Патент на изобретение №2282066

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2282066 (13) C2
(51) МПК

F16B11/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2004117513/02, 08.06.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

08.06.2004

(43) Дата публикации заявки: 10.01.2006

(46) Опубликовано: 20.08.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1791090 A1, 30.01.1993. RU 2082579 C1, 27.06.1997. SU 541053 A1, 30.12.1976. SU 1559227 A1, 23.04.1990. DE 10125479 A1, 28.11.2002. US 3419949 A, 07.01.1969.

Адрес для переписки:

344038, г.Ростов-на-Дону, пл. Полка народного ополчения, 2, РГУПС, НИЧ

(72) Автор(ы):

Колесников Владимир Иванович (RU),
Евдокимов Юрий Андреевич (RU),
Корниенко Борис Николаевич (RU),
Фокин Игорь Николаевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Колесников Владимир Иванович (RU),
Евдокимов Юрий Андреевич (RU),
Корниенко Борис Николаевич (RU),
Фокин Игорь Николаевич (RU)

(54) НЕПОДВИЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при восстановлении и ремонте деталей цилиндрической формы. Соединение содержит тонкостенную втулку, выполненную из нескольких вкладышей. Одни вкладыши приклеены к валу, а другие – к поверхности детали с отверстием. При этом на поверхность каждого вкладыша, противоположную приклеенной, нанесено антифрикционное покрытие. В результате снижается влияние фреттинг-коррозии на долговечность соединения, обеспечивается возможность его легкой разборки и исключается проворачивание сопрягаемых деталей. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ремонтном производстве.

Известны различные способы соединения цилиндрических деталей:

– жесткое механическое соединение, например шпоночное;

– соединение трением, например прессовая посадка;

– соединение по контактирующим поверхностям, например сваркой или склеиванием (см. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. М.: Машиностроение, 1982 г.).

Первые два способа не исключают возникновение фреттинг-коррозии контактных поверхностей соединения, их износа в результате микроперемещений и, вследствие этого, нарушения работоспособности соединений. Третий способ исключает возможность микроперемещений контактных поверхностей, а следовательно, и износ от фреттинг-коррозии, но затрудняет разборку соединения при проведении ремонтных работ.

Кроме того, все способы плохо подходят для ремонта изношенных соединений, т.к. в этом случае необходимо восстанавливать первоначальные размеры деталей и обеспечивать их центровку при сборке.

Наиболее близким техническим решением является “Способ восстановления изношенных деталей” (см. Авторское свидетельство №SU 1791090 А1 от 23.07.90 г.; МКИ В 23 Р 6/00. БИ №4 от 30.01.93 г.).

В этом случае предлагается установить между сопрягаемыми деталями дополнительную тонкостенную разрезную втулку. Для защиты соединения от изнашивания вследствие фреттинг-коррозии втулку покрывают антифрикционным покрытием.

Способ позволяет упростить проведение ремонтных работ.

Недостатком такой конструкции является возможность проворачивания соединяемых деталей относительно друг друга при недостаточном натяге, что трудно обеспечить при в условиях ремонтного производства. При чрезмерном натяге может быть нарушена работоспособность узла, например заклинивание подшипника качения.

Изобретением решается задача снижения влияния фреттинг-коррозии на долговечность соединения вал-отверствие, исключения проворачивания сопрягаемых деталей и возможности легкой разборки соединения.

Это достигается тем, что в неподвижном соединении деталей цилиндрической формы, содержащем установленную между сопрягаемыми деталями тонкостенную втулку с антифрикционным покрытием, согласно изобретению втулка выполнена из вкладышей. Вкладыши имеют с одной стороны антифрикционное покрытие, с другой – покрыты клеем. При этом одну часть вкладышей приклеивают к валу, а другую приклеивают к поверхности отверствия. В результате образуется соединение, которое не допускает проворачивания деталей, исключает поражение фреттинг-коррозией, но позволяет легко производить его демонтаж.

Изобретение поясняется чертежом, где 1 – вал, 2 – втулка, 3 – вкладыш, 4 – антифрикционное покрытие, 5 – клеевой слой. Показан пример выполнения предлагаемого соединения с использованием четырех вкладышей. Для восстановления изношенного соединения “вал-подшипник качения” редуктора привода генератора пассажирского вагона опорную шейку вала необходимо проточить. При этом диаметр шейки уменьшили на двойную толщину ленты, примененной для изготовления вкладышей (на 1 мм).

На внутреннюю поверхность одного вкладыша наносится антифрикционное покрытие, на наружную поверхность – слой анаэробного клея. На втором вкладыше наоборот – на внутреннюю поверхность наносится слой анаэробного клея, на внешнюю – антифрикционное покрытие (например, фторопластовое).

Подшипник качения вместе с вкладышами устанавливается на вал по скользящей посадке.

Такой узел испытывался в течение 1 года в эксплуатационных условиях. Параллельно были испытаны соединения, выполненные без предлагаемых втулок.

Установлено что в первом случае в соединении “вал-подшипник” не произошло повреждений, во втором случае поверхность вала и подшипника были подвержены фреттинг-коррозии.

Формула изобретения

Неподвижное соединение деталей цилиндрической формы, содержащее вал и деталь с отверстием, между которыми установлена тонкостенная втулка с антифрикционным покрытием, отличающееся тем, что тонкостенная втулка выполнена в виде нескольких вкладышей, одни из которых приклеены к валу, а другие – к поверхности детали с отверстием, при этом поверхность каждого вкладыша, противоположная приклеенной, выполнена с нанесенным на нее антифрикционным покрытием.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 09.06.2007

Извещение опубликовано: 27.01.2009 БИ: 03/2009


Categories: BD_2282000-2282999