Патент на изобретение №2280069

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2280069 (13) C1
(51) МПК

C10L1/22 (2006.01)
C10L1/18 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005105941/04, 03.03.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

03.03.2005

(46) Опубликовано: 20.07.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2119528 C1, 27.09.1998.
US 4365973 A, 28.12.1982.
JP 59-8790 A, 18.01.1984.

Адрес для переписки:

629300, ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Железнодорожная, 8, ООО “УРЕНГОЙГАЗПРОМ”, ОНТПиЭ

(72) Автор(ы):

Ланчаков Григорий Александрович (RU),
Кабанова Елена Николаевна (RU),
Башкатова София Тихоновна (RU),
Винокуров Владимир Арнольдович (RU),
Кабанов Олег Павлович (RU),
Журавлев Анатолий Николаевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “УРЕНГОЙГАЗПРОМ” (RU)

(54) ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО

(57) Реферат:

Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку. Присадка к дизельному топливу содержит до 55 % алкил (С320)нитрата, 0,1-15% алкилсукцинимида, где алкил С125, до 100 сополимера высших эфиров С628 акриловой или метакриловой кислоты с этилен-ненасыщенным мономером. Описано также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-0,8% мас. В качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения. Присадка позволяет улучшить пусковые и низкотемпературные характеристики дизельных топлив и, как следствие, повысить их потребительские свойства. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку.

Известны депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства дизельных топлив на основе полимеров этилена, сополимеров этилена с винилацетатом или алкилметакрилатом, где алкил содержит 6-16 атомов углерода (патент США №4.175.926, С 10 L 1/18, 1979 г.).

Известна депрессорная присадка к дизельному топливу, содержащая сополимер на основе этилена с мол. массой 3.000-7.000 и амид янтарной кислоты (заявка Японии №59-8790, С 10 L 1/22, 1984 г.).

Однако эти присадки недостаточно эффективны в дизельных топливах, используемых в условиях Крайнего Севера и арктических условиях. Кроме того, они не улучшают пусковых свойств дизельных топлив в области низких температур.

Известна присадка к дизельному топливу, содержащая 3-24% сополимера этилена с винилацетатом с мол. массой 800-120.000; 4-41% алкилнитрата с числом углеродных атомов в алкильной группе 4-16; 2-12% алифатических спиртов C1-C4 и 12-91% ароматического растворителя с температурой кипения 135-288°С.

Там же указано, что присадка вводится в дизельные топлива, полученные из соответствующих фракций продуктов переработки нефти, сланцев и битумных песков (патент США №4.365.973, С 10 L 1/22, 1982 г.).

Известна также присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:

Оксипропилированный жирный спирт
C6-C16 с мол. массой 300-2.000 5-15
Сульфонат щелочноземельного металла 5-15
Сополимер фракции алкилметакрилатов C8-C24 с
винилацетатом с мол. массой 1.000-10.000 10-25
Нитрат алифатического спирта С3-C18 до 100

(патент РФ №2057790, С 10 L 1/18, 1/22, 1996 г.).

Недостаточно высокая депрессорная способность этих присадок ограничивает их применение в составе дизельных топлив, например, в газоконденсатных топливах расширенного фракционного состава.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:

Сополимер высших эфиров C8-C24 акриловой или
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным
мономером до 90
Сульфонат щелочноземельного металла не более 10
Сополимер этилена с альфа-олефинами
молекулярной массы 1.000-20.000 до 100

Дополнительно присадка содержит алкил(С318) нитрат в количестве 1-30% мас.

Там же описано дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,001-0,5% мас. (патент РФ №2.119.528, С 10 L 1/18, 1/22, 1998 г.).

Однако известная присадка недостаточно эффективно оказывает влияние на низкотемпературные характеристики дизельного топлива.

Задачей изобретения является улучшение пусковых и низкотемпературных характеристик присадки и дизельного топлива, содержащего эту присадку.

Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:

Алкил (С320) нитрат до 55
Алкилсукцинимид, где алкил С1-C25 0,1-15
Сополимер высших эфиров С628 акриловой или
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным
мономером до 100

Предлагается также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-0,8% мас.

При этом в качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения.

Отличия предлагаемого технического решения состоят в дополнительном содержании в составе присадки алкилсукцинимида, где алкил C1-C25, и в соотношении компонентов.

Введение в состав присадки алкилсукцинимида обеспечивает седиментационную устойчивость дизельного топлива с присадкой при низких температурах.

За счет улучшенных пусковых и низкотемпературных характеристик предлагаемая присадка позволяет улучшить потребительские свойства дизельных топлив и расширить их ассортимент.

Так, например, получаемое путем перегонки стабильного газового конденсата дизельное топливо ГШЗ по всем показателям, кроме цетанового числа, кинематической вязкости и температуры вспышки, соответствует требованиям ГОСТа на дизельное топливо нефтяного происхождения марки “З-45”. Проблема повышения кинематической вязкости может быть решена путем вовлечения в состав топлива ГШЗ высококипящих фракций кубового остатка от перегонки газового конденсата в количестве 2-8% мас. Однако при этом у полученного дизельного топлива расширенного фракционного состава ухудшаются низкотемпературные характеристики такие, как Тп и Тз. Использование предлагаемой присадки в составе дизельного топлива ГШЗ расширенного фракционного состава позволяет довести это топливо до требований ГОСТа на дизельное топливо марки “З-45”

Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре и перемешивании в течение 0,5-2,0 час.

Присадку вводят в состав дизельных топлив в виде 35%-ного концентрата в дизельном топливе или в другом углеводородном растворителе.

Все используемые для приготовления присадки компоненты являются продуктами промышленного производства.

Компонент А – алкил (С320) нитрат, например, циклогексилнитрат, изопропилнитрат, норборнилнитрат. В приготовленных образцах присадки использован наименее дефицитный 2-этилгексилнитрат.

Компонент Б – сополимер высших эфиров С628 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером является основой промышленных депрессорных присадок к дизельному топливу типа ПДП, ЭДЕП-Т и др. При приготовлении образцов присадки использована основа присадки ПДП.

Компонент В – алкилсукцинимид, где алкил C1-C25. В качестве алкилсукцинимида может быть использована присадка С-5А или другая сукцинимидная присадка отечественного или импортного производства. В образцах присадки использован алкил (C16-C18) сукцинимид.

Вышеуказанным способом было приготовлено 3 образца предлагаемой присадки, состав которых приведен в таблице 1.

Кроме того, было приготовлено 3 образца предлагаемого дизельного топлива, содержащих 0,1% мас. присадки. Сравнительные испытания приготовленных образцов дизельного топлива и образцов базового топлива без присадки приведены в таблице 2.

Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают, что предлагаемая присадка позволяет улучшить пусковые и низкотемпературные характеристики дизельных топлив и, как следствие, повысить их потребительские свойства.

Таблица 1.
СОСТАВ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРИСАДКИ.
№№ п.п. Содержание компонентов в образце, % мас.
Компонент А Компонент Б Компонент В
1. 30 65 5
2. 40 50 10
3. 55 30 15
Таблица 2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА.
№№ п.п. Состав образцов предлагаемого дизельного топлива Цетановое число Тп, °С Тз, °С
1. Газоконденсатное дизельное топливо +2% кубового остатка 41 -31 -42
2. Газоконденсатное дизельное топливо +2% кубового остатка + образец присадки №1 46 -36 -50
3. Дизельное топливо марки “Л” без присадки 45 -5 -10
4. Дизельное топливо марки “Л” + образец присадки №2 48 -5 -35
5. Дизельное топливо марки “З-35” без присадки 45 -25 -35
6. Дизельное топливо марки “З-35” + образец присадки №3 50 -30 -48

Формула изобретения

1. Присадка к дизельному топливу, содержащая алкил (С320 )нитрат, сополимер высших эфиров С628 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит алкилсукцинимид, где алкил С125 при следующем соотношении компонентов мас.%:

Алкил(С320)нитрат До 55
Алкилсукцинимид, где алкил С125 0,1-15
Сополимер высших эфиров С628 акриловой или
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером До 100

2. Дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее присадку, отличающееся тем, что оно содержит присадку по п.1 в количестве 0,01-0,8 мас.%.

3. Дизельное топливо по п.2, отличающееся тем, что в качестве базового топлива оно содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения.

Categories: BD_2280000-2280999