Патент на изобретение №2276821

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2276821 (13) C1
(51) МПК

H01Q1/32 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2004128686/09, 27.09.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.09.2004

(45) Опубликовано: 20.05.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2115977 C1, 20.07.1998. DE 2543416, 31.03.1977. DE 3204868, 25.08.1983. US 5166696 A, 24.11.1992.

Адрес для переписки:

603950, г.Нижний Новгород, ул. Шапошникова, 5, ФГУП “Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники”

(72) Автор(ы):

Закаленков Василий Дмитриевич (RU),
Зубов Николай Павлович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники” (RU)

(54) МОБИЛЬНАЯ АНТЕННАЯ УСТАНОВКА

(57) Реферат:

Изобретение относится к мобильным антенным установкам с фазированными антенными решетками. Техническим результатом является обеспечение железнодорожного и автомобильного габарита в транспортном положении, удобная регулировка и обслуживание антенны, быстрое развертывание и свертывание, защищенность ее от случайных повреждений, а также уменьшение массы. Сущность изобретения состоит в том, что антенна состоит, по меньшей мере, из трех вертикальных панелей, при этом центральная панель жестко закреплена на силовом стволе, в котором размещена аппаратура, а боковые панели шарнирно связаны с ней. В транспортном положении антенна опущена центральной панелью на платформу транспортного средства, боковые панели сложены вокруг силового ствола, образуя в сечении трапецию с центральной панелью в ее большем основании, и снаружи закрыты створками защитного кожуха, которые опираются в верхней части на силовой ствол и фиксируются замками, а в рабочем режиме антенной установки откинуты в стороны до горизонтального положения. 3 ил.

Изобретение относится к антенной технике, в частности к мобильным антенным установкам с фазированными антенными решетками (ФАР).

При создании мобильных антенных установок с большим коэффициентом усиления важную роль играют геометрические размеры антенны, которые при ее перевозке любым транспортом ограничиваются транспортными габаритами.

Известна мобильная волноводная антенная решетка по авторскому свидетельству СССР №227652, заявка №3070676 с приоритетом от 28.05.1983 г., МПК 4 H 01 Q 1/34. Вышеуказанная мобильная волноводная антенная решетка содержит транспортное средство, опорно-поворотное устройство, механизм подъема и складывания, антенну, состоящую из центрального ствола и нескольких попарно связанных шарнирами горизонтальных панелей, складывающихся поперек транспортного средства и поворачивающихся вдоль последнего.

Недостатком такой конструкции является то, что она вписывается только в автомобильный габарит. Для перевозки ее по железнодорожному транспорту необходимо демонтировать антенную решетку с транспортного средства и перевозить на отдельной платформе. Кроме того, схема складывания сложна, и для развертывания антенны требуется значительное время.

Также известна мобильная антенная установка по патенту РФ №2115977, заявка №97109515 с приоритетом от 4.06.1997 г., МПК Н 01 Q 1/08, опубликованному 20.07.1998 г., являющаяся наиболее близкой заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков.

Вышеуказанная мобильная антенная установка содержит контейнер с аппаратурой, конструктивно совмещенный с антенной системой, подъемную мачту с антенной и гидравлическим приводом, привод вращения антенны и выносные поворачивающиеся опоры, размещенные на контейнере. Контейнер выполнен с возможностью установки на транспортное средство.

Подъемная мачта с антенной шарнирно установлена на опорно-поворотное устройство, снабженное приводом вращения. Антенна выполнена из двух шарнирно закрепленных на мачте панелей, которые в сложенном параллельно друг другу положении, при транспортировании опускаются в отсек контейнера, который снабжен открывающимися вверх створками.

Недостатком данного устройства является то, что схемокомпоновочное решение ограничивает горизонтальный размер антенны железнодорожным и автомобильным габаритами, а наличие контейнера для аппаратуры увеличивает массу изделия и время его развертывания, затрудняет обслуживание ФАР в транспортном положении установки.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является создание мобильной антенной установки с ФАР, обеспечивающей достижение максимально возможного горизонтального размера антенны и при этом вписывающейся в транспортном положении в железнодорожные и автомобильные габариты, удобную регулировку и обслуживание антенны в опущенном положении последней, быстрое (в течение 5-10 мин) развертывание-свертывание антенны, защищенность ее от случайных повреждений, а также уменьшение по массе по сравнению с прототипом,

Вышеуказанный технический результат достигается благодаря тому, что в мобильной антенной установке, содержащей транспортное средство с платформой, выносные опоры с домкратами, основание, опорно-поворотное устройство с приводом вращения, антенну, состоящую из нескольких панелей, механизмы складывания панелей, механизмы подъема-опускания антенны и защитный кожух, антенна выполнена, по меньшей мере, из трех вертикальных панелей, причем при опускании она центральной панелью ложится на платформу автотранспортного средства, а вертикальные панели складываются вокруг заполненного аппаратурой силового ствола, образуя в сечении трапецию. Антенная установка снабжена защитным кожухом с открывающимися в стороны створками, которые в транспортном положении опираются вверху на упомянутый силовой ствол и фиксируются замками. Уменьшение массы установки и времени ее развертывания-свертывания связано в значительной степени с отсутствием в предлагаемой конструкции контейнера для аппаратуры.

На фиг.1 представлена заявляемая мобильная антенная установка в свернутом положении в поперечном разрезе.

На фиг.2 – заявляемая мобильная антенная установка в развернутом положении, вид сбоку.

На фиг.3 – заявляемая мобильная антенная установка в развернутом положении, вид спереди.

На фигурах приняты следующие обозначения:

1 – транспортное средство с платформой;

2 – выносные опоры;

3 – основание;

4 – опорно-поворотное устройство (ОПУ);

5 – привод вращения;

6 – силовой ствол;

7 – центральная панель антенны;

8 – шарниры;

9 – боковые панели;

10 – система рычагов;

11 – гидроцилиндр;

12 – створки защитного кожуха;

13 – фиксирующие замки;

14 – шарнир створки кожуха;

15 – домкрат.

Мобильная антенная установка состоит из автотранспортного средства 1 с выносными опорами 2, основания 3, на котором установлено опорно-поворотное устройство 4 с приводом вращения 5. На опорно-поворотном устройстве 4 закреплен силовой ствол 6, воспринимающий ветровые нагрузки от антенны, который служит для размещения различной радиоэлектронной аппаратуры, в том числе высокочастотного тракта, и снабжен фиксаторами антенны в вертикальном и транспортном положении. Непосредственно на стволе 6 жестко закреплена центральная панель 7 антенны. Такая конструкция позволяет обеспечить высокую надежность высокочастотного тракта. К центральной панели с помощью шарниров 8 крепятся боковые панели 9, складывающиеся в транспортном положении вокруг ствола 6 посредством системы рычагов 10 и гидроцилиндров 11 и образующие в сечении форму трапеции, большим основанием опущенную на платформу транспортного средства.

Сложенная антенна, опущенная на транспортное средство, вместе с последним вписывается в контур железнодорожного габарита, максимально заполняя его.

Таким образом, при описанной конструкции и форме сложенной антенны обеспечивается максимально возможный горизонтальный размер антенны.

Для защиты от различных механических повреждений антенная установка снабжена защитным кожухом, створки 12 которого в транспортном положении опираются на силовой ствол 6 и фиксируются замками 13, а в рабочем режиме приводятся гидроцилиндрами (на фигурах не указаны) в горизонтальное положение, уменьшая ветровую поверхность.

Мобильная антенная установка 1 свертывается следующим образом. При включении сигнала «свертывание антенной установки» антенна при помощи привода вращения 5 устанавливается в положение в соответствии с фиг.2, силовой ствол 6 под действием гидроцилиндра 11 начинает опускаться, в это время боковые панели 9 антенны одновременно поворачиваются гидроцилиндрами 11 вокруг шарниров 8 и занимают положение вокруг ствола, который вместе с панелями ложится на платформу транспортного средства 1 и фиксируется. Створки 12 кожуха поворачиваются вокруг шарниров 14, размещенных в их нижней части, при этом своей верхней частью ложатся на силовой ствол и фиксируются замками 13.

По окончании свертывания домкраты 15 выносных опор убираются, сами выносные опоры складываются вдоль транспортного средства и фиксируются.

Сложенная антенна, образующая в сечении форму трапеции, опущенной большим основанием на платформу транспортного средства, вместе с последним наилучшим образом вписывается в железнодорожный габарит 1-Т и может транспортироваться также автомобильным, авиационным и морским видом транспорта.

Развертывание антенной установки проводится в обратном порядке.

Таким образом, благодаря особенностям конструкции предлагаемой антенной установки обеспечивается возможность достижения максимального горизонтального размера антенны, в то же время вписывающейся в железнодорожный габарит, защита от случайных повреждений и удобное обслуживание.

В варианте реализации изобретения изготовлен опытный образец антенной установки, габариты антенны которой – 5600×8500 мм. Мобильная антенная установка размещена на полуприцепе ЧМЗАП – 93867, вписывается в железнодорожный 1-Т и автомобильный габариты и развертывается и свертывается не более чем за 5 мин.

Формула изобретения

Мобильная антенная установка, содержащая транспортное средство с платформой, выносные опоры с домкратами, основание, опорно-поворотное устройство с приводом вращения, антенну, состоящую из панелей, механизмы складывания панелей, механизмы подъема-опускания антенны и защитный кожух, отличающаяся тем, что антенна выполнена, по меньшей мере из трех вертикальных панелей, при этом центральная панель жестко закреплена на силовом стволе, в котором размещена аппаратура, а боковые панели шарнирно связаны с ней, причем в транспортном положении антенна опущена центральной панелью на платформу транспортного средства, боковые панели сложены вокруг силового ствола, образуя в сечении трапецию с центральной панелью в ее большем основании, и снаружи закрыты створками защитного кожуха, которые опираются в верхней части на силовой ствол и фиксируются замками, а в рабочем режиме антенной установки откинуты в стороны до горизонтального положения.

РИСУНКИ


PD4A – Изменение наименования обладателя патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:

Открытое акционерное общество «Федеральный научно-производственный центр «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники» (RU)

Адрес для переписки:

603950, г. Нижний Новгород, ул. Шапошникова, д. 5, ОАО «ФНПЦ «ННИИРТ»

Извещение опубликовано: 10.09.2009 БИ: 25/2009


Categories: BD_2276000-2276999