Патент на изобретение №2281342
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) КОРРОЗИОННО-СТОЙКИЙ СПЛАВ НА ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВОЙ ОСНОВЕ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области металлургии, а именно к железоникелевым сплавам, обладающим высокой стойкостью против высокотемпературной коррозии в расплавах карбонатов щелочных металлов, предназначенных для длительной эксплуатации при температурах до 700°С и используемых в деталях батарей топливных элементов электрохимических генераторов. Предложен коррозионно-стойкий сплав на железоникелевой основе, содержащий хром, никель, алюминий, иттрий, углерод, титан, кремний, марганец и железо, при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод не более 0,2, кремний 0,1-0,8, марганец 0,1-0,8, хром 28,0-32,0, никель 43,0-47,0, алюминий 0,4-1,0, титан 0,1-0,5, иттрий 0,03-0,05, железо остальное. Технический результат – повышение коррозионной стойкости сплава в расплавах карбонатов щелочных металлов в течение длительного времени при обеспечении низкого уровня электросопротивления – не выше 250 мОм/см2, высокой технологичности в процессе металлургического передала и изготовлении сложных конструкций с использованием технологии сварки. 2 табл.
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к сплавам на железоникелевой основе, обладающим высокой стойкостью против высокотемпературной коррозии в расплавах карбонатов щелочных металлов, предназначенным для длительной эксплуатации при температурах до 700°С, в частности, в виде деталей батарей топливных элементов электрохимических генераторов. Известен сплав (а.с. СССР № 308084, МПК С 22 С 19/00, 1969 г., опубл. БИ № 44, 1982 г.), содержащий (мас.%):
Обладая высоким сопротивлением коррозии как в различных окислительных атмосферах, так и в расплавах карбонатов легких металлов, этот сплав не может быть использован в расплавкарбонатных топливных элементах по следующей причине. В процессе эксплуатации на сплаве образуется плотная оксидная пленка, состоящая в основном из шпинели типа (Fe, Ni)O, (Al, Cr, Fe)2O3 и небольшого количества оксида алюминия Al2O3, имеющая хорошую адгезию с металлом и обеспечивающая высокую коррозионную стойкость сплава. Эта пленка обладает высоким электрическим сопротивлением, что делает невозможным применение сплава в условиях расплавкарбонатных топливных элементов вследствие существенных омических потерь. Требуемый ресурс для тонколистовых сепараторов в расплавкарбонатных топливных элементах составляет приблизительно 40000 ч. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату к заявляемому является сплав для сепараторов, содержащий 30% Cr, 45% Ni, 1% Al, 0,03% Y, остальное железо (статья «Elektrolyte Loss in Corrosion of 30Cr-45Ni-1Al-0,03Y-Fe Alloy for MCFC Separator» в сборнике трудов Hand Book of Fuel Cell, Seminar 1996, p.398-401). Однако этот сплав не обеспечивает необходимой эксплуатационной надежности вследствие недостаточной коррозионной стойкости в расплавах карбонатов щелочных металлов в течение длительной эксплуатации. Задачей авторов изобретения является разработка рецептуры коррозионно-стойкого сплава на железоникелевой основе, обладающего высокой коррозионно-стойкостью в расплавах карбонатов щелочных металлов при эксплуатации его в течение достаточно продолжительного времени. Новый технический результат изобретения заключается в повышении коррозионной стойкости сплава в расплавах карбонатов щелочных металлов в течение длительного времени при обеспечении низкого уровня электросопротивления – не выше 250 мОм/см2, высокой технологичности в процессе металлургического передела и при изготовлении сложных конструкций с использованием технологии сварки. Для достижения поставленного технического результата коррозионно-стойкий сплав, содержащий хром, никель, алюминий, иттрий и железо, дополнительно содержит углерод, титан, кремний и марганец при следующем соотношении компонентов (мас.%):
Пределы содержания легирующих элементов в заявляемом сплаве установлены с учетом эксплуатационной надежности на основании анализа результатов исследования свойств сплава лабораторной и промышленной выплавки различных вариантов состава. Содержание хрома установлено не менее 28,0%, чтобы обеспечить требуемую коррозионную стойкость и не более 32,0%, чтобы гарантировать хорошую технологичность сплава в металлургическом переделе. Верхний предел содержания никеля (47,0%) также определяется технологичностью сплава, а нижний (43,0%) – необходимостью ограничить содержание железа, отрицательно влияющего на коррозионную стойкость сплава. Алюминий и кремний являются элементами, повышающими жаростойкость и коррозионную стойкость сплава в расплаве карбонатов щелочных металлов. Введение алюминия в количествах до 1,0% обеспечивает образование защитной оксидной пленки. Более высокое содержание алюминия приведет к увеличению электросопротивления оксидной пленки выше допустимого уровня. Дополнительная стабилизация оксидной пленки без изменения электросопротивления достигается введением 0,1-0,8% кремния, а также 0,03-0,05% иттрия, которые не создают в оксидной пленке самостоятельных фаз. Содержание иттрия менее 0,03% является неэффективным, а свыше 0,05% нецелесообразно. Пределы содержания Si 0,1-0,8% и Al 0,4-1,0% установлены с учетом необходимости обеспечения требуемого уровня коррозионной стойкости при сохранении удовлетворительной технологической пластичности и свариваемости сплава. Введение титана в количестве 0,1-0,5% позволяет повысить коррозионную стойкость сплава за счет стабилизации структуры, что достигается измельчением зерна. При совместном присутствии титана и алюминия обеспечивается хорошая технологическая пластичность сплава. Дополнительное по сравнению с прототипом введение в сплав кремния и титана позволило повысить стойкость сплава как к общей, так и к межкристаллитной коррозии. Введение марганца в количествах 0,1-0,8% улучшает технологичность сплава в горячем переделе. Содержание марганца менее 0,1% неэффективно, а более 0,8% снижает коррозионную стойкость сплава. Углерод в данном сплаве не является специально вводимым легирующим элементом. Влияние этого элемента на свойства сплава было исследовано, поскольку он является неизбежной примесью в сплавах технической чистоты. Было показано, что высокая технологическая пластичность сплава обеспечивается при содержании углерода не выше 0,2%. Предлагаемый состав сплава позволяет получить требуемые свойства на вариантах технической чистоты, в частности, при использовании при выплавке собственных отходов. Исследование свойств сплава проводилось на материале лабораторных плавок массой 1-10 кг и плавок промышленного производства. Выплавка сплавов в открытой индукционной печи емкостью 0,5 т, разливка металла и ковка слитков на сутунку, а также прокатка сутунок на листы осуществлялись по технологической схеме, принятой на заводе для коррозионно-стойких и жаростойких сплавов на железоникелевой основе. Сплав показал хорошую технологичность на всех стадиях передела. Таким образом, использование заявляемого состава коррозионно-стойкого сплава позволяет повысить его коррозионную стойкость при эксплуатации в расплавах карбонатов, щелочных металлов в течение длительного периода при обеспечении более низкого уровня электросопротивления, при обеспечении высокой технологичности в процессе металлургического передела и при изготовлении сложных конструкций, чем это достигнуто в прототипе. К другим преимуществам заявляемого коррозионно-стойкого сплава относится то, что он не уступает прототипу по уровню механических характеристик и имеет хорошую технологическую пластичность в горячем и холодном переделе. Возможность промышленного применения заявляемого коррозионно-стойкого сплава подтверждается следующими примерами реализации. Пример 1. Эксперименты проводились в лабораторных условиях. Химический состав исследованных сплавов приведен в таблице (табл.1). В качестве коррозионной среды использовали смесь карбонатов лития и калия эвтектического состава (62:38 мол.%). Испытания проводили в окислительной (воздух + 20% СО2) и восстановительной (Н2 с добавками CO2 и Н2О) атмосферах. Образцы диаметром 8 мм и высотой 10 мм взвешивали на весах ВЛР-200 2 класса, площадь поверхности образца составляла 3,5 см2. Ячейка для испытаний представляет собой контейнер из нержавеющей стали, в которой помещается 16 алундовых тиглей наружным диаметром около 33 мм и высотой примерно 40 мм. В тигель помещали 16 г смеси карбонатов лития и калия и один образец. Взвешивание солей производили с помощью весов марки ВЛКТ-500 г-М. Ячейку помещали в электрическую печь с карборундовыми нагревателями, температура испытания 650°С (точность ±5°С), продолжительность 500 ч. После эксперимента образцы извлекали из застывшей соли, отмывали от следов карбонатной солевой смеси разбавленной соляной кислотой (1:4), сушили и взвешивали. Скорость коррозии (г/м2ч) вычисляли по формуле: K=(m-m1)/St, где m – первоначальная масса образца; m1 – масса образца после испытания и удаления продуктов коррозии; S – площадь поверхности образца до испытания, t – время, ч. Результаты экспериментов, представленные в табл.2, показывают, что варианты, соответствующие по составу заявляемому сплаву (№1-3), сохраняя электросопротивление оксидной пленки не выше и механические характеристики не ниже известного, обладают повышенной коррозионной стойкостью в расплавах карбонатов щелочных металлов. Сплавы, выходящие за рамки заявляемого состава, не обеспечивают требуемый комплекс свойств. Вариант №4 с пониженным содержанием хрома и низкими содержаниями кремния и алюминия имеет недостаточную коррозионную стойкость, а сплав №5 с высоким содержанием алюминия имеет недопустимо высокое электросопротивление оксидной пленки. Таким образом, как это показали экспериментальные исследования, предложенный сплав обладает повышенной коррозионной стойкостью в расплавах карбонатов щелочных металлов и имеет значения электросопротивления оксидной пленки сплава ближе к нижнему пределу значений для прототипа. Новый сплав не уступает прототипу по уровню механических характеристик и имеет хорошую технологическую пластичность в горячем и холодном переделах.
Формула изобретения
Коррозионно-стойкий сплав на железоникелевой основе, содержащий хром, никель, алюминий, иттрий и железо, отличающийся тем, что он дополнительно содержит углерод, титан, кремний и марганец, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||