Патент на изобретение №2155881
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) НАСОС ШЕСТЕРЕННЫЙ
(57) Реферат: Насос шестеренный может быть использован в гидравлических системах тракторов, комбайнов, экскаваторов, сельскохозяйственных, дорожно-строительных и других машин для создания избыточного давления в замкнутой полости объекта. Насос содержит корпус, в расточках которого размещены шестерни с цапфами, установленными в подшипниковых узлах, торцевые компенсаторы с материалами, взаимодействующие с поверхностями шестерен и образующие с расточками корпуса камеры всасывания и нагнетания. Подшипниковые узлы выполнены в виде металлофторопластовых втулок, установленных отдельно на каждой цапфе шестерен. Полость для смазки подшипникового узла, образованная канавкой на внутренней поверхности втулки, параллельна оси втулки и расположена под углом в 45o от оси камер всасывания и нагнетания, а на боковых поверхностях торцевых компенсаторов, обращенных к поверхностям шестерен, выполнены канавки, по одной на компенсаторе, размещенные под углом ![]() Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным насосам, и может быть использовано в гидравлических системах тракторов, комбайнов, экскаваторов, сельскохозяйственных, дорожно-строительных и других машин для создания избыточного давления в замкнутой полости объекта. Известен насос шестеренный, содержащий корпус, выполненный в виде цилиндра с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления, установленные в подшипниках скольжения, торцевые компенсаторы с манжетами, сопряженные с торцевыми поверхностями шестерен, образующими с расточками корпуса камеры всасывания и нагнетания, каналы подвода и отвода рабочей жидкости и полости для смазки подшипников (см. ОСТ 23.1.92-88, НШ 100-ЗЛ) – аналог. Известен насос шестеренный, содержащий корпус, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, торцевые компенсаторы с манжетами, сопряженные с торцевыми поверхностями шестерен, образующими с расточками корпуса камеры всасывания и нагнетания, каналы подвода и отвода рабочей жидкости и полости для смазки подшипников, участки которых, расположенные со стороны торцевых поверхностей шестерен, соединены с камерой всасывания каналами, выполненными на торцевой поверхности компенсаторов, при этом канал подвода выполнен сужающимся, а участки полости, расположенные с противоположных от торцевых поверхностей шестерен сторон, соединены дополнительными каналами с каналом подвода (см., например, СССР, а.с. N 1125407) – аналог. Известна шестеренная гидромашина, содержащая корпус, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в отверстиях подшипников скольжения, и торцевой компенсатор с эластичными манжетами, сопряженный с боковой поверхностью шестерен, причем рабочая боковая поверхность одной пары подшипников скольжения сопряжена с боковой поверхностью торцевого компенсатора, рабочая боковая поверхность другой пары подшипников скольжения сопряжена с боковой поверхностью шестерен, а на цилиндрической поверхности этой пары подшипников скольжения выполнены замкнутые пазы, при этом подшипники скольжения выполнены в виде втулок, сопряженных между собой по плоским поверхностям, а на поверхности отверстий подшипников выполнены смазочные полости, а на плоских поверхностях выполнены под углом к оси цапф дополнительные пазы, соединенные с замкнутыми пазами на цилиндрических поверхностях подшипников скольжения, причем замкнутые пазы на цилиндрических поверхностях соединены радиальными каналами со смазочными полостями, а площадь цилиндрической поверхности, ограниченная замкнутыми пазами и рабочей боковой поверхностью подшипников скольжения, выполнена большей со стороны, противоположной плоским поверхностям (см., например, СССР, а.с. N 1477949)- прототип. Известные конструкции насосов шестеренных имеют ограниченные эксплуатационные возможности в результате быстрого износа подшипниковых узлов вследствие: – повышенного коэффициента трения в зоне контакта цапф шестерен с подшипниками скольжения, – недостаточной смазки поверхностей контакта цапф шестерен и отверстий подшипников, – неравномерного прижима торцев шестерен к поверхностям торцевых компенсаторов. Задачей изобретения является расширение эксплуатационных возможностей и упрощение конструкции насоса. Вышеуказанный результат достигается тем, что в насосе шестеренном, содержащем корпус, в расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниковых узлах, торцевые компенсаторы с манжетами, взаимодействующие с торцевыми поверхностями шестерен и образующие с расточками корпуса камеры всасывания и нагнетания, каналы подвода и отвода рабочей жидкости, полости для смазки подшипниковых узлов, подшипниковые узлы выполнены в виде металлофторопластовых втулок, установленных отдельно на каждой цапфе шестерен, при этом полость для смазки подшипникового узла, образованная канавкой на внутренней поверхности втулки, параллельна оси втулки и расположена под углом в 45o от оси камер всасывания и нагнетания в сторону камеры нагнетания, а на боковых поверхностях торцевых компенсаторов, обращенных к поверхностям шестерен, выполнены канавки, по одной на компенсаторе, размещенные под углом ![]() 1 – корпус, 2 – шестерня ведущая, 3 – шестерня ведомая, 4 – цапфа, 5 – подшипниковый узел (металлофторопластовая втулка), 6 – торцовый компенсатор, 7 – манжета, 8 – торцевая поверхность шестерни ведущей, 9 – торцевая поверхность шестерни ведомой, 10 – камера всасывания, 11 – камера нагнетания, 12 – канал подвода рабочей жидкости, 13 – канал отвода рабочей жидкости, 14 – полость для смазки подшипникового узла, 15 – ось камеры всасывания и нагнетания, 16 – боковая поверхность торцевого компенсатора, 17 – канавка торцевого компенсатора, 18 – привалочная плоскость, 19 – монтажные отверстия привалочной плоскости, 20 – шлицевой выходной вал, 21 – крышка. Насос шестеренный содержит корпус 1, в расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления ведущая 2 и ведомая 3 с цапфами 4, установленными в подшипниковых узлах (металлофторопластовых втулках) 5, торцевые компенсаторы 6 с манжетами 7, взаимодействующие с торцевыми поверхностями 8 шестерни ведущей 2 и торцевыми поверхностями 9 шестерни ведомой 3 и образующие с расточками корпуса 1 камеры всасывания 10 и нагнетания 11, каналы подвода 12 и отвода 13 рабочей жидкости, полости для смазки 14 подшипниковых узлов 5, при этом подшипниковые узлы 5 выполнены в виде металлофторопластовых втулок 5, установленных отдельно на каждой цапфе 4 шестерен 2, 3, при этом полость для смазки 14 подшипникового узла 5, образованная канавкой на внутренней поверхности втулки 5, параллельна оси втулки 5 и расположена под углом в 45o от оси 15 камер всасывания 10 и нагнетания 11 в сторону камеры нагнетания 11, а на боковых поверхностях 16 торцевых компенсаторов 6, обращенных к поверхностям 8, 9 шестерен, выполнены канавки 17, по одной на компенсаторе 6, размещенные под углом ![]() L = (0,8 – 1,2) dвн, где L – длина втулки 5; dвн – внутренний диаметр отверстия втулки 5, а толщина стенки втулки 5 может быть принята равной S = (0,08 – 0,35)dвн, где S – толщина стенки втулки 5. При изготовлении металлофторопластовой втулки 5 длиной более 1,2 внутреннего диаметра отверстия увеличиваются габариты цапф 4 качающего узла, что приводит к увеличению в целом габаритов насоса, а при изготовлении металлофторопластовой втулки 5 длиной менее 0,8 внутреннего диаметра отверстия происходит значительное увеличение удельного давления на цапфу 4 и быстрый выход насоса из строя в результате разрушения подшипникового узла 5. При изготовлении втулки 5 с толщиной стенки более 0,35 dвн – усложняется технология изготовления втулки 5 и увеличиваются габариты подшипникового узла 5, а при изготовлении втулки 5 с толщиной стенки менее 0,08 dвн снижается ресурс работы подшипникового узла 5, так как уменьшаются прочностные характеристики втулки 5. В металлофторопластовой втулке 4 в месте стыка ленты выполняют полость 14 для смазки подшипникового узла 5 в виде канавки с габаритами: H = (0,3…0,55)S и R= (3,0…5,0)S, где H – глубина канавки; R – радиус канавки; S – толщина стенки втулки 5. Размеры глубины и радиуса канавки назначены из условия обеспечения максимального ресурса работы подшипникового узла 5. При выполнении H более 0,55 S уменьшается натяг и возможен проворот втулки 5, что приведет к выходу из рабочего состояния и заклиниванию подшипникового узла 5. При выполнении H менее 0,3 S происходит ухудшение условий смазки и охлаждения подшипникового узла 5, увеличение трения, нагрев и снижение работоспособности подшипникового узла 5. При выполнении радиуса канавки R более 5S или менее 3S ухудшаются условия смазки подшипникового узла 5 и охлаждения подшипника и происходит его преждевременное разрушение. Полость 14 для смазки подшипникового узла 5 выполнена на внутренней поверхности втулки 5 параллельно оси втулки 5 и расположена под углом в 45o от оси 15 камер всасывания 10 и нагнетания 11, при этом величина угла расположения канавок относительно осей 15 камер всасывания 10 и нагнетания 11 и ориентация их в сторону камеры нагнетания 11 назначены из условия обеспечения наилучших условий смазки и максимального ресурса работы подшипникового узла 5. На боковых поверхностях 16 торцевых компенсаторов 6, обращенных к торцевым поверхностям 8, 9 шестерен 2, 3, выполнены канавки 17, по одной на компенсаторе 6, размещенные под углом ![]() ![]() 1. Повышения стойкости подшипниковых узлов при снижении коэффициента трения в зоне контакта цапф шестерен за счет: – выполнения подшипниковых узлов в виде металлофторопластовых втулок, установленных отдельно на каждой цапфе шестерен, – улучшения смазки подшипниковых узлов вследствие выполнения в каждой втулке полости в виде канавки для смазки, ось которой параллельна оси втулки и расположенной под углом 45o от оси камер всасывания и нагнетания в сторону камеры нагнетания. 2. Повышения надежности конструкции за счет: – повышения стойкости торцевых компенсаторов вследствие выравнивания давления, создаваемого зубьями шестерен, и уменьшения нагрева жидкости при уменьшении перетечек жидкости из полости нагнетания в полость всасывания в результате выполнения на поверхностях торцевых компенсаторов, обращенных к торцевым поверхностям шестерен, канавок, по одной на компенсаторе, размещенных под углом ![]() – повышения ресурса работы насоса шестеренного вследствие снижения нагрузок, действующих на опорные элементы в результате уменьшения веса насоса; 3. Улучшения рабочих характеристик насоса путем: – обеспечения стабильной производительности насоса в результате наличия постоянного давления в полости нагнетания вследствие уменьшения перетечек жидкости из полости нагнетания в полость всасывания при выполнении на поверхности торцевых компенсаторов канавок, – снижения веса насоса в результате повышения стойкости подшипниковых узлов и торцевых компенсаторов и упрощения сборки, изготовления и монтажа насоса вследствие уменьшения габаритов насоса и увеличения габаритов свободной зоны для монтажа насоса на объект, – обеспечения увеличения ресурса конструкции насоса вследствие повышения стойкости подшипниковых узлов и торцевых компенсаторов, а также упростить конструкцию насоса за счет: – сведения к минимуму количества деталей, входящих в состав насоса, вследствие повышения стойкости подшипниковых узлов и торцевых компенсаторов, – упрощения конструкции отдельных частей элементов, позволяющего заменять изношенные элементы, например выполнение подшипникового узла сборным, состоящим из металлофторопластовой втулки и корпусной части на каждой цапфе отдельно, – улучшения взаимодействия между контактирующими деталями насоса вследствие исключения промежуточных деталей, например вкладышей между корпусом и периферийными поверхностями шестерен. В настоящее время на предприятии разработана техническая документация и изготовлена опытная партия “насосов шестеренных”, подтверждающих наличие вышеприведенного технического результата. Источники информации: 1. ОСТ 23.1.92-88, НШ 100-ЗЛ, (аналог). 2. А.С. N 1125407, СССР, 1984 г., (аналог). 3. А.С. N 1477949, СССР, 1989 г., (прототип). Формула изобретения
![]() РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 01.01.2009
Извещение опубликовано: 27.05.2010 БИ: 15/2010
|
||||||||||||||||||||||||||