|
(21), (22) Заявка: 2005108280/11, 23.03.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
23.03.2005
(46) Опубликовано: 20.09.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1781112 A1, 15.12.1992. FR 2108928 А, 26.05.1972. US 4012062 А, 15.03.1977. DE 4122032 A1, 20.08.1992.
Адрес для переписки:
346500, Ростовская обл., г. Шахты, пл. Ленина, 1, ШИЮРГТУ, гос. эксперту И.И. Кузнецовой
|
(72) Автор(ы):
Сташинов Юрий Павлович (RU), Волков Дмитрий Владимирович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Южно-Российский Государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)” (RU)
|
(54) ПЕСОЧНИЦА ШАХТНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА
(57) Реферат:
Изобретение относится к средствам для увеличения силы сцепления колес транспортного средства с поверхностью дороги, а именно к песочницам, к контролю наличия песка в песочницах. Песочница шахтного электровоза включает емкость для песка. На стенке емкости закреплен датчик ультразвуковых колебаний, выход которого соединен с входом индикаторного устройства. Закрепление датчика на указанной стенке осуществлено в нижней ее части через изолятор ультразвуковых колебаний. В результате повышается безопасность эксплуатации рельсового транспортного средства – электровоза путем контроля наличия песка в песочнице, исключается нахождение электровоза в рейсе при отсутствии песка в песочнице. 1 ил.
Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к шахтным электровозам. В особенности к способам и средствам для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги, приспособлениям к транспортным средствам для разбрасывания гранулированного материала, например песка, а также к рельсовым тормозам, в частности к песочницам, к контролю наличия песка в песочницах, к устройствам для контроля наличия песка в песочницах.
Практически все шахтные электровозы снабжены песочницами, в которых имеется запас песка, и устройствами для подачи песка под ведущие колесные пары (Волотковский С.А. Рудничная электровозная тяга. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Недра, 1981. Стр.183, 1 абзац снизу).
По мере выполнения операций по транспортированию грузов электровозами песок из песочницы расходуется, и наступает момент, когда песочница оказывается пустой (Правила безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03). Серия 05. Выпуск 11 /Колл. авт. – М.: ГУП “Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России”, 2003. – Параграф 366, пункт д), стр.130, требуют производить проверку наличия песка в песочницах при выпуске электровозов из депо в рейс, производить его пополнение при недостаточном количестве в песочнице.
В зависимости от состояния рельсового пути, нагрузки на электровоз и других причин расход песка колеблется в широких пределах, и часто в течение рабочего дня песок заканчивается до захода в депо, а его отсутствие может привести к аварии. Необходим постоянный контроль наличия песка в песочнице. На шахтных электровозах такой контроль отсутствует.
Цель изобретения – повышение безопасности эксплуатации рельсовых транспортных средств – электровоза путем контроля наличия песка в песочнице, для исключения нахождения электровоза в рейсе при отсутствии его в песочнице.
Поставленная цель достигается тем, что емкость песочницы снабжена датчиком ультразвуковых колебаний, размещенным в нижней части емкости песочницы и прикрепленным к ее боковой стенке через изолятор ультразвуковых колебаний. Выход сигнала датчика соединен с электронным усилителем, который соединен с индикаторным устройством.
На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемой песочницы шахтного электровоза.
Предлагаемая песочница шахтного электровоза состоит из емкости 1, наполненной песком 2, который поступает в дозатор 3, откуда он подсыпается под колесо 4, катящееся по рельсу 5. К боковой стенке емкости 1 прикреплен датчик ультразвуковых колебаний 6 через изолятор ультразвуковых колебаний 7. Выход датчика ультразвуковых колебаний 6 соединен с входом электронного усилителя 8, подающего сигнал на индикатор 9, который расположен на пульте управления машиниста электровоза.
Устройство работает следующим образом. После наполнения емкости 1 песком 2 электровоз готов к выходу на линию в рейс. При этом работают вспомогательные механизмы – компрессор и др., электровоз совершает маневровые движения. Работа механизмов сопровождается шумом. В шумовом спектре присутствуют и ультразвуковые частоты. Колебания ультразвуковой частоты передаются через стенки емкости 1 к песку 2, улавливаются датчиком 6 и, после усиления усилителем 8, вызывают срабатывание индикатора 9, который сигнализирует о наличии песка в песочнице.
Работа индикатора будет продолжаться во время движения электровоза, пока уровень песка в емкости не опустится ниже расположения датчика 6. В этом случае колебания ультразвуковой частоты не будут достигать датчика 6, так как изолятор ультразвуковых колебаний 7 (например, из пенопласта) не будет пропускать их от стенок емкости 1 к датчику 6, а прохождение их к датчику по воздуху также будет сильно ослаблено, так как воздух вызывает их сильное затухание.
Ослабление входного ультразвукового сигнала приводит к снижению сигнала на входе усилителя 8, что отражается на состоянии индикатора 9, который сигнализирует о снижении допустимого (минимального) запаса песка в песочнице, который должен быть пополнен. После пополнения песочницы песком процесс прохождения ультразвуковых колебаний к датчику 6 восстанавливается, и состояние индикатора 9 вновь сигнализирует о наличии песка в емкости песочницы.
Предлагаемая песочница шахтного электровоза, по сравнению с известными, отличается тем, что в ней обеспечивается контроль за наличием песка, что повышает безопасность работы транспортного средства. Устройство контроля песка не содержит механических подвижных частей, не занимает много места в песочнице, не препятствует движению песка в емкости, обладает, по сравнению с механическими и электромеханическими устройствами, большей надежностью.
Формула изобретения
Песочница шахтного электровоза, включающая емкость для песка, отличающаяся тем, что на стенке емкости закреплен датчик ультразвуковых колебаний, выход которого соединен с входом индикаторного устройства, причем закрепление датчика на указанной стенке осуществлено в нижней ее части через изолятор ультразвуковых колебаний.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 24.03.2007
Извещение опубликовано: 10.07.2008 БИ: 19/2008
|
|