Патент на изобретение №2276301

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2276301 (13) C2
(51) МПК

F16K17/04 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2004109708/06, 01.04.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.04.2004

(43) Дата публикации заявки: 20.09.2005

(45) Опубликовано: 10.05.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
«Современные конструкции трубопроводной арматуры для нефти и газа» под ред. Ю.М.Котелевского, Москва, Недра, 1976, с.343, рис.Х111.30, с.329, рис.Х111.6. SU 583345 А, 05.12.1975. SU 885675 А, 30.11.1981. GB 540020 А, 02.10.1941. US 2754842 А, 17.07.1956. US 3945607 А, 23.03.1976. DE 2928502 А, 15.01.1981. EP 0253510 A1, 20.01.1988.

Адрес для переписки:

119331, Москва, ул. М. Ульяновой, 14-127, В.И. Ионову, пат.пов. рег. №107

(72) Автор(ы):

Андреев Александр Павлович (RU),
Благов Эдуард Евгеньевич (RU),
Бринцов Василий Николаевич (RU),
Бурмистров Борис Владимирович (RU),
Гусев Игорь Александрович (RU),
Ермолаев Владимир Викторович (RU),
Поваляев Андрей Михайлович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Андреев Александр Павлович (RU),
Бурмистров Борис Владимирович (RU),
Гусев Игорь Александрович (RU),
Ермолаев Владимир Викторович (RU)

(54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ (ВАРИАНТЫ)

(57) Реферат:

Группа изобретений относится к общему машиностроению, а именно к предохранительной трубопроводной арматуре, и предназначена для перекрытия рабочей среды в различных трубопроводах больших расходов и малых давлений при превышении требуемого давления рабочей жидкой или газообразной среды, в различных технологических линиях ТЭЦ, АЭС и газонефтеперерабатывающих предприятиях. Предохранительный узел содержит корпус с входным и выходным патрубками, предохранительный клапан прямого действия. Последний расположен в корпусе и имеет седло с проходным отверстием для взаимодействия с запирающим элементом. Запирающий элемент подпружинен относительно корпуса и установлен с возможностью закрытия проходного отверстия в случае падения давления рабочей среды. Запирающий элемент выполнен с экраном, охватывающим седло. На входном патрубке расположено дросселирующее средство. Имеются различные варианты выполнения дросселирующего устройства. В первом варианте дросселирующее устройство выполнено в виде подвижно установленного на входном патрубке подпружиненного поршня с возможностью изменения площади кольцевого отверстия между поршнем и экраном в момент открытия и закрытия клапана. Во втором варианте дросселирующее устройство выполнено в виде диска из эластичного и упругого материала с возможностью изменения площади кольцевого отверстия между поршнем и экраном в момент открытия и закрытия клапана. В третьем варианте дросселирующее устройство выполнено в виде подвижно установленного на входном патрубке подпружиненного диска из эластичного и упругого материала с возможностью изменения площади кольцевого отверстия между поршнем и экраном в момент открытия и закрытия клапана. Изобретения направлено на исключение влияния на элементы предохранительного клапана сил давления рабочей среды в выходном канале на окончательном этапе закрытия клапана. 3 н. и 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к предохранительной трубопроводной арматуре, и может быть использовано для перекрытия рабочей среды в различных трубопроводах больших расходов и малых давлений при превышении требуемого давления рабочей жидкой или газообразной среды. Изобретение предназначено для использования в различных технологических линиях ТЭЦ, АЭС и газонефтеперерабатывающих предприятиях.

Известен предохранительный клапан, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, установленное в нем седло с конической уплотнительной поверхностью для связи со шпинделем запорного элемента и цилиндрической уплотнительной поверхностью для дроссельного элемента, причем дросселирующий элемент выполнен в виде соединенного с запорным элементом цилиндрического хвостовика с обтекателем на конце, а уплотнительная поверхность на седле для запорного элемента сопряжена с его проходным отверстием (см. SU 666359, кл. F 16 К 47/08, опубл. 05.06.1979).

Недостатком известного клапана является невысокая надежность и долговечность работы клапана, вызванные относительно большим периодом срабатывания клапана при падении давления в трубопроводной арматуре.

В качестве ближайшего аналога принят предохранительный узел, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, предохранительный клапан прямого действия, расположенный в корпусе и имеющий седло с проходным отверстием для взаимодействия с запирающим элементом, подпружиненным относительно корпуса и установленным с возможностью закрытия проходного отверстия в случае падения давления рабочей среды, при этом запирающий элемент выполнен с экраном, охватывающим седло, а на входном патрубке расположено дросселирующее средство (кн. «Современные конструкции трубопроводной арматуры для нефти и газа» под ред. Ю.М.Котелевский, Москва, Недра, 1976, с.363, рис.ХШ.30 (1)).

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является обеспечение быстродействия закрытия входного канала при снижении давления рабочей среды и исключение, тем самым, отрицательных последствий низкого давления в трубопроводной арматуре, работающей на строго заданном высоком давлении рабочей среды и не допускающей его снижение. Технический результат заключается в исключении влияния на элементы предохранительного клапана сил давления рабочей среды в выходном канале на окончательном этапе закрытия клапана.

Для решения поставленной задачи предлагается три варианта выполнения предохранительного узла.

Согласно первому варианту предохранительный узел содержит корпус с входным и выходным патрубками, предохранительный клапан прямого действия, расположенный в корпусе и имеющий седло с проходным отверстием для взаимодействия с запирающим элементом, подпружиненным относительно корпуса и установленным с возможностью закрытия проходного отверстия в случае падения давления рабочей среды, при этом запирающий элемент выполнен с экраном, охватывающим седло, а на входном патрубке расположено дросселирующее средство, выполненное в виде подвижно установленного на входном патрубке подпружиненного поршня с возможностью изменения кольцевого отверстия между поршнем и экраном в моменты открытия и закрытия клапана.

Кроме этого, поршень может быть подпружинен посредством тарельчатой пружины.

Согласно второму варианту предохранительный узел содержит корпус с входным и выходным патрубками, предохранительный клапан прямого действия, расположенный в корпусе и имеющий седло с проходным отверстием для взаимодействия с запирающим элементом, подпружиненным относительно корпуса и установленным с возможностью закрытия проходного отверстия в случае падения давления рабочей среды, при этом запирающий элемент выполнен с экраном, охватывающим седло, а на входном патрубке расположено дросселирующее средство, выполненное в виде диска из эластичного и упругого материала с возможностью изменения кольцевого отверстия между поршнем и экраном в моменты открытия и закрытия клапана.

Согласно третьему варианту предохранительный узел содержит корпус с входным и выходным патрубками, предохранительный клапан прямого действия, расположенный в корпусе и имеющий седло с проходным отверстием для взаимодействия с запирающим элементом, подпружиненным относительно корпуса и установленным с возможностью закрытия проходного отверстия в случае падения давления рабочей среды, при этом запирающий элемент выполнен с экраном, охватывающим седло, а на входном патрубке расположено дросселирующее средство, выполненное в виде подвижно установленного на входном патрубке подпружиненного диска из эластичного и упругого материала с возможностью изменения кольцевого отверстия между поршнем и экраном в моменты открытия и закрытия клапана.

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязанными между собой причинно-следственной связью с образованием совокупности существенных признаков, достаточных для сокращения времени закрытия клапана и исключения колебаний давления в трубопроводной арматуре.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен предохранительный узел – вариант 1.

На фиг.2 – клапан по фиг.1 (увеличено) в положении «открыто» – вариант 1.

На фиг.3 – клапан по фиг.1 (увеличено) в положении перед закрытием – вариант 1.

На фиг.4 – клапан по фиг.1 (увеличено) в положении «закрыто» – вариант 1.

На фиг.5 – клапан по фиг.1 (увеличено) в положении перед закрытием в случае выполнения диска из эластичного и упругого материала – вариант 2.

На фиг.6 – клапан по фиг.1 (увеличено) в положении перед закрытием в случае выполнения диска из эластичного и упругого материала и подпружиненным относительно входного патрубка – вариант 3.

Предохранительный клапан согласно изобретению (фиг.1, 2, 3, 4, 5, 6) содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками. Внутри корпуса 1 расположен предохранительный клапан, имеющий седло 4 с проходным отверстием 5, закрепленное, в частности, на входном патрубке 2.

Напротив седла 4 расположен запирающий элемент 6, связанный со штоком 7, подпружиненным пружиной 8 относительно корпуса 1 и установленный с возможностью открытия-закрытия проходного отверстия 5.

Запирающий элемент 6 выполнен с экраном 9, радиальные размеры которого – диаметр 10 превышают соответствующие размеры – диаметр 11, запирающего элемента 6. Экран 9 выполнен по форме усеченного полого конуса, обращенного в сторону седла 4 с возможностью образования «демпфирующей» полости и увеличения площади запирающего элемента 6 для взаимодействия с рабочей средой.

С целью обеспечения возможности изменения времени срабатывания предохранительного клапана в режимах «открытие» и «закрытие» на корпусе 1, в частности на входном патрубке 2, соединенным с корпусом 1, расположено дросселирующее средство, образующее по отношению к экрану 9 кольцевое отверстие, обеспечивающее увеличение площади дросселирования рабочей среды при закрытии клапана и сокращения времени закрытия.

На фиг.1-4 изображен вариант 1 выполнения дросселирующего средства в виде подвижно установленного посредством упругого элемента поршня 12, образующий с экраном 9 полость 13. Поршень 12 расположен относительно экрана 9 с дросселирующим кольцевым отверстием 14, обеспечивающим возможностью изменения этого отверстием 14 при посадке запирающего элемента 6 на седло 5. Параметры упругого элемента 15, посредством которого подпружинен поршень 12, и размеры последнего выбраны экспериментальным путем из условия обеспечения открытия и закрытия поршнем 12 полости 13 с различной скоростью срабатывания. Поршень 12 подпружинен упругим элементом 15 со стороны входа в предохранительный узел и в направлении дросселирующего кольцевого отверстия 14.

В варианте 2 (фиг.5) дросселирующее средство выполнено в виде на входном патрубке 2 диска 16 из эластичного и упругого материала, расположенного по отношению к экрану 9 с возможностью образования дросселирующего кольцевого отверстия 14 для увеличения площади дросселирования рабочей среды при закрытии клапана и сокращения тем самым времени закрытия клапана. Это происходит за счет изменения геометрической формы эластичного и упругого диска 16 от действующих на диск 16 рабочей среды.

В варианте 3 (фиг.6) дросселирующее средство выполнено в виде подвижно установленного на входном патрубке 2 подпружиненного диска 16 из эластичного и упругого материала, расположенного по отношению к экрану 9 с возможностью образования дросселирующего кольцевого отверстия 14 для изменения в сторону увеличения площади дросселирования рабочей среды при закрытии клапана и сокращения тем самым времени его закрытия. Это происходит за счет изменения формы эластичного и упругого диска 17 и его положения относительно входного патрубка 2 от действующей на диск 17 рабочей среды.

В процессе открытия предохранительного клапана на запирающий элемент 6 действуют силы Р+Рппр, где Р – давление рабочей среды во входном патрубке, Рпр – давление пружины штока, Рп – давление рабочей среды в полости 13, причем силы от давления среды внутри полости 13 направлены также на преодоление сил упругого элемента 15 и перемещение поршня 12, а в процессе закрытия при условии Р<Рпр на запирающий элемент 6 действуют силы Р и Рпр и частично от давления внутри полости 13. В связи с этим время срабатывания клапана при закрытии сокращается, а поршень 12 с упругим элементом 15 постоянно подстраивается в процессе закрытия и открытия клапана под давление Рп в полости 13 и занимает соответствующее пространственное положение. За счет использования подпружиненного поршня 12 запирающий элемент 6 имеет возможность перемещаться в осевом направлении относительно седла 4 и экрана 9, изменяя тем самым величину зазора кольцевого отверстия. Увеличение зазора до величины А* (фиг.3), превышающей величину зазора А (фиг.4), позволяет увеличить площадь истекания рабочей среды из полости 13 и уменьшить, тем самым, время падения давления в этом пространстве экрана 9 и резко сократить время закрытия клапана, т.е. время посадки запирающего элемента 6 на седло 4. Уменьшение времени закрытия предохранительного клапана позволяет поднять величину давления закрытия.

Приведенные на фиг.6 и 7 варианты выполнения дросселирующего устройства функционируют аналогичным образом описанному примеру.

Для использования в трубопроводных системах АЭС и для химической и нефтегазовой промышленности клапан изготавливается из коррозионностойкой или углеродистой стали. Изобретение соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость», поскольку его реализация возможна при использовании существующих средств производства с применением известных технологических операций.

Формула изобретения

1. Предохранительный узел, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, предохранительный клапан прямого действия, расположенный в корпусе и имеющий седло с проходным отверстием для взаимодействия с запирающим элементом, подпружиненным относительно корпуса и установленным с возможностью закрытия проходного отверстия в случае падения давления рабочей среды, при этом запирающий элемент выполнен с экраном, охватывающим седло, а на входном патрубке расположено дросселирующее средство, выполненное в виде подвижно установленного на входном патрубке подпружиненного поршня с возможностью изменения площади кольцевого отверстия между поршнем и экраном в момент открытия и закрытия клапана.

2. Предохранительный узел по п.1, отличающийся тем, что поршень подпружинен посредством тарельчатой пружины.

3. Предохранительный узел, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, предохранительный клапан прямого действия, расположенный в корпусе и имеющий седло с проходным отверстием для взаимодействия с запирающим элементом, подпружиненным относительно корпуса и установленным с возможностью закрытия проходного отверстия в случае падения давления рабочей среды, при этом запирающий элемент выполнен с экраном, охватывающим седло, а на входном патрубке расположено дросселирующее средство, выполненное в виде диска из эластичного и упругого материала с возможностью изменения площади кольцевого отверстия между поршнем и экраном в моменты открытия и закрытия клапана.

4. Предохранительный узел, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, предохранительный клапан прямого действия, расположенный в корпусе и имеющий седло с проходным отверстием для взаимодействия с запирающим элементом, подпружиненным относительно корпуса и установленным с возможностью закрытия проходного отверстия в случае падения давления рабочей среды, при этом запирающий элемент выполнен с экраном, охватывающим седло, а на входном патрубке расположено дросселирующее средство, выполненное в виде подвижно установленного на входном патрубке подпружиненного диска из эластичного и упругого материала с возможностью изменения площади кольцевого отверстия между поршнем и экраном в моменты открытия и закрытия клапана.

РИСУНКИ

Categories: BD_2276000-2276999