Патент на изобретение №2155927
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) БРОНИРОВАННАЯ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА
(57) Реферат: Изобретение относится к области инженерных машин бронетанковой техники, в частности к бронированным ремонтно-эвакуационным машинам (БРЭМ) легкого класса. Изобретение позволяет обеспечить заданную грузоподъемность БРЭМ без значительных конструктивных изменений корпуса машины и ее массы, связанных с усилением корпуса под установку крана за счет исключения осевой нагрузки на крышу машины. Для этого машина снабжена кольцом с размещенным в нем радиальным сферическим подшипником, опорой, установленной на борту машины. Кольцо закреплено в расточке, выполненной в крыше корпуса машины для шарнирного соединения колонны опорно-поворотного устройства, размещенной в указанном подшипнике. Закрепленная на упомянутой колонне шариковая поворотная опора соединена с опорой, установленной на борту машины. Дорожки качения колец нижнего ряда шариков поворотной опоры выполнены со скосом, а радиальный зазор верхнего ряда шариков меньше нижнего. В кольце опорно-поворотного устройства выполнено окно для установки механизма поворота. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. Изобретение относится к инженерным машинам бронетанковой техники, в частности к инженерным машинам типа БРЭМ легкого класса (БРЭМ-Л). Известна БРЭМ-Ч на базе БМП-1 чехословацкого производства (см. техническое описание БРЭМ-Ч, г. Детва, 1988 г.), содержащая корпус, опорно-поворотное устройство крана, выполненное в виде однорядного роликоподшипника, закрепленного на крыше кормовой части машины, с маханизмом поворота. В БРЭМ-Ч однорядный роликоподшипник в опорно-поворотном устройстве (ОПУ) при работе крана передает как осевую, так и радиальную нагрузки на крышу машины, что не позволяет увеличить грузоподъемность машины без конструктивных каменений по усилению крыши и корпуса машины под установку крана. Кроме того, крыша подвержена деформации от осевой нагрузки, воспринимаемой через роликоподшипник ОПУ при работе крана. Известна принятая за прототип БРЭМ-1 на базе танка (см. изд.608, техническое описание 608ТО-2), содержащая корпус, опорно-поворотное устройство крана, включающее шариковую поворотную опору с двумя рядами шариков, закрепленную в расточку крыши машины, механизм поворота, закрепленный на борту машины, и гидроколлектор, закрепленный на плите ОПУ. На БРЭМ-1, так же как на БРЭМ-Ч, при работе крана через шариковую поворотную опору передается кроме радиальной и осевая нагрузка на крышу машины. Жесткость корпуса БРЭМ-1, выполненного на базе танка, позволяет применить ОПУ, включающее шариковую поворотную опору, закрепленную в расточке крыши машины и передающую как осевую, так и радиальную нагрузки на крышу машины. Однако на БРЭМ легкого класса при заданной грузоподъемности 5 т применить ОПУ, аналогичное на БРЭМ-1, не представляется возможным, т.к. для этого требуются значительные конструктивные изменения по усилению корпуса базовой машины. Мероприятия по усилению корпуса на БРЭМ легкого класса нецелесообразны, т.к. это приводит к увеличению веса и снижению запаса плавучести машины. На БРЭМ-1 механизм поворота закреплен автономно на борту машины. Монтаж механизма поворота отдельно от ОПУ и регулировки по стыковке с ОПУ в машине не удобны и трудоемки, т.к. механизм поворота и ОПУ закреплены на разных установочных базах в корпусе машины. На БРЭМ-1 гидроколлектор установлен на плите ОПУ и его неподвижная часть состыкована с корпусом машины через поводок, закрепленный на борту машины. Для обеспечения стыковки гидроколлектора, установленного на плите ОПУ, и поводка, закрепленного на борту машины, требуются регулировочные и подгоночные работы, т.к. гидроколлектор и поводок закреплены на разных установочных базах. Технические задачи изобретения 1. Обеспечение заданной при разработке БРЭМ легкого класса грузоподъемности без значительных конструктивных изменений корпуса машины и ее массы, связанных с усилением корпуса под установку крана, за счет исключения осевой нагрузки на крышу машины. Поставленная техническая задача решается данным изобретением за счет того, что бронированная ремонтно-эвакуационная машина снабжена кольцом с размещенным в нем радиальным сферическим подшипником и опорой, установленной на борту указанной машины, причем кольцо закреплено в расточке, выполненной в крыше корпуса машины для шарнирного соединения колонны опорно-поворотного устройства, размещенной в указанном подшипнике, а закрепленная на упомянутой колонне шариковая поворотная опора соединена с опорой, установленной на борту машины, при этом дорожки качения нижнего ряда шариков поворотной опоры выполнены со скосом, а радиальный зазор верхнего ряда шариков меньше нижнего. 2. Обеспечение удобства сборки узлов, в частности ОПУ и механизма поворота, и монтажа их в машине. Поставленная техническая задача решается за счет того, что в кольце опорно-поворотного устройства выполнено окно для установки механизма поворота. 3. Обеспечение компенсации несоосности гидроколлектора и опоры, установленной на борту машины, а также исключение регулировочных работ при стыковке гидроколлектора. Поставленная техническая задача решается за счет того, что гидроколлектор установлен в колонне опорно-поворотного устройства и шарнирно соединен с опорой, установленной на борту, через дополнительно введенное стыковочное звено, а также за счет того, что стыковочное звено выполнено в виде трубы, зафиксированной в опоре и шарнирно соединенной с гидроколлектором через сферическое кольцо, причем кольцо снабжено двумя цапфами, расположенными в нем диаметрально противоположно, и установлено в сферическое гнездо трубы с пазами для цапф. Следовательно, решение поставленных задач в предлагаемом изобретении отличается от прототипа и является новым по отношению к нему. Таким образом, решение технической задачи за счет того, что бронированная ремонтно-эвакуационная машина снабжена кольцом с размещенным в нем радиальном сферическим подшипником и опорой, установленной на борту указанной машины, а также за счет того, что кольцо закреплено в расточке, выполненной в крыше корпуса машины для шарнирного соединения колонны опорно-поворотного устройства, размещенной в указанном подшипнике, а закрепленная на упомянутой колонне шариковая поворотная опора соединена с опорой, установленной на борту машины, позволило обеспечить заданную грузоподъемность при разработке БРЭМ легкого класса за счет исключения передачи осевой нагрузки на крышу машины, причем без значительных конструктивных изменений корпуса базовой машины и увеличения ее массы. Кроме того, выполнение дорожек качения колец нижнего ряда поворотной опоры со скосом, а радиального зазора верхнего ряда шариков меньше нижнего позволили распределить осевую нагрузку на нижний ряд шариков, а радиальную на верхний ряд шариков поворотной опоры. Это позволило улучшить работу шариковой поворотной опоры за счет уменьшения износа шариков нижнего ряда, что подтверждено изготовлением и проверкой на работоспособность опытного образца. На БРЭМ-1, взятой за прототип, шарики нижнего ряда шариковой поворотной опоры ОПУ нагружены при работе крана комбинированной (осевой и радиальной) нагрузкой, а это приводит к нарушению вращения шариков, повышенным шумам и их преждевременному износу. Решена техническая задача за счет того, что в кольце опорно-поворотного устройства выполнено окно для установки механизма поворота, позволило обеспечить удобство сборки машины, а следовательно, снизить затраты по времени на установку сборочного модуля (ОПУ с механизмом поворота) в машину. Кроме того, установка механизма поворота в окне кольца ОПУ, т.е. в составе сборочного модуля (ОПУ с механизмом поворота) позволила разгрузить корпус механизма поворота при работе крана, т.к. коробление корпуса машины не передается непосредственно на корпус механизма поворота. Решена задача также за счет того, что гидроколлектор установлен в колонне опорно-поворотного устройства и шарнирно соединен с опорой, установленной на борту машины, через дополнительно введенное стыковочное звено, а также за счет того, что стыковочное звено выполнено в виде трубы, зафиксированной в опоре и шарнирно соединенной с гидроколлектором через сферическое кольцо, причем кольцо снабжено двумя цапфами, расположенными на нем диаметрально противоположно, и установлено в сферическое гнездо трубы с пазами для цапф. Предлагаемое техническое решение позволяет обеспечить компенсацию несоосности гидроколлектора и опоры, установленной на борту машины, а также исключить подгонку деталей и регулировочные работы при стыковке гидроколлектора. Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 изображен вид сверху на БРЭМ, где показано расположение крана на БРЭМ; на фиг. 2 показано ОПУ крана в разрезе (сеч. А-А); на фиг. 3 – установка сферического кольца в сферическое гнездо трубы с пазами для цапф (вид Б). БРЭМ содержит корпус 1 с крышей, ОПУ 2 крана, включающее шариковую поворотную опору 3 с двумя рядами шариков “б” и “в”, колонну 4, механизм поворота 5 и гидроколлектор 6. Кольцо 7 с радиальным сферическим подшипником 8 закреплено в расточке крыши корпуса 1 машины и шарнирно соединено с колонной 4, установленной в указанном подшипнике 8. Шариковая поворотная опора 3, закрепленная на колонне 4, соединена с опорой 9, установленной на борту “а” корпуса машины, и воспринимает как осевую, так и радиальную нагрузки. Для распределения осевой нагрузки на нижний ряд шариков “б”, а радиальной на верхней ряд шариков “в” дорожки качения колец нижнего ряда шариков “б” выполнены со скосами “г” и “д”, а радиальный зазор верхнего ряда шариков “в” меньше радиального зазора нижнего ряда шариков “б”. Для монтажа механизма поворота в составе ОПУ на машину в кольце 7 выполнено окно “е”, в которое установлен и закреплен механизм поворота 5. Для компенсации несоосности установки гидроколлектора 5 и опоры 9, установленной на борту “а” корпуса машины, гидроколлектор 6 соединен с опорой 9 через дополнительно введенное стыковочное звено. Стыковочное звено выполнено в виде трубы 10, зафиксированной в опоре 9 и шарнирно соединенной с гидроколлектором 6 через сферическое кольцо 11. Сферическое кольцо 11 снабжено цапфами “К”, расположенными в нем диаметрально противоположно, и установлено в сферическое гнездо трубы 10 с пазами “и” для цапф. При работе крана через закрепленную на колонне 4 шариковую поворотную опору 3 с двумя рядами шариков на опору 9 передается как осевая, воспринимаемая нижним рядом шариков “б”, так и радиальная, воспринимаемая верхним рядом шариков “в”, нагрузки. Кольцо 7, закрепленное в расточке, выполненной в крыше корпуса 1 машины, через радиальный сферический подшипник 8 воспринимает и передает на крышу корпуса машины только радиальную нагрузку. Механизм поворота 5, установленный и закрепленный в окне “е” кольца 7, поворачивает кран вместе с подвижной частью опорно поворотного устройства 2, при этом подвижная часть гидроколлектора 6 поворачивается относительно неподвижной, соединенной через сферическое кольцо 11 с трубой 10 стыковочного звена. В отличие от БРЭМ-1, взятого за прототип, при работе крана крыша машины БРЭМ легкого класса в осевом направлении разгружена. Таким образом, решена техническая задача изобретения в обеспечении заданной грузоподъемности без значительных конструктивных изменений корпуса базовой машины и ее массы. Решены также и другие технические задачи, изложенные в описании данного изобретения. Опытные образцы БРЭМ легкого класса изготовлены на базе серийной БМП и проведены на работоспособность. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 08.12.2003
Извещение опубликовано: 20.12.2004 БИ: 35/2004
|
||||||||||||||||||||||||||