Патент на изобретение №2278150
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) КОМПОЗИЦИОННАЯ ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу депрессорной присадки к дизельным топливам. Депрессорная присадка к дизельным топливам содержит 21-71% низкомолекулярных деструктатов этилен-пропиленового каучука СКЭПТ-Р с молекулярной массой 600-3500 и молекулярно-массовым распределением от 1,5 до 3,5, в качестве диспергирующей добавки содержит 24-64% низкомолекулярного сополимера этилена с винилацетатом с молекулярной массой 1200-2600, содержанием звеньев винилацетата 25-45 мас.% и числом боковых ответвлений СН3/100 СН2 – не более 15. В качестве дополнительного компонента композиция содержит остальное олигомеры этилена C16-C18, или олигомеры пропилена C15, или толуол. Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. Больший эффект достигается по улучшению коэффициента фильтруемости. 2 табл.
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу депрессорной присадки к дизельным топливам. Известна многофункциональная присадка к дизельному топливу на основе нитрата алифатического спирта С3÷C18 (патент РФ, 2057790, С 10 L 1/18, 1/22, 1996). Недостатком данной присадки является то, что дизельное топливо с данной присадкой не обладает требуемыми низкотемпературными характеристиками. Наиболее близким техническим решением к заявляемому является композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом с диспергирующими добавками: ОП-4 или Н, или Б-5 (С.Т.Башкатова и др. Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам. – ХТТМ, 2001, №3, с.27, прототип). Композиция улучшает низкотемпературные характеристики летних дизельных топлив, при этом обеспечивая получение Кф=3. Однако данная композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам обеспечивает как максимум только предельное значение коэффициента фильтруемости Кф=3 (согласно требованиям, предъявляемым к дизельным топливам с присадкой, Кф Задачей, на решение которой направлен заявляемый состав, является достижение большего эффекта в улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива, в том числе и показателя Кф. Поставленная задача решается созданием композиционной депрессорной присадки к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с диспергирующей добавкой, отличающейся тем, что в качестве сополимеров этилена с пропиленом она содержит низкомолекулярные деструктаты этилен-пропиленового каучука СКЭПТ – СКЭПТ-Р с молекулярной массой 600-3500 и молекулярно-массовым распределением от 1,5 до 3,5, в качестве диспергирующей добавки содержит низкомолекулярный сополимер этилена с винилацетатом с молекулярной массой 1200÷2600, содержанием звеньев винилацетата 25÷45% и числом боковых ответвлений СН3/100 CH2 – не более 15, а в качестве дополнительного компонента композиция содержит олигомеры этилена C16÷C18, или олигомеры пропилена C15, или толуол при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Олигомер этилена C16÷C18 – продукт ОАО “Нижнекамскнефтехим”, выделяется из продуктов термокаталитической олигомеризации этилена, выпускается по ТУ 38.402-69-73-89. Олигомеры пропилена C15 – отход ОАО “Нижнекамскнефтехим” – остаточный продукт ректификации олигомеров пропилена в производстве тримеров и тетрамеров пропилена, соответствует ТУ 2411-020-05766801-94. Составы 10 образцов приготовленных композиционных присадок приведены в табл.1. Температуру замерзания дизельных топлив (tзаст.) определяли по ГОСТ 20287-91, предельную температуру фильтруемости (tфильт.) по ГОСТ 22254-91, коэффициент фильтруемости по ОКСТУ-0209 (Кф). В табл.2 представлены результаты испытаний предлагаемой композиционной депрессорной присадки к дизельным топливам. Как следует из табл.2, предлагаемая композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. При этом, Кф составляет 1,1÷2,0 против 1,8÷(>10) для прототипа.
Формула изобретения
Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с диспергирующей добавкой, отличающаяся тем, что в качестве сополимеров этилена с пропиленом она содержит низкомолекулярные деструктаты этилен-пропиленового каучука СКЭПТ с молекулярной массой 600-3500 и молекулярно-массовым распределением от 1,5 до 3,5, в качестве диспергирующей добавки содержит низкомолекулярный сополимер этилена с винилацетатом, имеющим молекулярную массу 1200-2600, содержащим звенья винилацетата 25-45% и имеющим число боковых ответвлений СН3 /100 CH2 – не более 15, а в качестве дополнительного компонента композиция содержит олигомеры этилена C16-C18, или олигомер пропилена С15, или толуол при следующем соотношении компонентов, мас.%:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||

3).
tзаст., °С