(21), (22) Заявка: 2004135133/11, 01.12.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
01.12.2004
(46) Опубликовано: 27.06.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1771253 A1, 27.02.1995. RU 2036349 C1, 27.05.1995. SU 1099130 A1, 23.06.1984. FR 1141520 A, 03.09.1953.
Адрес для переписки:
347740, Ростовская обл., г. Зерноград, ул. Ленина, 21, АЧГАА, патентный отдел
|
(72) Автор(ы):
Серегин Александр Анатольевич (RU), Псюкало Сергей Петрович (RU), Калинин Александр Александрович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия (RU)
|
(54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов. Подшипниковый узел содержит цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом, по меньшей мере одно из колец которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца, которая для наружного кольца соответствует условию для внутреннего где R1 и r1 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца подшипника в месте изменения кривизны, R0 и r0 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца стандартного подшипника. Технический результат – обеспечение в подшипнике качения гарантированного средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки и увеличения его срока службы. 3 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов.
Известен подшипниковый узел /1/, содержащий цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом.
При действии на узел осевой нагрузки тела качения подшипника оказываются в силовом защемлении силами трения скольжения, происходит заклинивание подшипника, что приводит к быстрому износу деталей подшипника и узла и выходу их из строя.
Известен подшипниковый узел /2/, принятый за прототип, содержащий цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом, по меньшей мере одно из колец которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца, которая для наружного кольца соответствует условию для внутреннего 
где R1 и r1 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца подшипника в месте изменения кривизны;
R0 и r0 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца стандартного подшипника.
Недостатком подшипникового узла такой конструкции является то, что при его сборке необходимо обеспечить определенное значение диаметра посадочной поверхности корпуса или вала, так как в противном случае после сборки узла в подшипнике качения может не образоваться разгрузочная зона, а следовательно, не будет происходить разгрузка тел качения от рабочей нагрузки в процессе эксплуатации узла. Это приведет к преждевременному износу деталей подшипникового узла и выходу его из строя.
Предлагаемым изобретением решается задача гарантированного обеспечения в подшипнике качения средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки и увеличения срока службы подшипникового узла.
Достижение указанного технического результата осуществляется тем, что в известном подшипниковом узле, содержащем цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом, по меньшей мере одно из колец которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца, которая для наружного кольца соответствует условию , для внутреннего 
где R1 и r1 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца подшипника в месте изменения кривизны;
R0 и r0 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца стандартного подшипника;
диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса и диаметр посадочной поверхности цапфы вала соответствуют условиям:


где Dк – диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса;
Do – диаметр посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника;
dв – диаметр посадочной поверхности цапфы вала;
do – диаметр посадочной поверхности внутреннего кольца стандартного подшипника;
S – максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки;
2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R0 или r0, ;
2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R1 или r1, .
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг.1 изображен разрез подшипникового узла, подшипник качения которого имеет на наружном кольце средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности.
На фиг.2 представлен подшипник качения, на наружном кольце которого выполнено средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности.
На фиг.3 изображено наружное кольцо подшипника качения с локальным изменением кривизны посадочной поверхности.
Подшипниковый узел включает цапфу вала 1, корпус 2, диаметр посадочной поверхности 3 которого соответствует условию

где Dк – диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса;
Do – диаметр посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника;
S – максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки;
2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R0, ;
2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R1, ;
и подшипник качения 4, наружное кольцо 5 которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности 6 наружного кольца 5.
При сборке подшипникового узла подшипник качения 4 с локальным изменением кривизны посадочной поверхности 6 наружного кольца 5 устанавливают в корпус 2 с натягом. Поверхность запрессованного наружного кольца 5 приобретает форму посадочного места цилиндра. Тогда за счет эластичности и деформирования кольца на дорожке качения образуется средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки, которое позволяет телам качения в процессе эксплуатации узла освобождаться от контактной нагрузки.
Чтобы при сборке подшипникового узла в подшипнике качения образовалось средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки, например на дорожке качения наружного кольца, необходимо чтобы осуществлялась посадка в натяг, т.е. выполнялось неравенство
Dко,
где Dк – диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса;
Dо – диаметр посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника.
При выполнении неравенства Dко будет выполняться и следующее неравенство:
Lкo,
где Lк – длина посадочной поверхности отверстия корпуса;
Lo – длина посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника.
Так как посадочная поверхность наружного кольца описывается двумя радиусами кривизны и нельзя говорить об однозначном диаметре посадочной поверхности, то посадка в натяг будет осуществляться из условия, что длина посадочной поверхности отверстия корпуса меньше длины посадочной поверхности наружного кольца подшипника с локальным изменением его кривизны, т.е. необходимо выполнить условие
Lки,
где Lк – длина посадочной поверхности отверстия корпуса;
Lи – длина посадочной поверхности наружного кольца подшипника с локальным изменением кривизны посадочной поверхности.
Следовательно, получаем, что

Из фиг.3 следует, что длина посадочной поверхности наружного кольца подшипника с локальным изменением кривизны посадочной поверхности равна:
Lи=2(R1· +R0( – )),
где R1 – радиус посадочной поверхности наружного кольца подшипника в месте изменения кривизны;
R0 – радиус посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника;
2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R0;
2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R1.
Величина R1 равна
R1=R0+e-S,
где е – эксцентриситет – расстояние от центра окружности посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника до центра окружности посадочной поверхности локального изменения кривизны;
S – максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки.
Из ОО1К радиус R1 определим по теореме косинусов:

С учетом предыдущего уравнения и пренебрегая величинами второго порядка малости получаем, что

Тогда

а условие для величины Dк имеет вид

При этом следует иметь в виду, что углы и должны быть больше нуля и меньше , в противном случае невозможна сборка подшипникового узла с натягом, а следовательно, и невозможно создание в подшипнике средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки.
Источники информации
1. Орлов П.И. Основы конструирования. Кн.2. М.: Машиностроение, 1977, с.518-519 – аналог.
2. Авт.св. СССР №1771253, F 16 С 33/58 – прототип.
Формула изобретения
Подшипниковый узел, содержащий цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом, по меньшей мере, одно из колец которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца, которая для наружного кольца соответствует условию , для внутреннего ,
где R1 и r1 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца подшипника в месте изменения кривизны;
R0 и r0 – радиус посадочной поверхности соответствующего кольца стандартного подшипника,
отличающийся тем, что диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса и диаметр посадочной поверхности цапфы вала соответствуют условиям


где Dк – диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса;
Do – диаметр посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника;
dв – диаметр посадочной поверхности цапфы вала;
do – диаметр посадочной поверхности внутреннего кольца стандартного подшипника;
S – максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки;
2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R0 или r0, ;
2 – длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R1 или r1, .
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 02.12.2006
Извещение опубликовано: 27.08.2008 БИ: 24/2008
|