Патент на изобретение №2280253

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2280253 (13) C1
(51) МПК

G01N33/22 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – прекратил действие, но может быть восстановлен

(21), (22) Заявка: 2005109477/04, 04.04.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

04.04.2005

(46) Опубликовано: 20.07.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1467509 А1, 23.03.1989. SU 1138737 A1, 07.02.1985. SU 1518799 А1, 30.10.1989. SU 535504 A1, 23.11.1976. SU 900186 А1, 23.01.1982. SU 1177745 А1, 07.09.1985. SU 353197 A1, 24.10.1972. SU 105472 A1, 04.07.1955.

Адрес для переписки:

121467, Москва, ул. Молодогвардейская, 10, ФГУП “25 ГосНИИ Минобороны России”

(72) Автор(ы):

Пименов Юрий Михайлович (RU),
Юхторов Владимир Никитович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “25 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей – ГосНИИ по химмотологии)” (RU)

(54) СПОСОБ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ К ЛАКО-НАГАРООБРАЗОВАНИЮ

(57) Реферат:

Изобретение относится к методам испытаний нефтепродуктов, преимущественно к оценке склонности дистиллятных и остаточных топлив к лако-нагарообразованию в зависимости от группового углеводородного состава топлив, и может быть использовано в научно-исследовательских организациях, в лабораториях нефтеперерабатывающих заводов, и в организациях, занимающихся разработкой и применением моторных топлив. Способ оценки склонности моторных топлив к лако-нагарообразованию, включает подачу топлива в капельно-жидком состоянии при атмосферном давлении в воздух, нагретый до температуры рабочего заряда двигателя внутреннего сгорания, с интервалом, равным времени свободного падения капли, в течение которого происходит нагрев, испарение, воспламенение, горение и термоокислительное превращение капли топлива, и последующее измерение массы лако-нагарообразований, образующихся на установленной под углом к оси падения несгоревшей капли топлива нагреваемой пластине из каталитически активного материала, причем угол наклона пластины перед подачей топлива выбирают в интервале =15°-45° в зависимости от группового углеводородного состава применяемых топлив. Достигается повышение точности и достоверности оценки склонности дистиллятных и остаточных топлив к отложениям в зоне цилиндра двигателя внутреннего сгорания в зависимости от физико-химических и эксплуатационных факторов с учетом влияния группового углеводородного состава применяемых топлив. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к методам испытаний нефтепродуктов, преимущественно к оценке склонности к отложениям дистиллятных и остаточных топлив, и может быть использовано в научно-исследовательских организациях, в лабораториях нефтеперерабатывающих заводов и в организациях, занимающихся разработкой и применением моторных топлив.

Топливо в процессе эксплуатации двигателя внутреннего сгорания (ДВС) образует различные отложения (лаки, нагары) на форсунках, впускных и выпускных клапанах, на поверхности поршней и стенках камеры сгорания, на поршневых кольцах.

Образующиеся на стенках камеры сгорания и поршне отложения увеличивают степень сжатия, ухудшают отвод тепла, повышают тепловую напряженность, способствуют преждевременному воспламенению рабочей смеси. Отложения на поршневых кольцах приводят к их пригоранию и потере компрессии, что отрицательно влияет на работу двигателя: снижает его безотказность, долговечность, топливную экономичность.

Количество и характер отложений в двигателе зависят от состава и свойств моторного топлива, конструкции двигателя, а также условий эксплуатации.

Склонность топлив к отложениям оценивают по показателям, характеризующим склонность к нагарообразованию (лабораторные методы), и склонность к отложениям во впускной системе и системе впрыска (модельные установки).

В области оценки склонности топлив к нагарообразованию известны:

способ, заключающийся в сжигании испытуемого топлива в тиглях и прокаливании твердого остатка до постоянной массы [ГОСТ 1461-75. Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности];

способ, заключающийся в оценке способности топлива образовывать в условиях нагрева без доступа воздуха углеродистый остаток (кокс) [ГОСТ 19932-74. Нефтепродукты. Метод определения коксуемости].

В качестве общих недостатков отметим, что эти способы не позволяют оценивать склонность топлив к отложениям на поверхности каталитически активного материала. Способы обеспечивают только косвенную оценку свойства по количеству несгоревшего остатка.

Известен так же способ оценки склонности топлива к лако-нагарообразованию при повышенной температуре с образованием твердой фазы [Гуреев А.А., Серегин Е.П., Азев B.C. Квалификационные методы испытаний нефтяных топлив. – М.: Химия, 1984, с.114], включающий окисление 70 мл топлива при температуре 150°С в течение 5 ч с продувкой воздуха (6 л/ч) в присутствии меди. Оценку результатов испытания проводят на основании сравнения с результатами испытания эталонного (товарного) топлива по массе образующегося осадка и изменении кислотности.

К недостаткам способа относятся:

длительность проведения испытаний с большим избытком кислорода в присутствии меди;

низкая корреляция результатов с интенсивностью образования смолисто-лаковых отложений.

Для оценки склонности моторных топлив к образованию отложений на нагретых поверхностях двигателя известны способы, характеризующие склонность к отложениям на модельных установках в зоне цилиндра двигателя: склонность к образованию отложений на нагретых поверхностях [Сафонов А.С., Ушаков А.И., Юсковец Н.Д. Автомобильные эксплуатационные материалы. – СПб.: Гидрометеоиздат, 1988, с.92] и метод ПЗИ [Гуреев А.А., Серегин Е.П., Азев B.C. Квалификационные методы испытаний нефтяных топлив. – М.: Химия, 1984, с.112].

Склонность к образованию отложений на нагретых поверхностях определяется по количеству отложений и температуре начала их образования при контакте топлива с нагретой металлической поверхностью при однократном прокачивании топлива в стандартных условиях испытаний. Оценку проводят по показателям: индексу термостабильности, равному отношению количества отложений, полученных при испытании топлива и эталонной жидкости, и температуре начала отложений. В качестве эталонной жидкости используется смесь гексадекана и альфаметилнафталина в соотношении 9:1 по объему.

Метод ПЗИ характеризуется образованием массы нагара на специальном нагарнике, помещенным в камеру сгорания на поршне механизма изменения степени сжатия.

В качестве недостатков способов отметим, что в модельных установках процессы горения и образования отложений протекают при высоких температурах, давлении, степени турбулентности смеси, каталитическом влиянии материалов, неоднородности капельно-воздушной рабочей смеси, причем значения факторов взаимосвязаны и переменны во времени, являются случайными для локальных областей полости цилиндра. Получить независимые оценки степени влияния каждого из факторов на склонность топлива к отложениям невозможно. В этих условиях эффект влияния компонентного состава топлива на особенности протекания процессов жидкофазного окисления будет смешан с эффектами влияния указанных факторов.

На проведение испытаний на модельных установках расходуется значительное количество электроэнергии и испытуемого топлива. Подготовка и проведение испытания требуют длительного периода времени и больших трудозатрат. В условиях высоких температур наряду с жидкофазным окислением протекает газофазное окисление топлива, которое является доминирующим и имеет принципиально иной механизм. Продукты высокотемпературного газофазного окисления значительно отличаются по химическому составу и структуре от смолисто-лаковых отложений и представляют собой твердые углеродистые вещества преимущественно черного цвета. Поэтому результаты испытаний предлагаемыми способами по оцениваемым показателям трудно сопоставимы.

Наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип является способ [СССР. а.с. №1467509, G 01 N 33/22, 1986 г.] оценки склонности моторных топлив к лако- и нагарообразованию, включающий газофазное и жидкофазное окисление топлив в зоне цилиндра двигателя внутреннего сгорания. Оценку ведут по массе отложений, образующихся на установленном наклонно нагреваемом материале, путем подачи топлива в капельно-жидком состоянии в воздух камеры сгорания при атмосферном давлении, нагретом до температуры рабочего заряда двигателя, с последующим нагревом, испарением, воспламенением и горением капли топлива. Масса топлива составляет 5·10-3 кг, время определения 20 мин, температура рабочего заряда 500°С, температура нагарообразователя 300°С, температура наддувочного воздуха 70°С, скорость подачи воздуха 25 л/мин.

В качестве недостатков прототипа следует отметить следующее:

при оценке результатов испытаний в условиях жидкофазного окисления не учитывается продолжительность контакта топлива с поверхностью нагреваемого материала в зависимости от группового (фракционного) углеводородного состава топлив;

при оценке количества образующихся в топливе лако-нагарообразований в зависимости от температуры испытания используют однажды установленное наклонное положение нагреваемого материала независимо от компонентного состава топлива. При этом жидкие продукты неполного сгорания топлива, влияющие на осадкообразование, стекают с поверхности нагреваемого материала, частично испаряясь, и уносятся с отработавшими газами;

не высокая чувствительность метода при определении склонности лако-нагарообразований топлив стабильного углеводородного и легкого фракционного составов.

Технический результат изобретения – повышение точности и достоверности оценки склонности дистиллятных и остаточных топлив к отложениям в зоне цилиндра двигателя внутреннего сгорания в зависимости от физико-химических и эксплуатационных факторов с учетом влияния группового углеводородного состава применяемых топлив.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе оценки склонности моторных топлив к лако-нагарообразованию, включающем подачу топлива в капельно-жидком состоянии при атмосферном давлении в воздух, нагретый до температуры рабочего заряда двигателя внутреннего сгорания, с интервалом, равным времени свободного падения капли, в течение которого происходит нагрев, испарение, воспламенение, горение и термоокислительное превращение капли топлива, и последующее измерение массы лако-нагарообразований, образующихся на установленной под углом к оси падения несгоревшей капли топлива нагреваемой пластине из каталитически активного материала, согласно изобретения угол наклона пластины перед подачей топлива выбирают в интервале =15°÷45° в зависимости от группового углеводородного состава применяемых топлив.

На чертеже представлена блок-схема установки для реализации способа оценки склонности моторных топлив к лако-нагарообразованию.

Суть изобретения сводится к варьированию углом наклона нагреваемого материала (пластины) к оси падения несгоревшей капли топлива в зависимости от группового углеводородного состава испытуемых дистиллятных топлив для получения максимального количества лако-нагарообразований, что позволит повысить чувствительность способа в оценке лако-нагарообразований в зоне цилиндра двигателя.

Способ осуществляется следующим образом:

испытуемое топливо из емкости 1 подают блоком 2 подачи топлива в капельно-жидком состоянии в реактор 3, где топливо смешивается с воздухом, подогретым в блоке 4, и отдельными, свободно-падающими каплями, с интервалом, равным времени свободного падения капли, поступает в камеру 5 образования отложений.

Воздух в реакторе 3 нагревают до температуры рабочего заряда двигателя внутреннего сгорания (Т=500°С), что обеспечивает за интервал падения капли топлива нагрев, испарение, воспламенение, горение и термоокислительное превращение. Несгоревшее топливо попадает в камеру 5 образования отложений (при Т=300°С) на установленный под углом к оси падения несгоревшей капли топлива нагреваемой пластине из каталитически активного нагреваемого 6 материале (пластине).

Высокотемпературный режим (500°С) газофазного окисления топлива в реакторе 3 и низкотемпературный режим (300°С) жидкофазного окисления топлива в камере 5 образования отложений обеспечивается блоком 7 нагрева и контролируется блоком 8 автоматики.

Перед подачей топлива из емкости 1 блока 2 подачи топлива в реактор 3 угол наклона пластины 6 выбирают, исходя из группового углеводородного состава анализируемых топлив.

Склонность топлив к лако-нагароотложению оценивают по приращению массы отложений на изменяемом каталитически активном нагреваемом 6 материале.

Заявленным способом были исследованы смеси прямогонных и гидроочищенных фракций, а также легкий газойль каталитического крекинга и керосиновая фракция топлив дизельных.

Результаты оценки приращения массы лако-нагароотложений топлив от группового углеводородного состава в условиях изменяемого положения нагреваемого материала представлены в таблице 1.

Таблица 1
Результаты приращения массы лако-нагароотложений топлив
Номер опыта Фракционный состав *Масса отложений, 10-4 г.
Заявляемый способ Прототип
Угол наклона пластины к оси падения капли топлива, град.
15 20 25 30 35 40 45 45
1 Прямогонная фракция 21,0 21,2 20,4 18 17,4 17 15,2 15
2 Гидроочищенная фракция 13,8 14 13,9 12 11 10 10,1 10
3 Смесь прямогонных и гидроочищенных фракций 17,1 17,3 17 16,8 16 15 14,9 15
4 Керосиновая фракция 28,4 28,6 29 29,3 25 22 20,3 20
5 Легкий газойль каталитического крекинга 39,7 40 40,2 38,5 34 31 30 30
Примечание – *условия испытаний: коэффициент избытка воздуха – 1,2; температура поверхности нагреваемого материала – 300°С; температура в реакционной колонне – 500°С; температура надувочного воздуха – 70°С; скорость подачи воздуха – 25 л/мин.

Результаты испытаний дизельных топлив различного и группового (фракционного) углеводородного составов заявленным способом, представленные в таблице 1, показали:

для анализируемых фракций при изменении угла наклона поверхности материала (пластины) до 45 град характерно изменение массы лако-нагарообразований с увеличением отложений в сторону уменьшения угла наклона;

максимальному приращению массы лако-нагарообразований стабилизированных фракций (прямогонная, гидроочищенная, их смеси) соответствует угол наклона поверхности материала (пластины), равный 20 град;

дальнейшее уменьшения угла наклона положения поверхности материала (пластины) не оказывает влияния на приращение количества отложений стабилизированных фракций в условиях испытания;

для низкостабилизированных фракций (легкого газойля каталитического крекинга и керосиновой) при изменении угла положения материала (пластины) максимальное приращение массы лако-нагароотложений наблюдается при 25 град и 30 град соответственно и остается постоянным;

максимальная чувствительность к изменению угла положения поверхности материала (пластины) наблюдается для фракций с повышенным содержанием нестабильных углеводородов (легкий газойль каталитического крекинга и керосиновая фракция).

По результатам анализа экспериментальных данных и сравнительных оценок склонности моторных топлив к лако-нагарообразованию прототипа и заявленного способа изобретения за счет варьирования углом наклона нагреваемого материала (пластины) выявлена высокая чувствительность заявленного способа в оценке образования продуктов неполного сгорания топлив с учетом влияния группового углеводородного состава применяемых топлив.

Применение изобретения позволит повысить точность оценки склонности применяемых топлив к отложениям в зоне цилиндра двигателя внутреннего сгорания в зависимости от группового углеводородного состава.

Формула изобретения

Способ оценки склонности моторных топлив к лако-нагарообразованию, включающий подачу топлива в капельно-жидком состоянии при атмосферном давлении в воздух, нагретый до температуры рабочего заряда двигателя внутреннего сгорания, с интервалом, равным времени свободного падения капли, в течение которого происходит нагрев, испарение, воспламенение, горение и термоокислительное превращение капли топлива, и последующее измерение массы лако-нагарообразований, образующихся на установленной под углом к оси падения несгоревшей капли топлива нагреваемой пластине из каталитически активного материала, отличающийся тем, что угол наклона пластины перед подачей топлива выбирают в интервале =15÷45° в зависимости от группового углеводородного состава применяемых топлив.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 05.04.2008

Извещение опубликовано: 27.05.2010 БИ: 15/2010


Categories: BD_2280000-2280999