|
(21), (22) Заявка: 2004117513/02, 08.06.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
08.06.2004
(43) Дата публикации заявки: 10.01.2006
(46) Опубликовано: 20.08.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1791090 A1, 30.01.1993. RU 2082579 C1, 27.06.1997. SU 541053 A1, 30.12.1976. SU 1559227 A1, 23.04.1990. DE 10125479 A1, 28.11.2002. US 3419949 A, 07.01.1969.
Адрес для переписки:
344038, г.Ростов-на-Дону, пл. Полка народного ополчения, 2, РГУПС, НИЧ
|
(72) Автор(ы):
Колесников Владимир Иванович (RU), Евдокимов Юрий Андреевич (RU), Корниенко Борис Николаевич (RU), Фокин Игорь Николаевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Колесников Владимир Иванович (RU), Евдокимов Юрий Андреевич (RU), Корниенко Борис Николаевич (RU), Фокин Игорь Николаевич (RU)
|
(54) НЕПОДВИЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при восстановлении и ремонте деталей цилиндрической формы. Соединение содержит тонкостенную втулку, выполненную из нескольких вкладышей. Одни вкладыши приклеены к валу, а другие – к поверхности детали с отверстием. При этом на поверхность каждого вкладыша, противоположную приклеенной, нанесено антифрикционное покрытие. В результате снижается влияние фреттинг-коррозии на долговечность соединения, обеспечивается возможность его легкой разборки и исключается проворачивание сопрягаемых деталей. 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ремонтном производстве.
Известны различные способы соединения цилиндрических деталей:
– жесткое механическое соединение, например шпоночное;
– соединение трением, например прессовая посадка;
– соединение по контактирующим поверхностям, например сваркой или склеиванием (см. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. М.: Машиностроение, 1982 г.).
Первые два способа не исключают возникновение фреттинг-коррозии контактных поверхностей соединения, их износа в результате микроперемещений и, вследствие этого, нарушения работоспособности соединений. Третий способ исключает возможность микроперемещений контактных поверхностей, а следовательно, и износ от фреттинг-коррозии, но затрудняет разборку соединения при проведении ремонтных работ.
Кроме того, все способы плохо подходят для ремонта изношенных соединений, т.к. в этом случае необходимо восстанавливать первоначальные размеры деталей и обеспечивать их центровку при сборке.
Наиболее близким техническим решением является “Способ восстановления изношенных деталей” (см. Авторское свидетельство №SU 1791090 А1 от 23.07.90 г.; МКИ В 23 Р 6/00. БИ №4 от 30.01.93 г.).
В этом случае предлагается установить между сопрягаемыми деталями дополнительную тонкостенную разрезную втулку. Для защиты соединения от изнашивания вследствие фреттинг-коррозии втулку покрывают антифрикционным покрытием.
Способ позволяет упростить проведение ремонтных работ.
Недостатком такой конструкции является возможность проворачивания соединяемых деталей относительно друг друга при недостаточном натяге, что трудно обеспечить при в условиях ремонтного производства. При чрезмерном натяге может быть нарушена работоспособность узла, например заклинивание подшипника качения.
Изобретением решается задача снижения влияния фреттинг-коррозии на долговечность соединения вал-отверствие, исключения проворачивания сопрягаемых деталей и возможности легкой разборки соединения.
Это достигается тем, что в неподвижном соединении деталей цилиндрической формы, содержащем установленную между сопрягаемыми деталями тонкостенную втулку с антифрикционным покрытием, согласно изобретению втулка выполнена из вкладышей. Вкладыши имеют с одной стороны антифрикционное покрытие, с другой – покрыты клеем. При этом одну часть вкладышей приклеивают к валу, а другую приклеивают к поверхности отверствия. В результате образуется соединение, которое не допускает проворачивания деталей, исключает поражение фреттинг-коррозией, но позволяет легко производить его демонтаж.
Изобретение поясняется чертежом, где 1 – вал, 2 – втулка, 3 – вкладыш, 4 – антифрикционное покрытие, 5 – клеевой слой. Показан пример выполнения предлагаемого соединения с использованием четырех вкладышей. Для восстановления изношенного соединения “вал-подшипник качения” редуктора привода генератора пассажирского вагона опорную шейку вала необходимо проточить. При этом диаметр шейки уменьшили на двойную толщину ленты, примененной для изготовления вкладышей (на 1 мм).
На внутреннюю поверхность одного вкладыша наносится антифрикционное покрытие, на наружную поверхность – слой анаэробного клея. На втором вкладыше наоборот – на внутреннюю поверхность наносится слой анаэробного клея, на внешнюю – антифрикционное покрытие (например, фторопластовое).
Подшипник качения вместе с вкладышами устанавливается на вал по скользящей посадке.
Такой узел испытывался в течение 1 года в эксплуатационных условиях. Параллельно были испытаны соединения, выполненные без предлагаемых втулок.
Установлено что в первом случае в соединении “вал-подшипник” не произошло повреждений, во втором случае поверхность вала и подшипника были подвержены фреттинг-коррозии.
Формула изобретения
Неподвижное соединение деталей цилиндрической формы, содержащее вал и деталь с отверстием, между которыми установлена тонкостенная втулка с антифрикционным покрытием, отличающееся тем, что тонкостенная втулка выполнена в виде нескольких вкладышей, одни из которых приклеены к валу, а другие – к поверхности детали с отверстием, при этом поверхность каждого вкладыша, противоположная приклеенной, выполнена с нанесенным на нее антифрикционным покрытием.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 09.06.2007
Извещение опубликовано: 27.01.2009 БИ: 03/2009
|
|