|
(21), (22) Заявка: 2004122312/11, 19.07.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
19.07.2004
(43) Дата публикации заявки: 20.01.2006
(46) Опубликовано: 20.07.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2132901 С1, 10.07.1992. RU 2137877 С1, 20.09.1999. SU 1404569 А1, 23.06.1988.
Адрес для переписки:
681005, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Металлургов, 1, ИмиМ ДВО РАН
|
(72) Автор(ы):
Козин Виктор Михайлович (RU), Видякин Алексей Вячеславович (RU), Лысенко Василий Викторович (RU), Скрипников Сергей Геннадьевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН (RU)
|
(54) СПОСОБ ПЕРЕПРАВЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО ЛЕДЯНОМУ ПОКРОВУ
(57) Реферат:
Способ относится к ледотехнике и может использоваться для транспортировки грузов по ледяному покрову. Способ переправы транспортного средства по ледяному покрову заключается в том, что перед началом движения по ледяному покрову транспортного средства, вес которого превышает несущую способность льда, осуществляют движение с резонансной скоростью транспортного средства с весом, не превышающим несущую способность ледяного покрова. При удалении указанного транспортного средства от линии береговой переправы на расстояние, равное 2/3 длины резонансных изгибно-гравитационных волн, на переправу выводят транспортное средство, вес которого превышает несущую способность ледяного покрова, и начинают перемещать его с вышеупомянутой резонансной скоростью. Длину изгибно-гравитационных волн предварительно определяют по формуле

где D – цилиндрическая жесткость ледяной пластины; , h – плотность и толщина льда; g – ускорение силы тяжести; Н – глубина водоема. Технический результат реализации изобретения заключается в увеличении грузоподъемности ледяной переправы посредством разработки технологии использования ледяного покрова в качестве ледяной переправы. 1 ил.
Изобретение относится к ледотехнике, в частности к эксплуатации ледяных переправ при транспортировке по ним грузов.
Известен способ переправы транспортного средства по ледяному покрову, заключающийся в увеличении несущей способности ледяного покрова за счет сооружения на нем искусственных конструкций (1. Иванов К.Е., Песчанский И.С. Грузоподъемность ледяного покрова и устройство дорог на льду. – М. – Л.: Главсев. мор. путь. – 1949. – 182 с.).
Недостатком известного решения является большие затраты и трудоемкость технологии осуществления.
Сущность заявляемого изобретения заключается в разработке технологии использования ледяного покрова в качестве ледяной переправы, повышающей его несущую способность.
Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении массы грузов, перевозимых по переправе, и отсутствии каких-либо затрат на увеличение ее несущей способности.
Существенные признаки, характеризующие изобретение.
Доотличительные: способ переправы транспортного средства по ледяному покрову.
Отличительные: перед началом движения по ледяному покрову транспортного средства, вес которого превышает несущую способность льда, осуществляют движение с резонансной скоростью транспортного средства с весом, не превышающим несущую способность ледяного покрова, при удалении указанного транспортного средства от линии береговой переправы на расстояние, равное 2/3 длины резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ), на переправу выводят транспортное средство, вес которого превышает несущую способность ледяного покрова, и начинают перемещать его с вышеупомянутой резонансной скоростью, при этом длину ИГВ предварительно определяю по формуле

где D – цилиндрическая жесткость ледяной пластины;
, h – плотность и толщина льда;
g – ускорение силы тяжести;
Н – глубина водоема.
Способ поясняется чертежом и осуществляется следующим образом.
Если возникла необходимость в транспортировке по ледяному покрову 1 (ледяной переправе) груза 2, то есть какого-либо транспортного средства, вес которого превышает несущую способность льда, то к намеченному месту переброски средства 2 по переправе 1 доставляют более легкое транспортное средство 3, вес которого ледяной покров способен выдержать как в статике, так и при его движении с резонансной скоростью (См. 1 и 2. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. – Владивосток, ИАПУ, 1993. – 44 с.). Затем средство 3 выводят на ледяной покров 1 с резонансной скоростью Vр (См. [2]), что приведет к возбуждению во льду 1 резонансных ИГВ 4. Средство 3 при этом будет иметь максимальный дифферент на корму, то есть его центр тяжести будет находится в точке перегиба профиля ИГВ 4. В момент, когда средство 3 удалится от береговой линии переправы 1 на расстояние, равное 2/3 длины резонансных ИГВ р, на переправу выводят средство 2 и начинают его перемещать за средством 3 также со скоростью Vр. При этом длину предварительно определяют по формуле (3. Хейсин Д.Е. Динамика ледяного покрова. – Л.: Гидрометеоиздат, 1967. – 216 с.):

где D – цилиндрическая жесткость ледяной пластины;
, h – плотность и толщина льда;
g – ускорение силы тяжести;
Н – глубина водоема.
В результате средство 2 будет перемещаться на вершине ИГВ 4, возбуждаемых средством 3. Таким образом силы тяжести транспортного средства 2 будут уравновешиваться не только силами упругости льда и реакцией упругого основания (Архимедовыми силами), но и динамическими силами льда и воды, направленными на вершине ИГВ вверх. Очевидно, что при таком способе эксплуатации ледяной переправы ее грузоподъемность в месте расположения груза 2 увеличится за счет использования энергии возбуждаемых ИГВ, что позволит достичь заявленный технический результат. Количественное увеличение грузоподъемности переправы может быть рассчитано с помощью известных зависимостей (См. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1988. – 128 с.).
Формула изобретения
Способ переправы транспортного средства по ледяному покрову, заключающийся в том, что перед началом движения по ледяному покрову транспортного средства, вес которого превышает несущую способность льда, осуществляют движение с резонансной скоростью транспортного средства с весом, не превышающим несущую способность ледяного покрова, при удалении указанного транспортного средства от линии береговой переправы на расстояние, равное 2/3 длины резонансных изгибно-гравитационных волн, на переправу выводят транспортное средство, вес которого превышает несущую способность ледяного покрова, и начинают перемещать его с вышеупомянутой резонансной скоростью, при этом длину изгибно-гравитационных волн предварительно определяют по формуле

где D – цилиндрическая жесткость ледяной пластины;
, h – плотность и толщина льда;
g – ускорение силы тяжести;
H – глубина водоема.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 20.07.2006
Извещение опубликовано: 20.12.2007 БИ: 35/2007
|
|