом может быть использован для изготовления широкой номенклатуры изделий ответственного назначения, включая крупногабаритные штамповки и поковки, а также полуфабрикаты малого сечения, такие как прутки, плиты толщиной до 75 мм, которые широко используются для изготовления различных деталей авиационной техники, в том числе крепежа.

Формула изобретения

Сплав на основе титана, содержащий алюминий, ванадий, молибден, хром, железо, цирконий, кислород и азот, отличающийся тем, что компоненты сплава взяты в следующем соотношении, мас.%:

Алюминий 4,0-6,0
Ванадий 4,5-6,0
Молибден 4,5-6,0
Хром 2,0-3,6
Железо 0,2-0,5
Цирконий 0,1 – менее 0,7
Кислород Не более 0,2
Азот Не более 0,05
Титан Остальное

Categories: BD_2283000-2283999