Патент на изобретение №2156366

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2156366 (13) C1
(51) МПК 7
F02B55/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99104349/06, 02.03.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

02.03.1999

(45) Опубликовано: 20.09.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1017803 А1, 15.05.1983. SU 5218 А1, 30.04.1928. US 1817492 А, 04.08.1931. US 3387596 А, 11.06.1968. DE 3517292 А, 20.11.1986.

Адрес для переписки:

625000, г.Тюмень, ул. Володарского 38, ТюмГНГУ, пат. служба

(71) Заявитель(и):

Тюменский государственный нефтегазовый университет

(72) Автор(ы):

Руденко С.И.,
Кусков В.Н.,
Брянцев А.Ю.,
Курбатов Д.Ю.

(73) Патентообладатель(и):

Тюменский государственный нефтегазовый университет

(54) РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания. Двигатель содержит корпус с профилированной рабочей поверхностью в виде эллипса, цилиндрический ротор, установленный на валу и снабженный двумя качающимися поршнями, контактирующими с рабочей поверхностью корпуса. Двигатель содержит торцевые крышки, систему газообмена, выполненную в виде впускных окон и выпускных окон и свечи зажигания. Эксцентриситет эллипса составляет 0,4-0,8, а малая ось определяет диаметр ротора. Задачей изобретения является снижение затрат на изготовление двигателя. 1 ил.


Изобретение относится к машиностроению, а именно к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания.

Известен роторный двигатель внутреннего сгорания [1], содержащий корпус с профилированной рабочей поверхностью, торцевые крышки, цилиндрический ротор, установленный на валу и снабженный качающимися поршнями, контактирующими с профилированной рабочей поверхностью корпуса и образующими надпоршневые и подпоршневые объемы, систему газообмена, выполненную в виде впускных и выпускных окон, и свечи зажигания. Каждый поршень двигателя снабжен камерой сгорания и перепускным каналом с обратным клапаном, сообщающим камеру сгорания с поршневым объемом, а впускные окна и отверстия под свечи зажигания выполнены в торцевой крышке с возможностью сообщения окон с подпоршневыми объемами, а свечей – с камерами сгорания.

Известный двигатель имеет сложный для изготовления профиль внутренней рабочей поверхности. Поршни снабжены перепускными каналами с подпружиненными обратными клапанами, которые при высоких температурах не надежны и требуют дополнительных затрат труда при сборке, в том числе подгонки сопрягаемых поверхностей.

Изобретение направлено на устранение отмеченных недостатков. По сравнению с известным у предлагаемого двигателя упрощен внутренний профиль рабочей поверхности, что делает его более технологичным при изготовлении. Диаметр ротора определяется размером малой оси эллипса с учетом теплового зазора, а эксцентриситет составляет 0,4-0,8. Указанный интервал обусловлен допустимыми размерами камеры сгорания (меньшая величина) и прочностью крепления поршней (большее значение). Кроме того, отсутствуют обратные клапана, снижены трудовые затраты на изготовление и сборку поршней в результате изменения их конструкции. Предлагаемые усовершенствования повышают надежность эксплуатации двигателя.

На чертеже представлен поперечный разрез роторно-поршневого двигателя.

Двигатель содержит корпус 1 с профилированной рабочей поверхностью в виде эллипса, цилиндрический ротор 2, установленный на центральном валу 3 и снабженный двумя качающимися поршнями 4. Слева по ходу вращения каждый поршень имеет упорную поверхность 5. Поршни 4 установлены на осях 6 и поджаты пружинами 7. Выпускные 8 и впускные 9 отверстия расположены в корпусе 1. Камера сгорания 10 ограничена поверхностями корпуса 1, упорной поверхностью поршня 5 и торцевой крышкой. Между поршнями 4 и корпусом 1, между ротором 2 и корпусом 1 имеются уплотнения 11. В корпусе также выполнены отверстия под свечу зажигания 12. Рабочее пространство ограничено торцовыми крышками.

Двигатель работает следующим образом. При вращении ротора 2 поршни 4 под действием пружин 7 и центробежных сил скользят верхними гранями по рабочим поверхностям корпуса 1, совершая качательные движения между двумя крайними положениями: полностью выдвинутым и полностью убранным в тело ротора.

В промежуточном положении поршней 4 камера сгорания 10 сообщается с впускными отверстиями 9, через которые происходит впрыск топлива под давлением. После этого отверстия 9 закрываются, и происходит воспламенение горючей смеси. Газы взаимодействуют с упорными поверхностями 5 поршней 4, выполняя при этом полезную работу вращения ротора. В это же время тыльные стороны поршней 4 выдавливают отработанные газы предыдущего цикла через выпускное отверстие. Поршни 4 полностью убираются в ротор 2 при повороте вала 3 на 90o относительно изображенного на чертеже положения.

Рабочий ход и выпуск совершаются одновременно, но разными поршнями. За один оборот ротора 2 совершается четыре цикла впрыска топлива и выпуска отработанных газов, чем обеспечивается более ровная работа двигателя.

Таким образом, предложенный двигатель имеет более простой и технологичный профиль рабочей поверхности. Устранена опасность заклинивания обратных клапанов вследствие теплового расширения в процессе работы двигателя.

Иcточники информации

Формула изобретения


Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с профилированной рабочей поверхностью, торцевые крышки, цилиндрический ротор, установленный на валу и снабженный качающимися поршнями, контактирующими с профилированной рабочей поверхностью корпуса и образующими камеру сгорания, систему газообмена, выполненную в виде впускных и выпускных окон, и свечи зажигания, отличающийся тем, что профиль рабочей поверхности представляет собой эллипс, малая ось которого определяет диаметр ротора, а эксцентриситет составляет 0,4 – 0,8.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 03.03.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 12-2003

Извещение опубликовано: 27.04.2003


Categories: BD_2156000-2156999