Патент на изобретение №2278178

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2278178 (13) C1
(51) МПК

C22C19/03 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2004137305/02, 21.12.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

21.12.2004

(46) Опубликовано: 20.06.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2191843 С2, 27.10.2002. SU 256277 А, 07.04.1970. JP 1107996 А, 25.04.1989. GB 2295158 А, 22.05.1998.

Адрес для переписки:

105005, Москва, ул. Радио, 17, ФГУП “ВИАМ”, генеральному директору Е.Н.Каблову

(72) Автор(ы):

Лукин Владимир Иванович (RU),
Калицев Виктор Ананьевич (RU),
Щербаков Анатолий Иванович (RU),
Евгенов Александр Геннадьевич (RU),
Герасимов Даниил Ефимович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов” (ФГУП “ВИАМ”) (RU)

(54) СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО

(57) Реферат:

Изобретение относится к области металлургии, а именно к сплавам на основе никеля, предназначенным для изготовления деталей и узлов, обладающих высоким уровнем износо- и коррозионной стойкости, антифрикционных свойств, применяемых в авиационной промышленности. Предложен сплав на основе никеля и изделие, выполненное из него. Сплав содержит медь, кремний, титан, магний, алюминий, лантан и скандий, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Cu 30,0-33,0; Si 2,5-3,2; Ti 0,5-1,0; Mg 0,05-0,3; Al 2,5-3,2; La 0,07-0,25; Sc 0,01-0,03; Ni остальное. Технический результат – повышение механических свойств. Использование предлагаемого сплава повысит ресурс и надежность изделий авиационной техники. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к сплавам на основе никеля, предназначенным для изготовления деталей и узлов, обладающих высоким уровнем износо- и коррозионной стойкости, антифрикционных свойств, и применяемым в авиационной промышленности.

Известен сплав на основе никеля следующего химического состава, мас.%:

Cu 28,0-33,0
Si 0,1-1,0
Ti 0,40-0,80
Al 2,0-4,0
Fe 1,0-2,0
Mn 1,0-2,0
С 0,05-0,30
Cr+Co+Mg+Re 2,0
Ni остальное

(патент КНР №1405343)

Из известного сплава изготавливаются рабочие валы топливных насосов, инструменты и приборы для нефтяных скважин, хирургические инструменты.

Известен сплав на основе никеля следующего химического состава, мас.%:

Cu 30-33,0
Si 0,2-0,5
Al 2,0-3,5
Fe 0,5-2,0
Mn 1,0-2,0
Ni остальное

(а.с. СССР №159037)

Известный сплав применяется для изготовления корабельных винтов, деталей электронной аппаратуры.

Недостатком известных сплавов являются низкие значения твердости и предела прочности. Сплавы неприменимы для изготовления деталей топливной аппаратуры авиационных двигателей из-за низкого ресурса и малой надежности.

Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является сплав на основе никеля следующего химического состава, мас.%:

Cu 30,0-33,0
Si 3,9-4,3
Ti 0,05-0,25
Mg 0,03-0,2
Fe 1,5-2,8
Mn 0,5-1,5
Nb 0,05-0,25
Ni остальное

и изделие, выполненное из него (Патент РФ №2191843)

Недостатком этого сплава и изделий являются недостаточно высокие механические свойства.

Технической задачей изобретения является разработка сплава на основе никеля и изделия, выполненного из него, обладающих высокими механическими свойствами.

Поставленная техническая задача достигается тем, что предложен сплав на основе никеля, содержащий медь, кремний, титан, магний, который дополнительно содержит алюминий, лантан и скандий, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Cu 30-33,0
Si 2,5-3,2
Al 2,5-3,2
Ti 0,5-1,0
Mg 0,05-0,3
La 0,07-0,25
Sc 0,01-0,03
Ni остальное

и изделие, выполненное из него.

Предлагаемый сплав может применяться для изготовления деформированных полуфабрикатов, используемых в узлах трения, в топливной аппаратуре, например для изготовления золотниковых пар топливной аппаратуры ГТД.

Авторами установлено, что введение в сплав на основе никеля алюминия, лантана и скандия в заявленном соотношении и содержании других компонентов позволит повысить механические свойства сплава и изделия, выполненного из него.

Примеры осуществления

Сплав выплавляется в вакуумных индукционных печах с использованием как чистых шихтовых материалов, так и отходов собственного производства на стандартном оборудовании по принятой технологии.

После расплавления меди, никеля и кремния в расплав присаживают титан, алюминий, скандий, после чего вводят лантан и магний.

Разлив металла производится, в основном, в металлические формы (медные, чугунные изложницы) при температуре 1350-1390°С.

Затем слитки сплава подвергаются деформации на прессе при температуре 950-1100°С на прутки, поковки, шайбы.

Полученные литые заготовки были продеформированы с 45-60 на прутки 15-36 мм. Прутки подвергали термообработке, состоящей из закалки и старения.

Составы и свойства предлагаемого сплава и сплава-прототипа приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1
№ п/п Cu Si Al Ti Mg La Sc Fe Mn Nb Ni
Предлагаемый 1 33,0 3,2 2,8 1,0 0,3 0,25 0,03 основа
2 31,6 2,9 3,2 0,6 0,15 0,12 0,02
3 30,0 2,5 2,5 0,5 0,05 0,07 0,01
4 прототип 32,1 4,0 0,1 0,1 2,0 1,0 0,1
Таблица 2
№ п/п в, МПа ,% НВ
Предлагаемый 1 1380 20 375
2 1365 22 365
3 1350 24 360
4 прототип 1300 16,0 330

Из таблицы 2 видно, что получен прирост механических свойств предлагаемого сплава по сравнению со сплавом-прототипом: по пределу прочности 6-7%, относительному удлинению 25-50%, по твердости – 10-15%.

Использование предлагаемого сплава позволит повысить ресурс и надежность изделий авиационной техники.

Формула изобретения

1. Сплав на основе никеля, содержащий медь, кремний, титан, магний, отличающийся тем, что он дополнительно содержит алюминий, лантан и скандий, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Cu 30,0-33,0
Si 2,5-3,2
Ti 0,5-1,0
Mg 0,05-0,3
Al 2,5-3,2
La 0,07-0,25
Sc 0,01-0,03
Ni Остальное

2. Изделие из сплава на основе никеля, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава по п.1.

Categories: BD_2278000-2278999