Патент на изобретение №2280062
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА
(57) Реферат:
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к технологии каталитического риформинга, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве высокооктановых бензинов. Сущность: прямогонную гидроочищенную бензиновую фракцию подвергают каталитическому риформингу. Бензиновую часть реакционной смеси перед подачей в последний реактор разделяют на головную, среднюю и остаточную фракции, выкипающие в интервале НК-(85-95)°С, (85-95)-(150-155)°С и (150-155)°С-КК соответственно. Среднюю фракцию контактируют с алюмоплатиновым катализатором в последнем реакторе и смешивают головную и остаточную фракции с продуктом последнего реактора. Технический результат: повышение выхода целевого продукта. 1 табл.
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к технологии каталитического риформинга, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве высокооктановых бензинов. Известен способ получения высокооктанового бензина путем разделения прямогонной гидроочищенной бензиновой фракции на легкую и тяжелую с дальнейшим риформингом тяжелой фракции и последующим смешением риформата и легкой фракции (SU 1737000 А1, 30.05.1992 /аналог/). Недостатком известного способа является низкий выход целевого продукта – высокооктанового бензина. Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга с разделением бензиновой части реакционной смеси перед подачей в последний реактор на головную и остаточную фракции с температурой начала кипения остаточной фракции в пределах 85-105°С, последующим контактированием остаточной фракции с алюмоплатиновым катализатором в последнем реакторе и направлением головной фракции на смешение с продуктом последнего реактора (Патент РФ № 2240340 кл. С 10 G 35/04 /прототип). Недостатком известного способа является невысокий выход целевого продукта – высокооктанового бензина. Технической задачей изобретения является повышение выхода целевого продукта. Сущность изобретения заключается в том, что в известном способе получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной гидроочищенной бензиновой фракции с разделением бензиновой части реакционной смеси перед подачей в последний реактор на фракции с последующим смешением с продуктом последнего реактора и контактированием одной из фракций с алюмоплатиновым катализатором в последнем реакторе, согласно изобретению перед подачей реакционной смеси в последний реактор производят разделение ее бензиновой части на головную, среднюю и остаточную фракции, выкипающие в интервале НК-(85-95)°С, (85-95)-(150-155)°С и (150-155)°С-КК соответственно, среднюю фракцию контактируют с алюмоплатиновым катализатором в последнем реакторе, а головную и остаточную направляют на смешение с продуктом последнего реактора. Проведенные исследования показали, что остаточная фракция риформата перед подачей в последний реактор содержит до 98% масс. ароматических углеводородов C8-С10, которые являются балластными и способствуют интенсивному коксообразованию на катализаторе. Головная фракция содержит до 26-30% масс. алкановых углеводородов С5 и С6, являющихся ценными высокооктановыми компонентами, которые на 65-75% теряются в последнем реакторе вследствие интенсивного гидрокрекинга. Способ проводят следующим образом. Прямогонную гидроочищенную бензиновую фракцию направляют на каталитический риформинг с последующим разделением бензиновой части реакционной смеси перед подачей в последний реактор риформинга на головную, среднюю и остаточную фракции, выкипающие в интервале НК-(85-95)°С, (85-95)-(150-155)°С и (150-155)°С-КК соответственно. Среднюю фракцию смешивают с водородсодержащим газом (ВСГ), нагревают и подвергают контактированию с алюмоплатиновым катализатором в реакторе установки риформинга при температуре 500-510°С, давлении 1,5-2 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5-2 ч-1 и кратности циркуляции ВСГ 1500 нм3/м3. После отделения от ВСГ продукт контактирования средней фракции смешивают с головной и остаточной фракциями, полученными на предыдущем этапе, и отправляют на стабилизацию. Отличительный признак заявляемого изобретения заключается в том, что перед подачей реакционной смеси в последний реактор производят разделение ее бензиновой части на головную, среднюю и остаточную фракции, выкипающие в интервале НК-(85-95)°С, (85-95)-(150-155)°С и (150-155)°С-КК соответственно. Среднюю фракцию контактируют с алюмоплатиновым катализатором в последнем реакторе, а головную и остаточную отправляют на смешение с продуктом последнего реактора. Таким образом достигается снижение доли реакций коксообразования и гидрокрекинга бензина в последнем реакторе риформинга и, соответственно, увеличение выхода целевого продукта. Примеры осуществления заявляемого изобретения. Пример 1. Прямогонную гидроочищенную бензиновую фракцию направляют на каталитический риформинг, перед подачей реакционной смеси в последний реактор риформинга производят разделение ее бензиновой части на три фракции, выкипающие в интервале НК-85°С, 85-150°С и 150°С-КК. Среднюю фракцию смешивают с ВСГ, нагревают и контактируют с алюмоплатиновым катализатором в последнем реакторе установки риформинга при температуре 500°С, давлении 1,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 2 ч-1 и кратности циркуляции ВСГ 1500 нм3/м3. Продукт риформирования средней фракции смешивается с головной НК-85°С и остаточной 150°С-КК фракциями, результат представлен в таблице. Из таблицы видно, что увеличение выхода продукта процесса каталитического риформинга достигает 3,1% масс. по сравнению с прототипом. Пример 2. Прямогонную гидроочищенную бензиновую фракцию направляют на каталитический риформинг, перед подачей реакционной смеси в последний реактор риформинга производят разделение ее бензиновой части на три фракции, выкипающие в интервале НК-85°С, 85-155°С и 155°С-КК. Среднюю фракцию смешивают с ВСГ, нагревают и контактируют с алюмоплатиновым катализатором в последнем реакторе установки риформинга в условиях примера 1. Продукт риформирования средней фракции смешивается с головной НК-85°С и остаточной 155°С-КК фракциями, результат представлен в таблице. Из таблицы видно, что увеличение выхода продукта процесса каталитического риформинга достигает 2,0% масс. по сравнению с прототипом. Пример 3. Прямогонную гидроочищенную бензиновую фракцию направляют на каталитический риформинг, перед подачей реакционной смеси в последний реактор риформинга производят разделение ее бензиновой части на три фракции, выкипающие в интервале НК-95°С, 95-150°С и 150°С-КК. Среднюю фракцию смешивают с ВСГ, нагревают и контактируют с алюмоплатиновым катализатором в последнем реакторе установки риформинга в условиях примера 1. Продукт риформирования средней фракции смешивается с головной НК-95°С и остаточной 150°С-КК фракциями, результат представлен в таблице. Из таблицы видно, что увеличение выхода продукта процесса каталитического риформинга достигает 5,2% масс. по сравнению с прототипом. Пример 4. Прямогонную гидроочищенную бензиновую фракцию направляют на каталитический риформинг, перед подачей реакционной смеси в последний реактор риформинга производят разделение ее бензиновой части на три фракции, выкипающие в интервале НК-95°С, 95-155°С и 155°С-КК. Среднюю фракцию смешивают с ВСГ, нагревают и контактируют с алюмоплатиновым катализатором в последнем реакторе установки риформинга в условиях примера 1. Продукт риформирования средней фракции смешивается с головной НК-95°С и остаточной 155°С-КК фракциями, результат представлен в таблице. Из таблицы видно, что увеличение выхода продукта процесса каталитического риформинга достигает 4,8% масс. по сравнению с прототипом. Следует отметить, что при повышении температуры начала кипения средней фракции, подаваемой в последний реактор риформинга, более 85°С и одновременном понижении температуры конца кипения данной фракции менее 155°С происходит снижение октанового числа целевого продукта, получаемого после смешения, на 0,5 пункта по сравнению с прототипом. Из представленных в таблице данных видно, что предлагаемый способ позволяет увеличить выход бензина каталитического риформинга на 3,1-5,2% масс. Предлагаемое изобретение может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах для увеличения выхода целевого продукта каталитического риформинга – высокооктанового бензина, что позволяет увеличить эффективность производства автомобильных бензинов. Дополнительным преимуществом предлагаемого способа является снижение загрузки дорогостоящего алюмоплатинового катализатора в последнем реакторе риформинга вследствие уменьшения количества сырья, подаваемого в реактор, за счет предварительного выделения головной и остаточной фракций.
Формула изобретения
Способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной гидроочищенной бензиновой фракции с разделением бензиновой части реакционной смеси перед подачей в последний реактор на фракции с последующим смешением с продуктом последнего реактора и контактированием одной из фракций с алюмоплатиновым катализатором в последнем реакторе, отличающийся тем, что перед подачей реакционной смеси в последний реактор производят разделение ее бензиновой части на головную, среднюю и остаточную фракции, выкипающие в интервале НК – (85-95)°С, (85-95)-(150-155)°С и (150-155)°С – КК соответственно, среднюю фракцию контактируют с алюмоплатиновым катализатором в последнем реакторе, а головную и остаточную направляют на смешение с продуктом последнего реактора.
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 20.01.2008
Извещение опубликовано: 20.11.2009 БИ: 32/2009
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||