|
(21), (22) Заявка: 2005106945/06, 10.03.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
10.03.2005
(46) Опубликовано: 27.08.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
МИХЛИН Г.М. Эксплуатация дизельных электрических станций. М.: Энергия, 1968, стр.57-61. RU 2170914 С1, 20.07.2001. SU 1343499 A1, 12.02.1986. RU 2205762 C2, 10.06.2003. SU 599312 A, 24.02.1978. US 2004139943 A, 22.07.2004. US 5996522 A, 07.12.1999. US 3050635 A, 21.08.1962. DE 10150374 A1, 24.04.2003. DE 4024675 С1, 25.07.1991.
Адрес для переписки:
681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27, КнАГТУ, Патентный отдел
|
(72) Автор(ы):
Гринкруг Мирон Соломонович (RU), Гринкруг Яков Соломонович (RU), Ткачева Юлия Ильинична (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет” (ГОУВПО “КнАГТУ”) (RU)
|
(54) СПОСОБ СНИЖЕНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ
(57) Реферат:
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к дизельным электростанциям, включающим два и более дизель-генератора. Изобретение позволяет повысить экономичность дизельных электростанций за счет снижения суммарного расхода топлива. Способ снижения расхода топлива в дизельной электростанции, обслуживающей автономные энергосистемы, имеющей дизель-генераторы разной мощности, заключается в том, что сигналы переменного тока с помощью преобразователя активной мощности трехфазного тока, подключенного к шине дизельной электростанции, преобразуются в сигналы постоянного тока, пропорциональные нагрузке дизельной электростанции, которые поступают на аналоговый вход микроконтроллера, с выхода которого преобразованные сигналы поступают на один из блоков управления дизель-генераторами, осуществляющих пуск и останов дизель-генератораторов. С блока управления сигналы поступают на дизель-генератор, с выхода которого сигналы поступают на вход микроконтроллера, а с выхода микроконтроллера сигналы поступают на выключатель, соединяющий дизель-генератор с шиной электростанции. Останов или пуск конкретного дизель-генератора производится по текущему значению потребляемой мощности, исходя из условия минимизации расхода топлива. Если мощность нагрузки не превышает значение мощности, при котором удельные расходы топлива дизель-генераторов равны, подключается дизель-генератор меньшей мощности, если мощность нагрузки превышает значение мощности, при котором удельные расходы топлива дизель-генератора равны, подключается дизель-генератор большей мощности, а дизель-генератор меньшей мощности отключается. Если же мощность нагрузки превышает значение мощности, при котором расход топлива дизельной электростанции одинаков при работе одного дизель-генератора большей мощности или двух дизель-генераторов, то одновременно с дизель-генератором большей мощности подключается дизель-генератор меньшей мощности и нагрузка распределяется между ними.
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к электроснабжению, и может быть преимущественно использовано в дизельных электростанциях (ДЭС), включающих два и более дизель-генератора (ДГ).
Одним из элементов автономной энергосистемы являются ДЭС, которые осуществляют питание потребителей 0,4 кВ по кабельным линиям (шинам). Нагрузка отдельных элементов является важнейшей характеристикой ее работы. В зависимости от вида нагрузки устанавливаются целесообразные режимы работы сети и выбираются параметры ее элементов.
Из уровня техники не выявлен ближайший аналог, однако известны источники, характеризующие общее состояние уровня техники.
В практике эксплуатации дизельных электростанций изменение мощности дизелей ведет к изменению расхода топлива. Если мощность дизеля не превышает 40% номинальной мощности, то повышается удельной расход топлива, кроме этого из-за низких температур процесса и неустойчивой работы топливной аппаратуры топливо в цилиндрах полностью не сгорает, поэтому будет наблюдаться повышенное загрязнение поршней, колец, цилиндров и элементов выпускного тракта. Загрязнения в свою очередь увеличат износ трущихся деталей и будут способствовать появлению в отработанных газах искр и даже факела пламени. Все сказанное про работу с малой нагрузкой относится еще в большей степени к работе агрегата на холостом ходу. При эксплуатации дизельных электростанций изменение номинальной мощности может быть временным на срок отступления внешних условий от номинала (определенные дни, часы, недели, месяцы) и постоянными, когда станция находится в местности с пониженным давлением или в районах, где средняя суточная температура воздуха четырех наиболее жарких месяцев превышает 30 градусов.
Для устранения указанных недостатков при эксплуатации ДЭС на каждые сутки электростанции рекомендуется иметь график нагрузок, в котором, кроме нагрузок, указываются агрегаты и время их работы. Такой график является как бы программой действия на сутки (заданием). По графику сравнительно легко определяется суточная выработка электроэнергии, а также время работы и нахождения отдельных агрегатов в ремонте и резерве (Г.И.Михлин. Эксплуатация дизельных электрических станций. М.: Энергия, 1968 г., с.57-61). Такой график работы для двух дизель-генераторов представлен на фиг.1.
Эксплуатация ДЭС по графику нагрузок не позволяет эксплуатировать дизель-генераторы и агрегаты сети в экономически выгодном режиме, т.е. устранить все перечисленные выше недостатки в работе ДЭС при нагрузках ниже номинальной.
Задачей заявляемого изобретения является создание способа, повышающего экономичность ДЭС.
Технический результат, достигаемый в процесс решения поставленной задачи, заключается в снижении суммарного расхода топлива в ДЭС.
Указанный технический результат достигается тем, что способ снижения расхода топлива в дизельной электростанции, обслуживающей автономные энергосистемы, имеющей дизель-генераторы разной мощности, заключающийся в том, что сигналы переменного тока с помощью преобразователя активной мощности трехфазного тока, подключенного к шине дизельной электростанции, преобразуются в сигналы постоянного тока, пропорциональные нагрузке дизельной электростанции, которые поступают на аналоговый вход микроконтроллера, с выхода которого преобразованные сигналы поступают на один из блоков управления дизель-генераторами, осуществляющими пуск и останов дизель-генераторов, с блока управления сигналы поступают на дизель-генератор, с выхода которого сигналы поступают на вход микроконтроллера, а с выхода микроконтроллера сигналы поступают на выключатель, соединяющий дизель-генератор с шиной электростанции, при этом останов или пуск конкретного дизель-генератора производится по текущему значению потребляемой мощности, исходя из условия минимизации расхода топлива, при этом, если мощность нагрузки не превышает значение мощности, при котором удельные расходы топлива дизель-генераторов равны, подключается дизель-генератор меньшей мощности, если мощность нагрузки превышает значение мощности, при котором удельные расходы топлива дизель-генератора равны, подключается дизель-генератор большей мощности, а дизель-генератор меньшей мощности отключается, если же мощность нагрузки превышает значение мощности, при котором расход топлива дизельной электростанции одинаков при работе одного дизель-генератора большей мощности или двух дизель-генераторов, то одновременно с дизель-генератором большей мощности подключается дизель-генератор меньшей мощности и нагрузка распределяется между ними.
Переключения осуществляются в соответствии с условиями:
Рнагр
кр1, подключен ДГ меньшей мощности,
Pкp1
нагр
кp2, подключен ДГ большей мощности,
Рнагр>Ркр2, ДГ работают параллельно,
где Рнагр – мгновенная мощность нагрузки кВт; Pкp1 – мощность нагрузки, при которой удельный расход топлива ДГ одинаков; Ркр2 – мощность нагрузки, превышающая номинальную мощность ДГ большей мощности (конкретное значение которой определяется из условия равенства расхода топлива при работе ДГ большей мощности и расхода топлива при одновременной работе двух ДГ на ту же нагрузку).
Способ реализуется следующим образом: на фиг.2 приведена схема включения ДГ разной мощности на ДЭС. На фиг.2 показаны два рабочих ДГ I и II разной мощности, мощность ДГ I меньше мощности ДГ II. ДГ I и ДГ II разной номинальной мощности подключаются к нагрузке при помощи выключателей F1 и F2. При малой нагрузке работает ДГ I на всю нагрузку, выключатель F1 (например, ВМБМ или ВК) при этом включен, а выключатель F2 выключен. При увеличении нагрузки с преобразователя мощности ПМ (например, Е895) сигнал поступает на микроконтроллер МК (например, Modicon Micro 612), который подает сигнал на блок управления БУ (например, ЩАУ-2) ДГ II, при этом ДГ II запускается. После запуска ДГП сигнал с ДГ II подается на микроконтроллер МК, который подает сигнал на включение выключателя F2 и отключение выключателя F1 и ДГ I. При этом на всю нагрузку работает ДГ II. При дальнейшем повышении нагрузки с преобразователя мощности поступает сигнал на микроконтроллер МК, который подает сигнал на блок управления ДГ I. После запуска ДП сигнал с ДГ I поступает на микроконтроллер МК, который подает сигнал на выключатель F1. Выключатель F1 включается, и оба ДГ работают на нагрузку, которая распределяется между ними.
При снижении нагрузки с преобразователя ПМ поступает сигнал на микроконтроллер МК, который подает сигнал на блок управления ДГ I и выключатель F1. ДГ I отключается, а выключатель F1 размыкается. При дальнейшем уменьшении нагрузки с преобразователя мощности ПМ поступает сигнал на микроконтроллер МК, который подает сигнал на блок управления БУ ДГ I, при этом запускается ДГ I. С ДГ I подается сигнал на микроконтроллер МК, который подает сигнал на выключатели F1 и F2 и блок управления ДГ II. Выключатель F1 замыкается, ДТП отключается, выключатель F2 размыкается и на всю нагрузку начинает работать ДП.
Таким образом, при малой нагрузке работает один ДГ малой мощности, при повышенной нагрузки работает ДГ большей мощности, а при режиме близкой к максимальной нагрузке работают оба ДГ. Предложенная схема обеспечивает включение и отключение ДГ без потери напряжения на нагрузке. При этом режимы работы ДГ выбираются из условия минимального расхода топлива.
Формула изобретения
Способ снижения расхода топлива в дизельной электростанции, обслуживающей автономные энергосистемы, имеющей дизель-генераторы разной мощности, заключающийся в том, что сигналы переменного тока с помощью преобразователя активной мощности трехфазного тока, подключенного к шине дизельной электростанции, преобразуются в сигналы постоянного тока, пропорциональные нагрузке дизельной электростанции, которые поступают на аналоговый вход микроконтроллера, с выхода которого преобразованные сигналы поступают на один из блоков управления дизель-генераторами, осуществляющими пуск и останов дизель-генератораторов, с блока управления сигналы поступают на дизель-генератор, с выхода которого сигналы поступают на вход микроконтроллера, а с выхода микроконтроллера сигналы поступают на выключатель, соединяющий дизель-генератор с шиной электростанции, при этом останов или пуск конкретного дизель-генератора производится по текущему значению потребляемой мощности исходя из условия минимизации расхода топлива, при этом, если мощность нагрузки не превышает значение мощности, при котором удельные расходы топлива дизель-генераторов равны, подключается дизель-генератор меньшей мощности, если мощность нагрузки превышает значение мощности, при котором удельные расходы топлива дизель-генератора равны, подключается дизель-генератор большей мощности, а дизель-генератор меньшей мощности отключается, если же мощность нагрузки превышает значение мощности, при котором расход топлива дизельной электростанции одинаков при работе одного дизель-генератора большей мощности или двух дизель-генераторов, то одновременно с дизель-генератором большей мощности подключается дизель-генератор меньшей мощности и нагрузка распределяется между ними.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 11.03.2007
Извещение опубликовано: 10.08.2008 БИ: 22/2008
|
|