Патент на изобретение №2278179

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2278179 (13) C1
(51) МПК

C22C21/18 (2006.01)
C22C21/16 (2006.01)
C22C21/14 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2004137297/02, 21.12.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

21.12.2004

(46) Опубликовано: 20.06.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2163941 C1, 10.03.2001. SU 479813 А, 23.12.1975. US 5213639 А, 25.05.1993. US 4336075 А, 22.06.1982.

Адрес для переписки:

105005, Москва, ул. Радио, 17, ФГУП “ВИАМ”, И.Е.Ковалеву

(72) Автор(ы):

Каблов Евгений Николаевич (RU),
Фридляндер Иосиф Наумович (RU),
Антипов Владислав Валерьевич (RU),
Федоренко Татьяна Петровна (RU),
Ланцова Любовь Петровна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов” (ФГУП “ВИАМ”) (RU)

(54) СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО

(57) Реферат:

Изобретение относится к области металлургии, а именно к сплавам на основе алюминия системы алюминий-медь-магний. Полуфабрикаты из этих сплавов используют в качестве конструкционных материалов для авиакосмической техники. Сплав и изделие, выполненное из него, содержат следующие компоненты, мас.%: медь – 3,8-5,5, магний – 0,3-1,6, марганец – 0,2-0,8, титан – 0,5·10-6-0,07, теллур – 0,5·10-5-0,1, по крайней мере, один элемент из группы, содержащей серебро – 0,2-1,0, никель – 0,5·10-6-0,05, цинк – 0,5·10-6-0,1, цирконий – 0,05-0,3, хром – 0,05-0,3, железо – 0,5·10-6-0,15, кремний – 0,5·10-6-0,1, водород – 0,1·10-5-2,7·10-5, алюминий – остальное. Техническим результатом изобретения является создание сплава, обладающего наряду с высокими характеристиками прочности, трещиностойкости и долговечности повышенной молниестойкостью. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к сплавам на основе алюминия системы Al-Cu-Mg. Полуфабрикаты из этих сплавов используются в качестве конструкционных материалов для авиакосмической техники в виде обшивки и силового набора.

Известен сплав Д16ч, имеющий следующий химический состав (% по массе):

Медь 3,8-4,9
Магний 1,2-1,8
Марганец 0,3-0,9
Железо 0,3
Кремний 0,2
Цинк 0,1
Титан 0,1
Никель 0,05
Алюминий Остальное [ОСТ1 90048-90]

Известны также американские сплавы системы Al-Cu-Mg серии 2000, например сплав, имеющий следующий химический состав (% по массе):

Медь 4,2-4,7
Магний 1,3-1,8
Марганец 0,8-1,3
Цирконий 0,08-0,15
Цинк 0,25
Титан 0,15
Хром 0,1
Железо 0,15
Кремний 0,12
Алюминий остальное [Патент США №4336075]

и сплав следующего химического состава (% по массе):

Медь 3,8-4,5
Магний 1,2-1,8
Марганец 0,3-0,9
Железо 0,15
Кремний 0,15
Алюминий остальное [Патент США №5213639]

Известные сплавы и изделия из них, имея высокую прочность, пластичность, долговечность, вязкость разрушения, малую скорость роста усталостной трещины, в ряде случаев обладают недостаточной молниестойкостью. Эта характеристика для определенной группы изделий авиакосмической техники является определяющей.

Наиболее близким по химическому составу и назначению, принятым за прототип, является сплав на основе алюминия системы Al-Cu-Mg следующего химического состава (% по массе):

Медь 3,8-4,5
Магний 1,2-1,6
Марганец 0,4-0,8
Титан 0,01-0,07
Никель 0,01-0,05
Водород 2,7·10-5-5,0·10-5
Алюминий Остальное [Патент РФ №2163941]

Данный сплав обладает улучшенным сочетанием предела прочности, вязкости разрушения и скорости роста трещины усталости. Лист, изготовленный из этого сплава, обладает следующими свойствами: в=460 МПа, Kc у=55 МПам, d(2l)/dN=1,1 мм/кцикл. Однако сплав обладает недостаточной молниестойкостью, что ограничивает его использование в качестве обшивки или силового набора в самолетах нового поколения.

Технической задачей настоящего изобретения является создание сплава, обладающего наряду с высокими характеристиками прочности, пластичности, трещиностойкости, долговечности повышенной молниестойкостью для конструкционного применения в авиакосмической технике в виде обшивки и силового набора.

Для решения поставленной технической задачи предложен сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний, марганец, титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит теллур и по крайней мере один элемент из группы: серебро, никель, цинк, цирконий, хром, железо, кремний, водород, при следующем соотношении компонентов (% по массе):

Медь 3,8-5,5
Магний 0,3-1,6
Марганец 0,2-0,8
Титан 0,5·10-6-0,07
Теллур 0,5·10-5-0,1
по крайней мере один элемент
из группы, содержащей
Серебро 0,2-1,0
Никель 0,5·10-6-0,05
Цинк 0,5·10-6-0,1
Цирконий 0,05-0,3
Хром 0,05-0,3
Железо 0,5·10-6-0,15
Кремний 0,5·10-6-0,1
Водород 0,1·10-5-2,7·10-5
Алюминий остальное

и изделие, выполненное из него.

Повышение молниестойкости как важной характеристики достигается дополнительным легированием теллуром.

Присутствие теллура вызывает образование химического соединения с алюминием, относящегося к полупроводникам F-типа с удельным электросопротивлением при комнатной температуре 5·10-3 Ом·м. Наличие в структуре предложенного сплава полупроводниковой фазы обеспечивает повышение молниестойкости сплава и изделия, выполненного из него.

Присутствие по крайней мере одного элемента из группы, включая серебро, никель, цинк, цирконий, хром, железо, кремний, водород обеспечивает повышение прочностных характеристик сплава – предела прочности и предела текучести.

Пример осуществления.

В лабораторных условиях были отлиты слитки 4 сплавов. Химические составы предложенного и известных сплавов приведены в таблице 1, где сплавы 1-7 являются примерами сплавов согласно изобретению, а сплав 8 является примером сплава-прототипа.

Из слитков путем прессования полосы и последующей горячей и холодной прокатки получали листы толщиной 2,5 мм. Прессование проводили при 430°С, а горячую прокатку – при 440-450°С. Листы разрезали на заготовки, которые закаливали с температуры 495-510°С в воде и старили при температуре 170-190°С в течение 12-20 ч. Из этих заготовок были изготовлены образцы для испытаний на молниестойкость и механические свойства. Результаты испытаний приведены в таблице 2.

Испытания на молниестойкость проводили в соответствии с методиками и нормами, принятыми в РФ, с параметрами разряда А+С, где А – импульс главного разряда, С – постоянная составляющая тока. Максимальное значение тока I=200 кА, переносимый заряд Q=20 Кл, длительность импульса 50 мкс.

Механические свойства листов при растяжении (предел прочности в, предел текучести 0,2, относительное удлинение ) определяли по ГОСТ 1497-84 на образцах с шириной рабочей части 10-15 мм.

Скорость роста трещины усталости (d(2l)/dN) определяли по ОСТ1 90268-84 на пластинах размером 200×600 мм с центральной прорезью при К=15,5 МПам при следующих условиях усталостного нагружения: max=100 МПа, R=0,1; f=5 Гц.

Вязкость разрушения Кс у определяли по ОСТ1 90356-84 на пластинах размером 200×600 мм при R=0,1; f=5 Гц.

Малоцикловую усталость (МЦУ) определяли по ГОСТ 25.502-91 на образцах с отверстием размером 30×200 мм при f=0,17 Гц, R=0, Kt=2,6.

Полученные результаты показывают, что предложенный сплав по сравнению с известным сплавом обладает практически одинаковыми характеристиками прочности, пластичности, трещиностойкости, долговечности. Однако по молниестойкости, определяемой по размеру повреждений со стороны удара молнии и сохранению прочности листов после удара молнии, предложенный сплав по сравнению с известным сплавом имеет превосходство на 20-25%.

Таким образом, применение предлагаемого сплава в качестве конструкционного материала для авиакосмической техники в виде обшивки и силового набора из листов обеспечивает значительное повышение молниестойкости.

Таблица 1
Химический состав сплавов (% по массе)
Сплав Cu Mg Mn Ti Те Ag Ni Zn Zr Cr Fe Si Н Al
1 3,8 0,3 0,2 0,5·10-6 0,5·10-5 0,5·10-6 0,1·10-5 ост.
2 4,0 0,5 0,2 0,01 0,7·10-5 0,5·10-6 0,5·10-6 ост.
3 4,4 0,7 0,4 0,015 0,9·10-5 0,2 0,11 0,05 ост.
4 4,7 1,0 0,5 0,035 0,05 0,05 1,4·10-5 ост.
5 4,9 1,2 0,6 0,04 0,07 0,05 0,5·10-6 ост.
6 5,3 1,4 0,7 0,065 0,08 0,1 ост.
7 5,5 1,6 0,8 0,07 0,1 1,0 0,05 0,1 0,3 0,3 0,15 0,1 2,7·10-5 ост.
8 3,9 1,2 0,5 0,03 0,02 4,0·10-5 ост.

Таблица 2
Механические свойства и молниестойкость
Сплав в, МПа 0,2, МПа , % Кс у, МПам d(2l)/dN, мм/кцикл МЦУ, кцикл Размер повреждения со стороны удара молнии, мм Сохранение прочности, % на расстоянии от молниевого удара
0 20 40 60
мм
1 465 400 8 60 1,0 70 40 72 85 97 100
2 470 405 8 57 1,0 68 39 72,5 86 97,5 100
3 480 420 7,5 56 1,0 66 38,5 72,9 86,5 98 100
4 465 415 7,5 55 1,1 65 38 73 87 98 100
5 470 420 7 55 1,1 63 37,9 73,4 87 98,5 100
6 475 425 7 55 1,1 61 37,7 73,8 87,5 99 100
7 490 425 7 55 1,2 60 37,5 75 88 99 100
8 460 400 7 55 1,2 60 50 60 70 80 90

Формула изобретения

1. Сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний, марганец, титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит теллур и, по крайней мере, один элемент из группы: серебро, никель, цинк, цирконий, хром, железо, кремний, водород, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Медь 3,8-5,5
Магний 0,3-1,6
Марганец 0,2-0,8
Титан 0,5·10-6-0,07
Теллур 0,5·10-5-0,1

по крайней мере, один элемент из группы, содержащей

Серебро 0,2-1,0
Никель 0,5·10-6-0,05
Цинк 0,5·10-6-0,1
Цирконий 0,05-0,3
Хром 0,05-0,3
Железо 0,5·10-6-0,15
Кремний 0,5·10-6-0,1
Водород 0,1·10-5-2,7·10-5
Алюминий Остальное

2. Изделие, выполненное из сплава на основе алюминия, отличающееся тем, что сплав имеет следующий химический состав, мас.%:

Медь 3,8-5,5
Магний 0,3-1,6
Марганец 0,2-0,8
Титан 0,5·10-6-0,07
Теллур 0,5·10-5-0,1

по крайней мере, один элемент из группы, содержащей

Серебро 0,2-1,0
Никель 0,5·10-6-0,05
Цинк 0,5·10-6-0,1
Цирконий 0,05-0,3
Хром 0,05-0,3
Железо 0,5·10-6-0,15
Кремний 0,5·10-6-0,1
Водород 0,1·10-5-2,7·10-5
Алюминий Остальное


QB4A – Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Федеральное государственное унитарное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов”

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Ступинская металлургическая компания”

Договор № РД0034441 зарегистрирован 27.03.2008

Извещение опубликовано: 10.05.2008 БИ: 13/2008

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


QB4A – Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Федеральное государственное унитарное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов”

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Каменск -Уральский металлургический завод”

Договор № РД0029717 зарегистрирован 03.12.2007

Извещение опубликовано: 10.01.2009 БИ: 01/2009

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


QB4A – Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Федеральное государственное унитарное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов”

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Каменск-Уральский металлургический завод”

Договор № РД0049668 зарегистрирован 28.04.2009

Извещение опубликовано: 10.06.2009 БИ: 16/2009

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


QZ4A – Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Федеральное государственное унитарное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов”

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Каменск -Уральский металлургический завод”

Характер внесенных изменений (дополнений):

Договор расторгнут по взаимному согласию сторон.

Договор № РД0029717 зарегистрирован 03.12.2007

Извещение опубликовано: 10.06.2009 БИ: 16/2009

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


Categories: BD_2278000-2278999