Патент на изобретение №2155888
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ГИБКАЯ МУФТА ДЛЯ ВАЛОВ
(57) Реферат: Изобретение относится к авиадвигателестроению, к муфтам, предназначенным для передачи мощности от вала двигателя к валу потребителя в условиях несоосности и перекоса осей указанных валов. Гибкая муфта для валов содержит два фланца, соединенных между собой с помощью зажимных пальцев и упругого обода, состоящего из комплекта дисков с цилиндрическими отверстиями под пальцы. На максимальном удалении от оси муфты на внешней стороне пальцев выполнены лыски серповидного профиля протяженностью по окружности пальца в секторе 60o или на максимальном удалении от оси муфты в стенках цилиндрических отверстий под пальцы в дисках упругого обода выполнены выемки-углубления серповидного профиля протяженностью по окружности пальца в секторе 60o. При этом максимальная глубина лысок или выемок-углублений выполнена в пределах , где max – максимальное осевое натяжение упругого обода муфты при работе из-за несоосности соединяемых агрегатов; Z – число пальцев на фланце муфты; Д – диаметр расположения осей пальцев на фланце. В результате повышается надежность дисков муфты путем исключения жесткого контакта пальцев с дисками упругого обода и снижения переменных напряжений в дисках. 12 ил. Изобретение относится к области двигателестроения, а более конкретно – к муфтам, предназначенным для передачи мощности от вала двигателя к валу потребителя в условиях несоосности и перекоса осей вышеуказанных валов. Известна гибкая муфта для валов, содержащая фланцы для каждого вала, соединенные между собой с помощью зажимных пальцев и упругого обода, состоящего из комплекта дисков. [1]. Недостатком известной муфты является ограниченный срок службы из-за усталостных поломок дисков в условиях работы муфты при больших несоосностях установки соединяемых агрегатов. Наиболее близкой к заявляемой является гибкая муфта для валов, состоящая из двух дискообразных фланцев, соединенных посредством четного количества пальцев, расположенных взаимно противоположно в шахматном порядке, гаек и пакета тонких дисков. Пакет дисков и фланцы для обеспечения прогиба пакета разделены кольцами и шайбами под гайками для предотвращения коробления дисков при затяжке гаек при монтаже муфты. [2]. Недостатком известной муфты, принятой за прототип, является низкий срок службы и удорожание обслуживания (эксплуатации) вследствие вынужденных остановок для замены дисков муфты из-за усталостных поломок их в условиях работы муфт при больших несоосностях установки соединяемых агрегатов, например газотурбинной приводной установки (ГТУ) и газоперекачивающего агрегата (ГПА) компрессорных станций (ГКС) на магистралях транспортировки газа на большие расстояния. Например, при испытаниях трансмиссий в составе ГПА-12П на стенде на большинстве пластин гибких муфт обнаружены трещины. По данным металлографического анализа изломы на дисках усталостного характера, трещины ориентированы от поверхности отверстий под пальцы по направлению к внешнему диаметру пластин. На рабочих поверхностях пальцев имеются следы приработки от пластин, находившихся в контакте с пальцами. Усталостная поломка диска – явление по своей природе случайное, зависящее от множества факторов, главным из которых является величина переменных напряжений (циклически изменяющихся с частотой вращения соединяемых валов). Долговечность диска, количество циклов переменных напряжений до поломки зависят от величины переменных напряжений, уровень которых пропорционален несоосности (радиальным смещениям и перекосам) соединяемых агрегатов, а частота равна частоте вращения муфт соединяемых валов. Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности дисков муфты путем исключения жесткого контакта пальцев с дисками упругого обода и снижения переменных напряжений в дисках. Сущность технического решения заключается в том, что в гибкой муфте для валов, содержащей два фланца, соединенные между собой с помощью зажимных пальцев и упругого обода, состоящего из комплекта дисков с цилиндрическими отверстиями под пальцы, согласно изобретению на максимальном удалении от оси муфты на внешней стороне пальцев выполнены лыски серповидного профиля протяженностью по окружности пальца в секторе 60o или на максимальном удалении от оси муфты в стенках цилиндрических отверстий под пальцы в дисках упругого обода выполнены выемки-углубления серповидного профиля протяженностью по окружности пальца в секторе 60o, при этом максимальная глубина лысок или выемок-углублений выполнена в пределах , где max – максимальное осевое натяжение упругого обода муфты при работе из-за несоосности соединяемых агрегатов; Z – число пальцев на фланце муфты; Д – диаметр расположения осей пальцев на фланце. Выполнение лысок на внешней стороне пальцев или углублений-выемок в цилиндрических отверстиях под пальцы на максимальном удалении от оси муфты образует зону переменного радиального зазора, что позволяет исключить контакт пальцев в отверстиях дисков в зонах расположения лысок на пальцах или выемок в отверстиях дисков, а также позволяет исключить переменные напряжения в дисках, все это повышает долговечность и надежность муфты. На фиг. 1 – изображена гибкая муфта для валов в разрезе. На фиг. 2 – сечение А-А на фиг. 1. На фиг. 3 – схема соединения несоосных агрегатов трансмиссии, оснащенной двумя муфтами. На фиг. 4, 5, 6 – схемы компенсации муфтой осевых натяжений, распоров, перекосов при работе трансмиссии. На фиг. 7 – схема изменения диаметра расположения отверстий под пальцы в дисках, вызванные осевым натяжением муфты. На фиг. 8 – палец в отверстии диска в разрезе с выемками-углублениями в отверстиях дисков. На фиг. 9 – палец в отверстии диска в разрезе с лысками на пальцах. На фиг. 10 – развертка части диска в состоянии осевого натяжения. На фиг. 11 – схема для расчета радиуса выемки в отверстии диска. На фиг. 12 – схема для расчета радиуса лыски на пальце. Гибкая муфта для валов состоит из двух фланцев 1, 2, соединенных посредством четного количества зажимных пальцев 3, расположенных взаимно противоположно в шахматном порядке и скрепленных посредством гаек 4 и упругого обода 5, состоящего из комплекта дисков с цилиндрическими отверстиями 6 под пальцы 3. Упругий обод 5 и фланцы 1, 2 для обеспечения прогиба дисков разделены кольцами 7 и шайбами 8 под гайками 4 для предотвращения коробления дисков при затяжке гаек. На максимальном удалении от оси муфты на внешней стороне пальцев 3 выполнены лыски 10 серповидного профиля протяженностью по окружности пальца в секторе 60o или на максимальном удалении от оси муфты в стенках цилиндрических отверстий 6 под пальцы в дисках упругого обода выполнены выемки-углубления 9 серповидного профиля протяженностью по окружности пальца в секторе 60o. За счет лысок на пальцах или выемок-углублений в стенках отверстий под пальцы образуются зазоры 12 между пальцами и дисками. Причем точка 13 максимального зазора наиболее удалена от оси муфты. Гибкая муфта для валов работает следующим образом. Крутящий момент передается от фланца 1 одной полумуфты фланцу 2 другой полумуфты посредством обода 5 из дисков пальцами 3. Упругий обод 5 из комплекта тонких дисков предназначен для компенсации возникающих при работе изменений длин валов, например из-за термических расширений и несоосностей установки валов соединяемых агрегатов. На фиг. 4, 5, 6 схематически показаны деформации упругого обода муфты при компенсации возникающих при работе осевых натяжений-распоров, перекосов осей. Величина осевого натяжения Ho равна Ho = |ap-aм|, где aр – осевой размер между фланцами муфты при работе, aм – осевой размер, образовавшийся между фланцами муфты после сборки-монтажа. Из-за несоосности (перекоса осей) соединяемых агрегатов возникает переменное max…min по окружности муфты осевое натяжение упругого обода (фиг. 3), которое является причиной возникновения переменных напряжений при вращении трансмиссии. При натяжении упругого обода 5 муфты каждый его диск выглядит зигзагообразно (фиг. 4-6). Принимая зигзагообразную форму диск упруго усаживается по диаметру (фиг. 7). При этом оси пальцев 3 остаются на том же постоянном диаметре Д, а отверстия в дисках стремятся занять положение на меньшем диаметре Д’. Пальцы с дисками по отверстиям вступают в жесткий силовой контакт в точках 14 (фиг. 2, 7), наиболее удаленных от оси муфты, со значительными радиальными усилиями P (фиг. 2). Эти усилия и являются причиной возникновения высоких напряжений и недостаточной долговечности дисков. При использовании предлагаемого изобретения в точках 14 при сборке муфты образуется зазор 12 (фиг. 8, 9), обеспечивающий отсутствие жесткого силового контакта пальцев 3 с дисками обода 5 под влиянием рабочих факторов, например натяжения дисков из-за несоосностей соединенных трансмиссией агрегатов. Зазор 12 является компенсирующим. При этом величина r компенсирующего зазора 12 определяется из схемы, представленной на фиг. 10, где max – максимальное осевое натяжение упругого обода муфты при работе из-за несоосности соединяемых агрегатов, dш – диаметр шайбы, обжимающей пакет дисков в ободе, B – участок диска между соседними шайбами, A – проекция на радиальную плоскость участка B диска. Исходное выражение для компенсирующего зазора следующее: где Д’ – предполагаемый диаметр расположения осей отверстий в дисках после натяжения пакета из-за несоосностей, возникающих при работе. Умножив числитель и знаменатель выражения (1) на число получим где Д и Д – длина окружности расположения осей пальцев и предполагаемая длина окружности расположения осей отверстий в дисках после осевого натяжения пакета. Из схемы на фиг. 10 очевидны соотношения Д = (2dш+2B)Z (3) Д = (2dш+2A)Z (4) Подставляем выражения (3) и (4) в выражение (2) и получим Из схемы на фиг. 10 очевидны также соотношения Подставив (6) и (7) в (5) получим Выражение (8) дает возможность определить минимальную величину компенсирующего зазора для достижения максимального эффекта использования предлагаемого изобретения. Например, для реальной трансмиссии разработки нашего предприятия при Д = 260 мм, dш = 50 мм, Z = 4, max = 2 мм минимальный компенсирующий зазор составит Для гарантии достижения желаемого эффекта в устранении нагруженности диска переменными напряжениями следует выполнять в фактическом исполнении примерно в 2 раза больший компенсирующий зазор, т.е. в рассмотренном конкретном случае r должен быть равным = 20,049 = 0,098 0,1 мм Чрезмерно большой зазор нежелателен с точки зрения статической прочности на передачу крутящего момента пальцев и дисков, т.к. лыски и выемки ослабляют поперечные сечения дисков и пальцев. Анализ конкретных результатов расчета величины компенсирующего зазора, строго зависимого от конкретных конструктивных параметров муфты и условий эксплуатации (Д, Z, max ), позволяет получить следующее, полностью удовлетворяющее использованию, выражение для оптимального интервала зазора: На фиг. 11 и на фиг. 12 представлены схемы определения радиусов Rx инструмента для выполнения лысок на пальцах или выемок-углублений в отверстиях дисков. Величина Rx зависит от величины компенсирующего зазора r и диаметра d пальца или отверстия в диске. Из фиг. 11 можно записать Аналогично, из фиг. 12 можно получить выражение для определения радиуса лыски на пальце: где O – центр окружности диаметра d, O’ – центр радиуса Rx, A, B – точки пересечения окружности диаметра d и окружности радиуса Rx, C, E, K – точки пересечения отрезка AB, окружности, радиуса Rx и окружности диаметра d соответственно с линией центров OO’, F – точка пересечения перпендикуляра O’F, опущенного на отрезок EB. Источники информации 1. Патент США N 4482335, F 16 D 3/78, 1984 г. 2. Патент РФ N 2087768, F 16 D 3/78, 1995 г. – прототип. Формула изобретения
, где max – максимальное осевое натяжение упругого обода муфты при работе из-за несоосности соединяемых агрегатов; z – число пальцев на фланце муфты; Д – диаметр расположения осей пальцев на фланце. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 01.04.2003
Номер и год публикации бюллетеня: 16-2004
Извещение опубликовано: 10.06.2004
|
||||||||||||||||||||||||||