|
(21), (22) Заявка: 2005100689/28, 11.01.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
11.01.2005
(46) Опубликовано: 10.08.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 862049 A1, 07.09.1981. SU 991259 A1, 23.01.1983. RU 2147737 C1, 20.04.2000. GB 1158125, 16.07.1969.
Адрес для переписки:
400131, г.Волгоград, пр. Ленина, 28, ВолгГТУ, Отдел интеллектуальной собственности
|
(72) Автор(ы):
Лебедев Евгений Игоревич (RU), Зорин Илья Васильевич (RU), Соколов Геннадий Николаевич (RU), Лысак Владимир Ильич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ) (RU)
|
(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ПОКРЫТИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к испытательной технике. Сущность: срезают часть покрытия под острым углом к рабочей поверхности образца. Сопрягают контробразец и образец по их исследуемым поверхностям, нагружают их сжимающей силой, осуществляют относительное скольжение контробразца и образца и определяют интенсивность износа последнего. Предварительно осуществляют нагрев образца в атмосфере аргона до температуры испытания, находящейся в интервале рабочих температур, характерных для типа испытуемого металла. В качестве контробразца используют индентор с нагрузкой 0,5-1,0 Н, выполненный в виде алмазного конуса с углом 100-150° на рабочей части. Относительное скольжение контробразца и образца осуществляют со скоростью испытания, находящейся в пределах 2-5,5 мм/с, на расстояние l=10 мм, где l – путь движения индентора, с образованием трека на рабочей поверхности образца, а показатель износостойкости определяют из соотношения. Технический результат: повышение достоверности испытаний. 6 ил., 2 табл.
Изобретение относится к испытаниям металлических покрытий на изнашивание при трении в условиях высоких температур, в частности к определению износостойкости горячего наплавленного в качестве покрытия металла.
Известен способ испытания материалов при высоких температурах (см. авт.св. №1428996, МПК G 01 N 3/56, опубл. 1988 г., Бюл. №37). В способе нагревают контртело и приводят его в соприкосновение с образцом, нагружают их сжимающей силой, после чего контртело приводят во вращение. В ходе истирания образца на его поверхности разрушается окисная пленка и таким образом обеспечивается получение абразивных частиц в зоне трения. Затем регистрируют износ образца.
Но этот способ предусматривает нагрев контртела, а не испытуемого металла, что не позволяет получить достоверной картины его износа при высоких температурах, т.к. образец металла не прогрет по всему объему. К тому же само контртело изнашивается в процессе проведения испытаний, что приводит к изменению условий трения в процессе проведения опытов.
Известен способ определения износостойкости (см. авт.св. №947706, МПК G 01 N 3/56, опубл. 1982 г., Бюл. №28). В этом способе по исследуемой поверхности синхронно возвратно-поступательно перемещают инденторы под нагрузкой. Перемещение индеторов производят многократно по одним и тем же параллельным траекториям. Испытания проводят до полного разрушения исследуемой зоны металла и измеряют число циклов возвратно-поступательного движения, по числу которых судят об износостойкости материала.
Но этот способ предусматривает исследования материалов при нормальной температуре и не дает представления об их износостойкости при высоких температурах. Так же инденторы изнашиваются в процессе трения, что ведет к изменению физико-химических условий в контакте образец-индентор, и вносит погрешность в эксперимент.
Наиболее близким к изобретению является способ определения износостойкости покрытия (см. авт.св. №862049, МПК G 01 N 3/56, опубл. 1981 г., Бюл. №33). По этому способу часть покрытия срезают под острым углом к рабочей поверхности образца, сопрягают контробразец и образец по их исследуемым поверхностям, нагружают их сжимающей силой, осуществляют относительное скольжение контробразца и образца и определяют интенсивность износа последнего.
Но этот способ, как и предыдущий, предусматривает исследования материалов при нормальной температуре и не дает достоверных данных об их износостойкости при высоких температурах. Так же индентор изнашивается в процессе трения, что ведет к изменению физико-химических условий в контакте образец-индентор, и вносит погрешность в эксперимент.
Задачей предлагаемого технического решения является создание такого способа определения износостойкости покрытия, который мог обеспечивать неизменность физико-химических условий в контакте образец-индентор, а также давал возможность определять износостойкость покрытия при высоких температурах.
Технический результат заключается в повышении достоверности способа за счет применения в качестве контртела индентора с алмазным конусом на рабочей части, что дает возможность получать постоянные физико-химические условия в контакте контртело-испытуемый материал в широком диапазоне температур, а также за счет рационального сочетания кинематических параметров испытания (давления в контакте, скорости скольжения).
Технический результат достигается тем, что в способе определения износостойкости покрытия, нанесенного на рабочую поверхность образца срезают часть покрытия под острым углом к рабочей поверхности образца, сопрягают контробразец и образец по их исследуемым поверхностям, нагружают их сжимающей силой, осуществляют относительное скольжение контробразца и образца и определяют интенсивность износа последнего, при этом предварительно осуществляют нагрев образца в атмосфере аргона до температуры испытания Тисп, находящейся в интервале рабочих температур, характерных для типа испытуемого металла, а в качестве контробразца используют индентор с нагрузкой 0,5-1,0 Н, выполненный в виде алмазного конуса с углом 100°-150° на рабочей части, причем относительное скольжение контробразца и образца осуществляют со скоростью испытания Vисп, находящейся в пределах 2-5,5 мм/с, на расстояние l=10 мм, где l – путь движения индентора, с образованием трека на рабочей поверхности образца, а показатель износостойкости определяют из соотношения 
где – объем деформированного металла, b – ширина трека, а – глубина трека.
Нагрев образца осуществляется до температуры испытаний Тисп, которая находится в интервале температур, характерных для условий работы исследуемого материала покрытия. Это позволяет приблизить условия испытания металлического покрытия к реальным условиям его работы, что повышает достоверность способа определения износостойкости покрытия.
Нагрузка на индентор находится в диапазоне 0,5-1,0 Н, что позволяет получить удовлетворительное формирование трека. При нагрузке менее 0,5 Н трек формируется неудовлетворительно, а при нагрузке более 1,0 Н возможно хрупкое разрушение (скол) алмазного конуса индентора, что не позволяет получить достоверные данные об износостойкости покрытия.
Для получения трека используется индентор, выполненный в виде алмазного конуса с углом в диапазоне 120°-150° на его рабочей части. Такой диапазон угла конуса индентора позволяет получить удовлетворительное формирование трека. При угле менее 100° возможен скол алмазного конуса индентора, и неудовлетворительное формирование трека (фиг.6). При угле более 150° трек не образуется.
Материал индентора выбран исходя из условий постоянства параметров исследований, т.к. алмаз ввиду своих высоких твердости и температуры плавления, не испытывает никаких изменений при нагреве образца в инертной атмосфере до необходимой температуры испытаний, что обеспечивает постоянство физико-химических условий в контакте образец-индентор и повышает достоверность способа. Конусная форма индентора (фиг.4) обеспечивает получение пластической деформации металла покрытия без составляющей резания. В противном случае оценка результатов исследований затруднена.
Скорость относительного скольжения при проведении исследований находится в диапазоне 2-5,5 мм/с. Такой диапазон характерен для оптимальной скорости пластической деформации горячего наплавленного металлического покрытия различных систем легирования. Максимальная скорость движения индентора (5,5 мм/с) ограничена появлением в треке характерных волн, природа которых связана с накоплением и перемещением дислокации. Уменьшение скорости движения индентора менее 2 мм/с приводит к необоснованному увеличению времени испытаний.
Для получения достоверных результатов исследований объем деформированного металла рассчитывается на длине l=10 мм по центру образца. Это обусловлено тем, что в центральной части образца на этой длине испытуемый материал прогрет проходящим током равномерно (фиг.2). За пределами этого расстояния температура материала снижается, что приводит к изменениям условий эксперимента и получению недостоверных результатов.
Показатель износостойкости определяют как где – объем деформированного металла, мм3, b – ширина трека, мм, а – глубина трека, мм (фиг.3).
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 изображена установка, изготовленная для реализации способа;
На фиг.2 изображено распределение температур по длине образца;
На фиг.3 изображена схема трека;
На фиг.4 изображен контробразец (индентор);
На фиг.5 приведена фотография трека (материал 35Х3В9ФС×400);
На фиг.6 приведена фотография неудовлетворительно сформированного трека.
Установка, изготовленная для реализации способа, состоит из основания 1, на котором укреплен мотор-редуктор 2 и направляющая 3, которая обеспечивает прямолинейное движение каретки 4 с зажимом 5. Также к основанию 1 крепится герметичная камера 6, в которой предусмотрены отверстия для подвода сварочных кабелей и поддува аргона. Муфта 7 соединяет мотор-редуктор 2 с передачей винт-гайка 8. На гайке 8 жестко закреплена каретка 4. В зажиме 5 закрепляется индентор 9 с алмазным конусом на рабочей части и сменные грузы 10.
Способ реализуется следующим образом.
Предварительно срезают часть покрытия под острым углом к рабочей поверхности образца 11 и закрепляют его на направляющей 3 (фиг.1). Включают источник питания 12, который нагревает образец 11 проходящим током до температуры испытания Тисп, находящейся в интервале рабочих температур, характерных для типа испытуемого металла, и одновременно осуществляют продувку аргоном герметичной камеры 6. При достижении необходимой температуры испытаний индентор 9, выполненный в виде алмазного конуса с углом 100°-150° на рабочей части, сопрягают с образцом 11, с нагрузкой 10 на образец 0,5-1,0 Н и включают мотор-редуктор 2, который через муфту 7 и передачу винт – гайка 8 передает движение каретке 4, в которой закреплен зажим 5 индентора 9, осуществляя относительное скольжение индентора 9 и образца 11 со скоростью испытания Vисп, находящейся в пределах 2-5,5 мм/с и на расстояние l=10 мм, где l – путь движения индентора, с образованием трека 13 (фиг.3) на рабочей поверхности образца 11. Перед испытанием проверяют перпендикулярность индентора 9 относительно поверхности образца 11. После завершения испытания выключают источник питания 12, а поддув аргона продолжают до полного остывания образца. После этого образец снимают с установки и на микроскопе измеряют ширину трека b 13, а глубину трека а рассчитывают как После чего рассчитывают объем деформированного металла 14 по которому рассчитывают показатель износостойкости 
где b – ширина трека;
а – глубина трека;
Vд – объем пластически деформированного металла.
Критерием достоверности результатов испытаний служит постоянство физико-химических условий в контакте образец-индентор, обеспечиваемое неизменностью физических и химических характеристик материала индентора независимо от температуры в контакте.
Пример
Проводили испытания наплавленного металла следующего химического состава: 260Х24Н67М4Б2, полученного путем гелиедуговой наплавки порошковой проволоки ППНВ-7 на заготовку из стали 3.
Предварительно срезали часть покрытия под острым углом к рабочей поверхности образца закрепляли его на направляющей. Включали источник питания, который нагревал образец проходящим током до температуры 950°С, и одновременно осуществляли продувку аргоном герметичной камеры. При достижении этой температуры испытаний индентор, выполненный в виде алмазного конуса с углом 120° на рабочей части, сопрягали с образцом, с нагрузкой на образец 0,5 Н и включали мотор-редуктор, который через муфту и передачу винт – гайка передавал движение каретке, в которой закреплен зажим индентора, осуществляя относительное скольжение индентора и образца со скоростью испытания Vисп=4 мм/с, и на расстояние l=10 мм, где l – путь движения индентора с образованием трека на рабочей поверхности образца. Перед испытанием проверяли перпендикулярность индентора относительно поверхности образца. После завершения испытания выключали источник питания, а поддув аргона продолжали до полного остывания образца. После этого образец снимали с установки и на микроскопе измеряли ширину трека. В данном эксперименте получили следующие результаты: b=0,02 мм, а=0,00577 мм, Vдеф=0,000577 мм3, I=1,73.
Результаты остальных испытаний приведены в таблице 1. Испытания проводили при оптимальных значениях параметров: скорость скольжения индентора V=4 мм/сек; нагрузка Р=0,5 Н; угол алмазного конуса 120°. Влияние параметров заявляемого способа на его достоверность представлено в таблице 2, из которой следует, что нахождение параметров в заявляемых диапазонах позволяет получить достоверные результаты.
Таблица 1 |
Результаты испытаний различных металлических покрытий |
Тип наплавленного металла |
Температура испытаний, °С |
Результаты испытаний |
Ширина трека, b, мм |
Объем деформированного металла Vд, мм3×10-3 |
Показатель износостойкости, I |
Конструкционные стали |
Сталь 3 |
20 |
0,2 |
11,5 |
0.087 |
Сталь 40 |
0,1 |
1,45 |
0,67 |
Углеродистые стали |
У10 |
20 |
0,09 |
1,17 |
0,85 |
У12 |
0,08 |
0,92 |
1,09 |
Низкоуглеродистые низколегированные стали |
07ХГНМ |
20 |
0,08 |
0,92 |
1,09 |
20ХГ |
20 |
0,08 |
0,92 |
1,09 |
20Х4МГ2СФ |
500 |
0,08 |
0,92 |
1,09 |
Углеродистые низколегированные стали |
70Х2 |
20 |
0,9 |
1,17 |
0,85 |
90Х2 |
20 |
0,08 |
0,92 |
1,09 |
80Х4С |
350 |
0,07 |
0,7 |
1,43 |
Марганцовистые аустенитные стали |
110Г13 |
20 |
0,06 |
0,52 |
1,92 |
100Г19Х25 |
600 |
0,055 |
0,42 |
2,38 |
120Г17Х9Б3 |
500 |
0,06 |
0,52 |
1,92 |
Высоколегированные углеродистые хромистые сплавы |
80Х20Р3Т |
20 |
0,07 |
0,7 |
1,43 |
480Х38В2 |
500 |
0,07 |
0,7 |
1,43 |
240Х29С2Р2 |
400 |
0,06 |
0,52 |
1,92 |
Хромистые стали |
10Х13 |
20 |
0,1 |
1,45 |
0,67 |
200Х12ВФ |
500 |
0,08 |
0,92 |
1,09 |
180Х6Т6Г2СМ |
300 |
0,09 |
1,17 |
0,85 |
Хром-молибден и хром-молибден-вольфрамовые теплостойкие стали |
35Х7М2Г1Т |
600 |
0,1 |
1,45 |
0,67 |
30Х3В3М3ФС |
700 |
0,1 |
1,45 |
0,67 |
80Х4В18К5Ф2 |
800 |
0,08 |
0,92 |
1,09 |
Хромоникелевые и хромоникельмарганцевые стали |
06Х18Н10Т |
350 |
0,08 |
0,92 |
1,09 |
20Х20Н10Г6Т |
350 |
0,07 |
0,7 |
1,43 |
6Х15Н35М6Б1 |
600 |
0,08 |
0,92 |
1,09 |
Сплавы на основе никеля |
90Х29Н62М6СР |
850 |
0,03 |
0,129 |
7,75 |
50Х13Н80В2С4Р |
700 |
0,03 |
0,129 |
7,75 |
260Х26Н64М6Н2 |
850 |
0,02 |
0,0577 |
17,3 |
Сплавы на основе кобальта |
03Х29К55В16Н10Г |
1000 |
0,03 |
0,129 |
7,75 |
160Х28К60В8Н2СГ |
1200 |
0,03 |
0,129 |
7,75 |
30Х27К66М4ГС |
900 |
0,03 |
0,129 |
7,75 |
Экспериментальный сплав на основе алюминида никеля |
80Х4Н74Ю10М3В3Ц2 |
1300 |
0,03 |
0,129 |
7,75 |
Таблица 2 |
Влияние условий испытаний на достоверность результатов способа определения износостойкости покрытия |
Параметр |
Значения параметров |
Результат |
Постоянство физико-химических условий в контакте образец-индентор |
Скорость скольжения индентора V, мм/сек |
2,0 |
Равномерная пластическая деформация покрытия |
не претерпевают изменений |
5,5 |
3,0 |
1,0 |
Необоснованное увеличение продолжительности опыта |
|
6,0 |
Появление в треке характерных волн, природа которых связана с накоплением и перемещением дислокаций |
изменяется |
Нагрузка Р, Н |
0,5 |
Удовлетворительное формирование трека |
не претерпевают изменений |
1,0 |
0,7 |
0,3 |
Неудовлетворительное формирование трека |
1,2 |
Неудовлетворительное формирование трека |
Угол заточки алмазного конуса индентора |
100 |
Удовлетворительное формирование трека |
не претерпевают изменений |
150 |
120 |
90 |
Возможен скол алмазного конуса индентора, неудовлетворительное формирование трека |
160 |
Трек не образуется |
Использование предлагаемого способа определения износостойкости покрытия дает в сравнении с известными способами определения износостойкости следующий технический результат:
повышение достоверности способа за счет применения в качестве контртела индентора с алмазным конусом на рабочей части, что дает возможность получать постоянные физико-химические условия в контакте контртело-испытуемый материал в широком диапазоне температур (20-1400°С), а также за счет рационального сочетания кинематических параметров испытаний (давления в контакте, скорости скольжения).
Формула изобретения
Способ определения износостойкости покрытия, нанесенного на рабочую поверхность образца, заключающийся в том, что срезают часть покрытия под острым углом к рабочей поверхности образца, сопрягают контробразец и образец по их исследуемым поверхностям, нагружают их сжимающей силой, осуществляют относительное скольжение контробразца и образца и определяют интенсивность износа последнего, отличающийся тем, что предварительно осуществляют нагрев образца в атмосфере аргона до температуры испытания Тисп, находящейся в интервале рабочих температур, характерных для типа испытуемого металла, а в качестве контробразца используют индентор с нагрузкой 0,5-1,0 Н, выполненный в виде алмазного конуса с углом 100-150° на рабочей части, причем относительное скольжение контробразца и образца осуществляют со скоростью испытания Vисп, находящейся в пределах 2-5,5 мм/с, на расстояние l=10 мм, где l – путь движения индентора, с образованием трека на рабочей поверхности образца, а показатель износостойкости определяют из соотношения I=l/Vд·103, где Vд=l/2·b·а·l – объем деформированного металла, b – ширина трека, а – глубина трека.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 12.01.2007
Извещение опубликовано: 20.06.2008 БИ: 17/2008
|
|