Патент на изобретение №2280068

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2280068 (13) C1
(51) МПК

C10L1/22 (2006.01)
C10L1/18 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005105939/04, 03.03.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

03.03.2005

(46) Опубликовано: 20.07.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2208039 C2, 10.07.2003.
RU 2057790 C1, 10.04.1996.
US 4365973 A, 28.12.1982.
FR 2510598 A1, 04.02.1983.

Адрес для переписки:

629300, ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Железнодорожная, 8, ООО “УРЕНГОЙГАЗПРОМ”, ОНТПиЭ

(72) Автор(ы):

Ланчаков Григорий Александрович (RU),
Кабанова Елена Николаевна (RU),
Башкатова София Тихоновна (RU),
Винокуров Владимир Арнольдович (RU),
Кабанов Олег Павлович (RU),
Журавлев Анатолий Николаевич (RU),
Лихтеров Сергей Дмитриевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “УРЕНГОЙГАЗПРОМ” (RU)

(54) ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО

(57) Реферат:

Настоящее изобретение относится к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку. Присадка содержит до 50% алкил (С320) нитрата и до 100 полимера этилена или его сополимера с альфа-олефинами С34 с мол. массой 50.000-100.000. Описано также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-1,0 мас.%. В качестве базового топлива может быть использовано летнее или зимнее дизельное топливо нефтяного происхождения или газоконденсатное дизельное топливо. Введение присадки позволяет улучшить пусковые свойства дизельных топлив (повысить цетановое число) и повысить их кинематическую вязкость. Введение присадки в газоконденсатное топливо ГШЗ позволяет использовать его как зимнее топливо марки “З-45” по ГОСТ 305-82. 2 н.и 2 з.п.ф-лы. 2 табл.

Настоящее изобретение относится к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку.

Известно, что дизельные топлива в качестве ускорителей воспламенения содержат в своем составе органические нитраты, например 2-этилгексилнитрат.

(Патент США № 4473378, С 10 L 1/22, 1984 г.)

Известно, например, дизельное топливо на основе газового конденсата, содержащее 0,5-1,5 об.% циклогексилнитрата.

(Заявка РФ № 94035543, С 10 L 1/08, 1997 г.)

Недостатком присадок на основе нитратов алифатических спиртов является монофункциональность их действия, в результате чего целый ряд дизельных топлив, в том числе и на основе газового конденсата, не обладают требуемыми пусковыми свойствами.

Этот недостаток устраняется использованием присадок, содержащих в своем составе наряду с алкилнитратами сополимеры, алифатические спирты С1-C4, оксипропилированные жирные спирты C6-C16.

Так, например, известна присадка к дизельному топливу, содержащая 3-24% сополимера этилена с винилацетатом с мол.массой 800-120.000; 4-41% алкилнитрата с числом атомов углерода в алкильной группе 4-16; 2-12% алифатических спиртов C1-C4 и 12-91% ароматического растворителя с температурой кипения 135-288°С.

Там же описано, что присадка вводится в дизельные топлива, полученные из соответствующих фракций продуктов переработки нефти, сланцев и битумных песков.

(Патент США № 4.365.973, С 10 L 1/22, 1982 г.)

Известна присадка к дизельному топливу, содержащая в мас.%:

Оксипропилированный жирный спирт C6-C16

с мол. массой 300-2.000 5-15
Сульфонат щелочно-земельного металла 5-15

Сополимер фракции алкилметакрилатов C8-C24 с

винилацетатом с мол. массой 1.000-10.000 10-25
Нитрат алифатического спирта С3-C18 до 100

(Патент РФ № 2057790, С 10 L 1/18, 1/22/ 1996 г.)

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая в мас.%:

2-этилгексилнитрат 40-90
Сополимер на основе этиленненасыщенных
мономеров до 40
Углеводородная фракция, выкипающая
в интервале 160-360°С до 100

Там же описано дизельное топливо, содержащее указанную присадку в количестве 0,001-0,5 мас.%.

(Патент РФ № 2.208.039, С 10 L 1/18, 1/22, 2003 г.)

Общим недостатком известных присадок является то, что они недостаточно эффективны в части улучшения вязкостно-температурных свойств дизельных топлив.

Задачей настоящего изобретения является разработка состава присадки к дизельному топливу на основе недефицитных продуктов промышленного производства, обеспечивающей дизельному топливу одновременно высокие пусковые и вязкостно-температурные свойства.

Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая в мас.%:

Алкил (С320) нитрат алифатического спирта до 50
Полимер этилена или его сополимер с
альфа-олефином С34 с мол. массой 50.000-100.000 до 100

Причем присадка содержит нитрат алифатического спирта С320.

Предлагается также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-1,0 мас.%.

При этом в качестве базового топлива может быть использовано летнее или зимнее дизельное топливо нефтяного происхождения или газоконденсатное дизельное топливо.

Отличием заявляемого технического решения является содержание в составе присадки полимера этилена или его сополимера с альфа-олефином С34 с мол. массой 50.000-100.000.

Предлагаемая присадка при использовании ее в составе дизельного топлива позволит расширить ассортимент вырабатываемых дизельных топлив, предназначенных для использования в зимних и арктических условиях, за счет улучшения их пусковых свойств в области низких температур и улучшенных вязкостно-температурных характеристик.

Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при повышенной температуре и перемешивании в течение 1,0-1,5 час. Указанным способом было приготовлено 3 образца присадки. Состав приготовленных образцов приведен в таблице 1. В состав дизельных топлив присадку вводят в виде 5-10%-ного концентрата в дизельном топливе или углеводородном растворителе, например толуоле, цетане и пр.

Также было приготовлено 3 образца дизельного топлива, содержащего предлагаемую присадку. Результаты сравнительных испытаний приготовленных образцов дизельного топлива с образцами дизельного топлива без присадок приведены в таблице 2.

Приготовленные образцы дизельного топлива содержат 0,1 мас.% предлагаемой присадки.

Все компоненты присадки являются продуктами промышленного производства.

Компонент А – АлкилС320нитрат, например, циклогексилнитрат, изопропилнитрат, норборнилнитрат. В образцах присадки использован наименее дефицитный 2-этилгексилнитрат.

Остальные алкилнитраты обладают аналогичным действием и качеством.

Компонент Б – полиэтилен или сополимер этилена с альфа-олефином, например, пропиленом, н- или изобутиленом. Для приготовления образцов присадки использован полиэтилен с мол. массой 50000, являющийся побочным продуктом производства полиэтилена высокого давления, а также сополимер этилена с пропиленом с мол.массой 75000, являющийся полупродуктом при производстве синтетического каучука. Использование полиэтиленов и сополимеров этилена с пропиленом с мол.массой выше 100000 нецелесообразно, так как в этом случае они практически не растворяются в дизельном топливе, являясь твёрдыми веществами.

Приготовленные образцы присадки вводили в виде 5%-ного концентрата в базовое топливо: летнее и зимнее дизельные топлива нефтяного происхождения марок “Л” и “З-35” (ГОСТ 305-82), а также газоконденсатное топливо дизельное марки ГШЗ (ТУ 51-28-86)

Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают, что введение предлагаемой присадки в состав летнего и зимнего дизельного топлива нефтяного происхождения позволяет улучшить их пусковые свойства (повысить цетановое число) и повысить их кинематическую вязкость. Введение предлагаемой присадки в газоконденсатное топливо ГШЗ позволяет использовать его как зимнее топливо марки “З-45” по ГОСТ 305-82.

Таблица 1.
СОСТАВ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРИСАДКИ.
№№ пп Содержание компонента А, мас.% Содержание компонента Б, мас.%
1 20 80
2 37 63
3 50 50
Таблица 2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА.
№№ пп Состав образцов дизельного топлива Цетановое число Кинематическая вязкость, мм2
1. Топливо марки “Л” без присадки 45 3,0
2. Топливо марки “Л” + образец присадки №2 48 6,0
3. Топливо марки “З” без присадки 45 1,8
4. Топливо марки “З” + образец присадки №1 49 4,0
5. Газоконденсатное топливо ГШЗ без присадки 40 1,45
6. Газоконденсатное топливо ГШЗ + образец присадки №3 49 1,83

Формула изобретения

1. Присадка к дизельному топливу, содержащая алкилнитрат и полимер на основе этиленненасыщенных мономеров, отличающаяся тем, что в качестве полимера она содержит полимер этилена или его сополимер с альфа-олефином С34 с мол.массой 50.000-100.000 при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Алкил (С320) нитрат До 50
Полимер этилена или его сополимер с альфа-
олефином С34 с мол. массой 50.000-100.000 До 100

2. Дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее присадку, отличающееся тем, что содержит присадку по п.1 в количестве 0,01-1,0 мас.%

3. Дизельное топливо по п.2, отличающееся тем, что в качестве базового топлива оно содержит летнее или зимнее дизельное топливо нефтяного происхождения или газоконденсатное дизельное топливо.

Categories: BD_2280000-2280999