Патент на изобретение №2280069
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО
(57) Реферат:
Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку. Присадка к дизельному топливу содержит до 55 % алкил (С3-С20)нитрата, 0,1-15% алкилсукцинимида, где алкил С1-С25, до 100 сополимера высших эфиров С6-С28 акриловой или метакриловой кислоты с этилен-ненасыщенным мономером. Описано также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-0,8% мас. В качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения. Присадка позволяет улучшить пусковые и низкотемпературные характеристики дизельных топлив и, как следствие, повысить их потребительские свойства. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.
Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку. Известны депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства дизельных топлив на основе полимеров этилена, сополимеров этилена с винилацетатом или алкилметакрилатом, где алкил содержит 6-16 атомов углерода (патент США №4.175.926, С 10 L 1/18, 1979 г.). Известна депрессорная присадка к дизельному топливу, содержащая сополимер на основе этилена с мол. массой 3.000-7.000 и амид янтарной кислоты (заявка Японии №59-8790, С 10 L 1/22, 1984 г.). Однако эти присадки недостаточно эффективны в дизельных топливах, используемых в условиях Крайнего Севера и арктических условиях. Кроме того, они не улучшают пусковых свойств дизельных топлив в области низких температур. Известна присадка к дизельному топливу, содержащая 3-24% сополимера этилена с винилацетатом с мол. массой 800-120.000; 4-41% алкилнитрата с числом углеродных атомов в алкильной группе 4-16; 2-12% алифатических спиртов C1-C4 и 12-91% ароматического растворителя с температурой кипения 135-288°С. Там же указано, что присадка вводится в дизельные топлива, полученные из соответствующих фракций продуктов переработки нефти, сланцев и битумных песков (патент США №4.365.973, С 10 L 1/22, 1982 г.). Известна также присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:
(патент РФ №2057790, С 10 L 1/18, 1/22, 1996 г.). Недостаточно высокая депрессорная способность этих присадок ограничивает их применение в составе дизельных топлив, например, в газоконденсатных топливах расширенного фракционного состава. Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:
Дополнительно присадка содержит алкил(С3-С18) нитрат в количестве 1-30% мас. Там же описано дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,001-0,5% мас. (патент РФ №2.119.528, С 10 L 1/18, 1/22, 1998 г.). Однако известная присадка недостаточно эффективно оказывает влияние на низкотемпературные характеристики дизельного топлива. Задачей изобретения является улучшение пусковых и низкотемпературных характеристик присадки и дизельного топлива, содержащего эту присадку. Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:
Предлагается также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-0,8% мас. При этом в качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения. Отличия предлагаемого технического решения состоят в дополнительном содержании в составе присадки алкилсукцинимида, где алкил C1-C25, и в соотношении компонентов. Введение в состав присадки алкилсукцинимида обеспечивает седиментационную устойчивость дизельного топлива с присадкой при низких температурах. За счет улучшенных пусковых и низкотемпературных характеристик предлагаемая присадка позволяет улучшить потребительские свойства дизельных топлив и расширить их ассортимент. Так, например, получаемое путем перегонки стабильного газового конденсата дизельное топливо ГШЗ по всем показателям, кроме цетанового числа, кинематической вязкости и температуры вспышки, соответствует требованиям ГОСТа на дизельное топливо нефтяного происхождения марки “З-45”. Проблема повышения кинематической вязкости может быть решена путем вовлечения в состав топлива ГШЗ высококипящих фракций кубового остатка от перегонки газового конденсата в количестве 2-8% мас. Однако при этом у полученного дизельного топлива расширенного фракционного состава ухудшаются низкотемпературные характеристики такие, как Тп и Тз. Использование предлагаемой присадки в составе дизельного топлива ГШЗ расширенного фракционного состава позволяет довести это топливо до требований ГОСТа на дизельное топливо марки “З-45” Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре и перемешивании в течение 0,5-2,0 час. Присадку вводят в состав дизельных топлив в виде 35%-ного концентрата в дизельном топливе или в другом углеводородном растворителе. Все используемые для приготовления присадки компоненты являются продуктами промышленного производства. Компонент А – алкил (С3-С20) нитрат, например, циклогексилнитрат, изопропилнитрат, норборнилнитрат. В приготовленных образцах присадки использован наименее дефицитный 2-этилгексилнитрат. Компонент Б – сополимер высших эфиров С6-С28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером является основой промышленных депрессорных присадок к дизельному топливу типа ПДП, ЭДЕП-Т и др. При приготовлении образцов присадки использована основа присадки ПДП. Компонент В – алкилсукцинимид, где алкил C1-C25. В качестве алкилсукцинимида может быть использована присадка С-5А или другая сукцинимидная присадка отечественного или импортного производства. В образцах присадки использован алкил (C16-C18) сукцинимид. Вышеуказанным способом было приготовлено 3 образца предлагаемой присадки, состав которых приведен в таблице 1. Кроме того, было приготовлено 3 образца предлагаемого дизельного топлива, содержащих 0,1% мас. присадки. Сравнительные испытания приготовленных образцов дизельного топлива и образцов базового топлива без присадки приведены в таблице 2. Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают, что предлагаемая присадка позволяет улучшить пусковые и низкотемпературные характеристики дизельных топлив и, как следствие, повысить их потребительские свойства.
Формула изобретения
1. Присадка к дизельному топливу, содержащая алкил (С3-С20 )нитрат, сополимер высших эфиров С6-С28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит алкилсукцинимид, где алкил С1-С25 при следующем соотношении компонентов мас.%:
2. Дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее присадку, отличающееся тем, что оно содержит присадку по п.1 в количестве 0,01-0,8 мас.%. 3. Дизельное топливо по п.2, отличающееся тем, что в качестве базового топлива оно содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||