|
(21), (22) Заявка: 2004138580/11, 29.12.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
29.12.2004
(46) Опубликовано: 10.07.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2127682 C1, 20.03.1999. RU 35302 U1, 10.01.2004. US 4174140 А1, 13.11.1979. US 3832954 А1, 03.09.1974. US 3944298 А1, 16.03.1976. US 3711927 А1, 23.01.1973. CH 597530 B5, 14.04.1978.
Адрес для переписки:
140402, Московская обл., г. Коломна, ул. Октябрьской революции, 410, ФГУП ВНИКТИ МПС России
|
(72) Автор(ы):
Кокорев Артемий Иванович (RU), Березин Василий Витальевич (RU), Лунин Андрей Александрович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава Министерства путей сообщения Российской Федерации (ФГУП ВНИКТИ МПС России) (RU)
|
(54) ПЯТНИКОВЫЙ УЗЕЛ ОПОРЫ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ГРУЗОВОГО ВАГОНА
(57) Реферат:
Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, в частности к центральным опорам соединения между тележками и рамами вагонов. Пятниковый узел содержит подпятник 1 и пятник 3. Подпятник снабжен сопряженными между собой наружным 6 и внутренним 9 разрезным пружинящим кольцами. Внутренняя поверхность 8 наружного кольца – сферическая вогнутая, наружная поверхность 11 внутреннего – сферическая выпуклая, а внутренняя – цилиндрическая и сопряжена с цилиндрической поверхностью 13 пятника. Технический результат – упрощение и уменьшение габаритов конструкции при малом износе подпятника и пятника. 4 ил.
Пятниковый узел опоры кузова на тележку грузового вагона относится к железнодорожному транспорту, в частности к соединению между тележками и рамами вагонов, к центральным опорам.
Известна конструкция пятникового узла опоры кузова на тележку грузового вагона, где между пятой и подпятником используется износостойкий вкладыш из синтетического полимера в форме чаши с плоским дном, цилиндрическими вертикальными стенками и верхним фланцем, создающим уплотнение. На верхней поверхности дна чаши предусмотрены кольцевые канавки для размещения смазки. Если смазка не применяется, кольцевые канавки служат для сбора грязи. В дне чаши сделаны металлические вставки для заземления центральной пяты с целью защиты груза от статического заряда (US, патент № 5,443,015, кл. В 61 Р 5/16, НКИ 105/199.4, 1995 г.).
Недостатком данной конструкции является взаимодействие кромками цилиндрических поверхностей пятника и подпятника при повороте надрессорной балки относительно рамы вагона в продольной и поперечной вертикальных плоскостях, а также применение дорогостоящего самосмазывающего материала.
Известен пятниковый узел опоры кузова на тележку грузового вагона, принятый за прототип, содержащий подпятник и пяту со сферическими опорными поверхностями, расположенные соответственно по середине шкворневой балки тележки и поперечной балки рамы вагона, шкворень, установленный в отверстиях подпятника и пятника (di Stefano Guigi, Domenico Maresca, Angelo A.Rampini, ed Enrico Passalacgua I carrelli per carri merci piu velci. La tecnica professionale №11-12 november/dicembre 1991 г., p.468-476, Итал.).
Это соединение предотвращает быстрый и неравномерный износ рабочих поверхностей подпятника и пятника.
Недостатком известного соединения является сложная конструкция с большой высотой узла, требующая поэтому изогнутой шкворневой балки тележки.
Техническим результатом настоящего изобретения является упрощение и уменьшение габаритов конструкции при малом износе подпятника и пятника.
Указанный технический результат достигается тем, что в пятниковом узле опоры кузова на тележку грузового вагона, содержащем подпятник и пяту со сферическими опорными поверхностями, расположенные соответственно по середине шкворневой балки тележки и поперечной балки рамы вагона, шкворень, установленный в отверстиях подпятника и пятника, подпятник снабжен наружным кольцом, вложенным в цилиндрическую часть гнезда подпятника, внутренняя поверхность наружного кольца – сферическая вогнутая и внутренним разрезным пружинящим кольцом с зазором между торцами, наружная поверхность которого сферическая выпуклая и сопряжена с вогнутой сферической поверхностью наружного кольца, а внутренняя поверхность внутреннего кольца – цилиндрическая и сопряжена с цилиндрической поверхностью пятника.
На фиг.1 изображен пятниковый узел опоры кузова на тележку грузового вагона, на фиг.2 – сечение А-А фиг.1, на фиг.3 – разрезное кольцо, вид сверху, на фиг.4 – сечение Б-Б фиг.3.
Пятниковый узел опоры кузова на тележку грузового вагона (фиг.1 – 4) содержит сферический вогнутый подпятник 1, расположенный по середине шкворневой балки 2 тележки, соединенный со сферическим выпуклым пятником 3, установленным также по середине поперечной балки 4 рамы вагона, шкворень 5, установленный в отверстиях пятника 3 и подпятника 1, наружное кольцо 6, вложенное в цилиндрическую часть 7 гнезда подпятника 1, внутренняя поверхность 8 наружного кольца 6 – сферическая вогнутая, внутреннее разрезное пружинящее кольцо 9 с зазором между торцами 10, наружная поверхность которого 11 – сферическая выпуклая и сопряжена с вогнутой сферической поверхностью 8 наружного кольца 6, а внутренняя поверхность 12 внутреннего кольца 9 – цилиндрическая и сопряжена с цилиндрической поверхностью 13 пятника 5. Величина зазора должна быть достаточной, чтобы вложить выпуклую сферическую поверхность 11 внутреннего пружинящего кольца 9 в вогнутую сферическую поверхность 8 наружного кольца 6.
Соединение работает следующим образом.
При повороте тележки относительно балки 4 рамы вагона в продольной или поперечной вертикальных плоскостях, пятник 3 проскальзывает в подпятнике 1, при этом внутреннее разрезное пружинящее кольцо 9 выпуклой сферической поверхностью 11 поворачивается в вогнутой сферической поверхности 8 наружного кольца 6, вложенного в цилиндрическую часть 7 гнезда подпятника 1. Благодаря сферическим поверхностям пятника 3 и подпятника 1, а также сферическим поверхностям 8, 11 внутреннего 9 и наружного 6 колец не происходит касания кромками деталей сопряжения пятник 3 – подпятник 1, что снижает их износ и упрощает конструкцию пятникового узла.
Формула изобретения
Пятниковый узел опоры кузова на тележку грузового вагона, содержащий подпятник и пяту со сферическими опорными поверхностями, расположенные соответственно посредине шкворневой балки тележки и поперечной балки рамы вагона, шкворень, установленный в отверстиях подпятника и пятника, отличающийся тем, что подпятник снабжен наружным кольцом, вложенным в цилиндрическую часть гнезда подпятника, внутренняя поверхность наружного кольца сферическая вогнутая, и внутренним разрезным пружинящим кольцом с зазором между торцами, наружная поверхность которого сферическая выпуклая и сопряжена с вогнутой сферической поверхностью наружного кольца, а внутренняя поверхность внутреннего кольца цилиндрическая и сопряжена с цилиндрической поверхностью пятника.
РИСУНКИ
PC4A – Регистрация договора об уступке патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Прежний патентообладатель:
Федеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава Министерства путей сообщения Российской Федерации
(73) Патентообладатель:
Открытое акционерное общество “Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава”
Договор № РД0041905 зарегистрирован 10.10.2008
Извещение опубликовано: 20.11.2008 БИ: 32/2008
|
|