|
(21), (22) Заявка: 2005103189/09, 08.02.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
08.02.2005
(46) Опубликовано: 27.06.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2239272 C1, 27.10.2004. SU 552499 A1, 30.03.1977. DE 3510228, 25.09.1986. US 5099162, 24.03.1992.
Адрес для переписки:
432027, г.Ульяновск, ул. Северный Венец, 32, ГОУ ВПО “Ульяновский государственный технический университет”, проректору по научной работе
|
(72) Автор(ы):
Жуховицкий Давид Львович (RU), Цынаева Анна Александровна (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ульяновский государственный технический университет” (RU)
|
(54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
(57) Реферат:
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для охлаждения электрогенераторов и электродвигателей. Технический результат – обеспечение эффективного и равномерного охлаждения электрической машины, упрощение конструкции, повышение технологичности. В предлагаемой системе охлаждения электрической машины, содержащей источник сжатого воздуха с напорным трубопроводом, делящую вихревую трубу, имеющую в результате энергетического разделения две полости – горячую и холодную, выполненную внутри полого вала электрической машины тепловую трубу, особенность заключается в том, что по оси полого вала выполнен трубчатый канал для прохода холодного потока от делящей вихревой трубы, а пространство, образованное наружной поверхностью трубчатого канала и внутренней поверхностью полого вала является тепловой трубой, конденсационная область которой – наружная поверхность трубчатого канала, а испарительная область – внутренняя поверхность полого вала. 2 ил.
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для охлаждения электрогенераторов и электродвигателей.
Наиболее близкой системой того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является система охлаждения электрической машины, включающая источник сжатого воздуха с напорным трубопроводом, делящую вихревую трубу, имеющую в результате энергетического разделения две полости – горячую и холодную, полый вал электрической машины с испарительной зоной, распределительную трубку с конденсационным концом и отверстиями, кипящую жидкость и конденсат (см. патент на изобретение RU №2239272, фиг.1), и принятую за прототип.
К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известной системы, принятой за прототип, относится то, что охлаждение не достаточно равномерное, а конструкция электрической машины является сложной и низкотехнологичной. Существующий прототип не дает возможности достаточно равномерного охлаждения, а конструкция электрической машины является сложной и низкотехнологичной.
Сущность изобретения заключается в обеспечении эффективного и равномерного охлаждения электрической машины при упрощении конструкции электрической машины и повышении ее технологичности.
Технический результат – обеспечение эффективного и равномерного охлаждения электрической машины, упрощение конструкции, повышение технологичности.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в предлагаемой системе охлаждения электрической машины, содержащей источник сжатого воздуха с напорным трубопроводом, делящую вихревую трубу, имеющую в результате энергетического разделения две полости – горячую и холодную, выполненную внутри полого вала электрической машины тепловую трубу, особенность заключается в том, что по оси полого вала выполнен трубчатый канал для прохода холодного потока от делящей вихревой трубы, а пространство, образованное наружной поверхностью трубчатого канала и внутренней поверхностью полого вала является тепловой трубой, конденсационная область которой – наружная поверхность трубчатого канала, а испарительная область – внутренняя поверхность полого вала.
На чертежах представлено:
на фиг.1 – прототип системы охлаждения электрической машины;
на фиг.2 – предлагаемая система охлаждения электрической машины.
Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного технического результата, заключаются в следующем.
Система охлаждения электрической машины содержит источник сжатого воздуха (ИСВ) 1 с напорным трубопроводом 2, делящую вихревую трубу (ДВТ) 3, имеющую в результате энергетического разделения две полости – горячую 4 и холодную 5, установленный по оси полого вала 6 трубчатый канал 7, наружную поверхность 8 (конденсационная область) трубчатого канала 7, внутреннюю поверхность 9 (испарительная область) полого вала 6, выполненную внутри полого вала 6 электрической машины тепловую трубу 10, кипящую жидкость 11 и конденсат 12.
Работа системы охлаждения электрической машины осуществляется следующим образом.
Сжатый воздух от источника 1 по напорному трубопроводу 2 поступает в сопловой аппарат делящей вихревой трубы 3, в которой в результате энергетического разделения потока образуются две полости – горячая 4 и холодная 5. Ротор электрической машины охлаждается за счет того, что вал 6 выполнен полым, а внутри него расположен трубчатый канал 7 для прохода холодного потока от делящей вихревой трубы 3. Пространство между наружной поверхностью 8 (конденсационной областью) трубчатого канала 7 и внутренней поверхностью 9 (испарительной областью) полого вала 6 является тепловой трубой 10, где под вакуумом находится жидкость. Выделяющееся при работе электрической машины тепло отводится от внутренней поверхности 9 (испарительной области) полого вала 6 кипящей жидкостью 11, которая испаряется. Образующийся пар конденсируется на наружной поверхности 8 (конденсационной области) трубчатого канала 7. Получаемый конденсат 12 под действием центробежных сил перемещается к внутренней поверхности 9 (испарительной области) полого вала 6. Таким образом, осуществляется интенсивное и равномерное охлаждение электрической машины при упрощении ее конструкции по сравнению с прототипом, что ведет к повышению технологичности электрической машины.
Формула изобретения
Система охлаждения электрической машины, содержащая источник сжатого воздуха с напорным трубопроводом, делящую вихревую трубу, имеющую в результате энергетического разделения две полости – горячую и холодную, выполненную внутри полого вала электрической машины тепловую трубу, отличающаяся тем, что по оси полого вала выполнен трубчатый канал для прохода холодного потока от делящей вихревой трубы, а пространство, образованное наружной поверхностью трубчатого канала и внутренней поверхностью полого вала, является тепловой трубой, конденсационная область которой – наружная поверхность трубчатого канала, а испарительная область – внутренняя поверхность полого вала.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 09.02.2007
Извещение опубликовано: 20.07.2008 БИ: 20/2008
NF4A – Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.03.2010
Извещение опубликовано: 20.03.2010 БИ: 08/2010
|
|