Патент на изобретение №2278999

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2278999 (13) C1
(51) МПК

F16C19/00 (2006.01)
F16C33/58 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2004135133/11, 01.12.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.12.2004

(46) Опубликовано: 27.06.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1771253 A1, 27.02.1995. RU 2036349 C1, 27.05.1995. SU 1099130 A1, 23.06.1984. FR 1141520 A, 03.09.1953.

Адрес для переписки:

347740, Ростовская обл., г. Зерноград, ул. Ленина, 21, АЧГАА, патентный отдел

(72) Автор(ы):

Серегин Александр Анатольевич (RU),
Псюкало Сергей Петрович (RU),
Калинин Александр Александрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия (RU)

(54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов. Подшипниковый узел содержит цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом, по меньшей мере одно из колец которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца, которая для наружного кольца соответствует условию для внутреннего где R1 и r1 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца подшипника в месте изменения кривизны, R0 и r0 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца стандартного подшипника. Технический результат – обеспечение в подшипнике качения гарантированного средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки и увеличения его срока службы. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов.

Известен подшипниковый узел /1/, содержащий цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом.

При действии на узел осевой нагрузки тела качения подшипника оказываются в силовом защемлении силами трения скольжения, происходит заклинивание подшипника, что приводит к быстрому износу деталей подшипника и узла и выходу их из строя.

Известен подшипниковый узел /2/, принятый за прототип, содержащий цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом, по меньшей мере одно из колец которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца, которая для наружного кольца соответствует условию для внутреннего

где R1 и r1 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца подшипника в месте изменения кривизны;

R0 и r0 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца стандартного подшипника.

Недостатком подшипникового узла такой конструкции является то, что при его сборке необходимо обеспечить определенное значение диаметра посадочной поверхности корпуса или вала, так как в противном случае после сборки узла в подшипнике качения может не образоваться разгрузочная зона, а следовательно, не будет происходить разгрузка тел качения от рабочей нагрузки в процессе эксплуатации узла. Это приведет к преждевременному износу деталей подшипникового узла и выходу его из строя.

Предлагаемым изобретением решается задача гарантированного обеспечения в подшипнике качения средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки и увеличения срока службы подшипникового узла.

Достижение указанного технического результата осуществляется тем, что в известном подшипниковом узле, содержащем цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом, по меньшей мере одно из колец которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца, которая для наружного кольца соответствует условию , для внутреннего

где R1 и r1 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца подшипника в месте изменения кривизны;

R0 и r0 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца стандартного подшипника;

диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса и диаметр посадочной поверхности цапфы вала соответствуют условиям:

где Dк – диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса;

Do – диаметр посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника;

dв – диаметр посадочной поверхности цапфы вала;

do – диаметр посадочной поверхности внутреннего кольца стандартного подшипника;

S – максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки;

2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R0 или r0, ;

2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R1 или r1, .

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен разрез подшипникового узла, подшипник качения которого имеет на наружном кольце средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности.

На фиг.2 представлен подшипник качения, на наружном кольце которого выполнено средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности.

На фиг.3 изображено наружное кольцо подшипника качения с локальным изменением кривизны посадочной поверхности.

Подшипниковый узел включает цапфу вала 1, корпус 2, диаметр посадочной поверхности 3 которого соответствует условию

где Dк – диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса;

Do – диаметр посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника;

S – максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки;

2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R0, ;

2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R1, ;

и подшипник качения 4, наружное кольцо 5 которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности 6 наружного кольца 5.

При сборке подшипникового узла подшипник качения 4 с локальным изменением кривизны посадочной поверхности 6 наружного кольца 5 устанавливают в корпус 2 с натягом. Поверхность запрессованного наружного кольца 5 приобретает форму посадочного места цилиндра. Тогда за счет эластичности и деформирования кольца на дорожке качения образуется средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки, которое позволяет телам качения в процессе эксплуатации узла освобождаться от контактной нагрузки.

Чтобы при сборке подшипникового узла в подшипнике качения образовалось средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки, например на дорожке качения наружного кольца, необходимо чтобы осуществлялась посадка в натяг, т.е. выполнялось неравенство

Dко,

где Dк – диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса;

Dо – диаметр посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника.

При выполнении неравенства Dко будет выполняться и следующее неравенство:

Lкo,

где Lк – длина посадочной поверхности отверстия корпуса;

Lo – длина посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника.

Так как посадочная поверхность наружного кольца описывается двумя радиусами кривизны и нельзя говорить об однозначном диаметре посадочной поверхности, то посадка в натяг будет осуществляться из условия, что длина посадочной поверхности отверстия корпуса меньше длины посадочной поверхности наружного кольца подшипника с локальным изменением его кривизны, т.е. необходимо выполнить условие

Lки,

где Lк – длина посадочной поверхности отверстия корпуса;

Lи – длина посадочной поверхности наружного кольца подшипника с локальным изменением кривизны посадочной поверхности.

Следовательно, получаем, что

Из фиг.3 следует, что длина посадочной поверхности наружного кольца подшипника с локальным изменением кривизны посадочной поверхности равна:

Lи=2(R1·+R0()),

где R1 – радиус посадочной поверхности наружного кольца подшипника в месте изменения кривизны;

R0 – радиус посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника;

2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R0;

2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R1.

Величина R1 равна

R1=R0+e-S,

где е – эксцентриситет – расстояние от центра окружности посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника до центра окружности посадочной поверхности локального изменения кривизны;

S – максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки.

Из ОО1К радиус R1 определим по теореме косинусов:

С учетом предыдущего уравнения и пренебрегая величинами второго порядка малости получаем, что

Тогда

а условие для величины Dк имеет вид

При этом следует иметь в виду, что углы и должны быть больше нуля и меньше , в противном случае невозможна сборка подшипникового узла с натягом, а следовательно, и невозможно создание в подшипнике средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки.

Источники информации

1. Орлов П.И. Основы конструирования. Кн.2. М.: Машиностроение, 1977, с.518-519 – аналог.

2. Авт.св. СССР №1771253, F 16 С 33/58 – прототип.

Формула изобретения

Подшипниковый узел, содержащий цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом, по меньшей мере, одно из колец которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца, которая для наружного кольца соответствует условию , для внутреннего ,

где R1 и r1 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца подшипника в месте изменения кривизны;

R0 и r0 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца стандартного подшипника,

отличающийся тем, что диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса и диаметр посадочной поверхности цапфы вала соответствуют условиям

где Dк – диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса;

Do – диаметр посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника;

dв – диаметр посадочной поверхности цапфы вала;

do – диаметр посадочной поверхности внутреннего кольца стандартного подшипника;

S – максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки;

2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R0 или r0, ;

2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R1 или r1, .

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 02.12.2006

Извещение опубликовано: 27.08.2008 БИ: 24/2008


Categories: BD_2278000-2278999