|
(21), (22) Заявка: 2004119120/03, 23.06.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
23.06.2004
(43) Дата публикации заявки: 10.01.2006
(46) Опубликовано: 20.06.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1588874 A1, 30.08.1990. SU 108165 А, 01.01.1957. SU 1090884 А, 07.05.1984. SU 1093822 А, 23.05.1984. SU 1580029 A1, 23.07.1990. SU 1567793 A1, 30.05.1990. US 4037526 А, 26.07.1977. DE 2243846 A, 17.05.1973. ЦОДИКОВ В.Я. Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов. – М.: Недра, 1975, с.37. ЛИМАНОВ Ю.А. Метрополитены. – М.: Транспорт, 1971, с.313.
Адрес для переписки:
630009, г.Новосибирск, ул.Серебренниковская, 34, МУП “Новосибирский метрополитен”
|
(72) Автор(ы):
Зайко Сергей Владимирович (RU), Петров Виктор Иванович (RU), Чигишев Александр Николаевич (RU), Красюк Александр Михайлович (RU), Лугин Иван Владимирович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Муниципальное унитарное предприятие “Новосибирский метрополитен” (RU)
|
(54) СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ТУПИКОВОЙ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА
(57) Реферат:
Изобретение относится к вентиляции помещений метрополитена, преимущественно, тупиковых станций. Техническим результатом изобретение является сохранение комфортной температуры воздуха на пассажирской платформе (ПП) тупиковой станции при вентиляции в зимнее время. Для этого отходящий от станции электропоезд создает в помещении, где расположена ПП, разрежение, называемое “поршневым эффектом”. Вследствие этого холодный атмосферный свежий воздух (СВ) всасывается на станцию через павильон и вестибюль. В этот момент открывают вентиляционный клапан (ВК) вентиляционной шахты. Тогда одна часть СВ, которая всасывается вследствие поршневого действия электропоезда, будет поступать на ПП через вентиляционную шахту и ВК, соединяющий атмосферу с ПП, минуя вестибюль, а другая часть СВ через вестибюль. При этом через вестибюль проходит меньший поток холодного воздуха по сравнению с тем случаем, если бы ВК был закрыт. При подходе электропоезда к станции ВК закрывают, и весь теплый отработанный воздух выталкивается в атмосферу через вестибюль. Вследствие этого увеличивается доля теплого воздуха в общем количестве воздуха, проходящего через вестибюль, и уменьшается доля холодного воздуха, проходящего через вестибюль, при отходе электропоезда, что ведет к повышению средней температуры воздуха в вестибюле. 2 ил.
Изобретение относится к вентиляции помещений метрополитена, преимущественно, тупиковых.
Известен способ вентиляции станций метрополитена в зимнее время года, когда при температуре атмосферного воздуха менее нуля наружный воздух подается на перегон через вентиляционную шахту, а вытягивается через вестибюль станции (Цодиков В.Я. Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Недра, 1975, стр.37). При этом двигающийся по тоннелю в сторону станции воздух нагревается, контактируя с его стенками.
Однако при мелком заложении тоннелей метро теплоаккумулирующие способности грунтов, окружающих тоннели, недостаточны, что приводит к переохлаждению подземных сооружений станций и, как следствие, к аварийным ситуациям, например замерзанию водоводов.
Наиболее близким, выбранным в качестве прототипа, является «Способ тоннельной вентиляции» (авт. св. СССР №1588874 А1, кл. Е 21 F 1/00, 30.08.1990 г.), включающий подачу свежего воздуха и отвод отработанного воздуха, в котором за счет поршневого эффекта от движущегося поезда атмосферный воздух всасывается в тоннель через вентиляционную шахту, а при отходе поезда отработанный воздух выталкивается из тоннеля за счет перекрытия проходного сечения тоннеля. Этот способ позволяет управлять воздушным потоком, возникающим на станции от поршневого действия поездов и естественной тяги.
Однако для реализации этого способа требуется специальное дорогостоящее устройство – затвор, который не должен создавать препятствие движению поездов. Затвор должен обеспечивать открывание проходного сечения тоннеля с высокой вероятностью безотказной работы, близкой к 100%. Кроме того, этот способ не позволяет изменять соотношение между количеством теплого и холодного воздуха именно на тупиковой станции метрополитена в холодный период года, когда для экономии тепла шахтные вентиляторы отключены, а перегонные вентиляционные шахты метрополитенов мелкого заложения закрыты. Это определяется тем, что потоки теплого и холодного воздуха при использовании этого способа движутся по одному и тому же вентиляционному тракту, что не позволяет осуществить регулируемое перераспределение этих потоков для сохранения комфортной температуры воздуха в вестибюле и на пассажирской платформе тупиковой станции.
Задачей настоящего изобретения является создание способа вентиляции тупиковых станций метрополитена в зимний период, обеспечивающего комфортную температуру воздуха на пассажирской платформе тупиковой станции за счет увеличения соотношения теплого и холодного воздуха, проходящего через вестибюль, а именно снижения потоков холодного воздуха через вестибюль.
Поставленная задача решается тем, что в способе вентиляции тупиковой станции метрополитена в зимний период, включающем перемещение потоков воздуха под воздействием движущегося электропоезда и подачу свежего воздуха на пассажирскую платформу станции через вентиляционную шахту, согласно изобретению при подходе электропоезда к станции вентиляционный клапан шахты закрывают и весь теплый отработанный воздух отводят в атмосферу через вестибюль, а при отходе электропоезда от тупиковой станции часть свежего воздуха на пассажирскую платформу станции подают через вентиляционную шахту путем открытия вентиляционного клапана, а часть – через вестибюль.
На фиг.1 показан вид сбоку станции метрополитена с обозначением потоков теплого и холодного воздуха. На фиг.2 – вид сверху станции метрополитена с обозначением потоков теплого и холодного воздуха (холодный воздух – тонкие стрелки с кружочком в центральной части).
Станция метрополитена состоит из наземного павильона 1, заглубленного вестибюля 2, подземного помещения с платформами 3, сообщающегося с путевыми тоннелями (на чертеже не показаны), по которым движутся электропоезда. Вентиляция станции осуществляется через вентиляционную шахту 4, снабженную перекрывающим ее при необходимости клапаном 5, а также вентиляционным затвором 6 и тоннельным вентилятором 7.
Способ осуществляется следующим образом.
Вентиляция метрополитенов в зимний период, как правило, осуществляется за счет естественной тяги и поршневого действия движущихся в тоннелях поездов. В зимний период при низких температурах атмосферного воздуха на тупиковой станции температура воздуха может опускаться до -3 – +3°С. Это обусловлено главным образом недостаточными теплоаккумулирующими способностями грунтов, окружающих вентиляционные шахты и путевые тоннели из-за их мелкого заложения.
Для сохранения требуемых (не ниже плюс 5-10°С) температур воздуха на станциях и в тоннелях метрополитена мелкого заложения, как показал опыт эксплуатации Новосибирского метрополитена, где в зимний период температуры может опускаться до 30 градусов мороза, тоннельные вентиляторы 7 должны быть отключены.
При подходе электропоезда к станции клапан 5 вентиляционной шахты 4 закрывают и весь отработанный теплый воздух выталкивается через вестибюль 2 в атмосферу, увеличивая долю теплого воздуха в общем количестве воздуха, проходящего через вестибюль 2.
Отходящий от станции электропоезд создает в помещении, где расположена платформа 3, разрежение, вызываемое поршневым действием движущегося поезда. Вследствие этого свежий холодный атмосферный воздух всасывается на станцию через павильон 1 и вестибюль 2. Для уменьшения этого потока холодного атмосферного воздуха, проходящего через вестибюль 2, в этот момент открывают вентиляционный клапан 5, вследствие чего другая часть атмосферного холодного воздуха будет всасываться вследствие поршневого действия поезда и поступать прямо на платформу 3 через вентиляционную шахту 4 и вентиляционный клапан 5, минуя вестибюль 2, уменьшая этим долю поступающего в него холодного воздуха.
При использовании предлагаемой совокупности признаков, а именно закрывание вентиляционной шахты 4 клапаном 5 при подходе электропоезда к станции и открывание ее при его отходе, позволяет получить среднюю температуру в вестибюле не ниже +5°С при температуре атмосферного воздуха – 29°С.
Формула изобретения
Способ вентиляции тупиковой станции метрополитена, включающий перемещение потоков воздуха под воздействием движущегося электропоезда и подачу свежего воздуха на пассажирскую платформу станции через вентиляционную шахту, отличающийся тем, что при подходе электропоезда к станции вентиляционный клапан шахты закрывают и весь теплый отработанный воздух отводят в атмосферу через вестибюль, а при отходе электропоезда от тупиковой станции часть свежего воздуха на пассажирскую платформу станции подают через вентиляционную шахту путем открытия вентиляционного клапана, а часть – через вестибюль.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 24.06.2007
Извещение опубликовано: 20.02.2009 БИ: 05/2009
|
|