Патент на изобретение №2276247

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2276247 (13) C1
(51) МПК

E21B10/18 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2004128376/03, 23.09.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

23.09.2004

(45) Опубликовано: 10.05.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1423722 A1, 15.09.1988. SU 629311 A1, 25.10.1978. SU 428075 A1, 17.02.1975. SU 885533 A1, 30.11.1981. SU 861538 A1, 07.09.1981. SU 1328468 A1, 07.08.1987. RU 2055142 C1, 27.02.1996. RU 2231613 C2, 27.06.2004. RU 2199644 C2, 27.02.2003. US 3095934 A, 02.07.1963. US 2339161 A, 11.01.1944.

Адрес для переписки:

443004, г.Самара, ул. Грозненская, 1, СКБ ОАО “Волгабурмаш”

(72) Автор(ы):

Богомолов Родион Михайлович (RU),
Ищук Андрей Георгиевич (RU),
Гавриленко Михаил Викторович (RU),
Неупокоев Владимир Геннадьевич (RU),
Морозов Леонид Владимирович (RU),
Мокроусов Вячеслав Петрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Волгабурмаш” (ОАО “Волгабурмаш”) (RU)

(54) БУРОВОЕ ДОЛОТО С ГЕРМЕТИЗАЦИЕЙ ОПОР ДЛЯ БУРЕНИЯ СКВАЖИН С ПРОДУВКОЙ ЗАБОЯ ВОЗДУХОМ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области буровой техники и используется при бурении скважин с продувкой забоя воздухом. Позволяет осуществлять непосредственный и эффективный контакт потока охлаждающего агента с беговыми дорожками и телами качения опоры. Охлаждение внутри герметизированной полости опоры осуществляется с помощью непосредственной циркуляции воздушных потоков в зазорах между лапой, цапфой и телами качения с вводом их через центральный канал в цапфе и отводы от него в ненагруженные зоны роликовых подшипников, а также в пазы упорной пяты с отводом потоков через одно или несколько отверстий на ненагруженной поверхности большой роликовой дорожки, соединенных с каналами, проходящими внутри цапфы и теле лапы, минуя уплотнение и отверстие под замковый палец. Выходные отверстия для отвода из полости опоры воздушных потоков в затрубное пространство расположены непосредственно на радиусной поверхности спинки лапы с направлением струй охлаждающего воздуха в зазор между спинкой лапы и стенкой скважины или выходные отверстия расположены на боковых поверхностях лап с направлением струй в затрубное пространство, минуя стенку скважины с созданием эжекционного эффекта при очистке забоя от выбуренной породы. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области буровой техники и используется при бурении скважин с продувкой забоя воздухом.

Известно буровое долото [1], содержащее корпус с продувочными каналами, породоразрушающими органами в виде шарошек с фрезерованными зубьями или твердосплавными зубками. Шарошки подвижно закреплены на цапфах лап секций долота. Полости шарошек герметизированы и маслонаполнены. В верхней части корпуса долота предусмотрен узел компенсации расхода смазки во время работы на забое с системой каналов, связывающих полость узла компенсации расхода смазки с полостью герметизированной опоры.

Недостатком аналога является то, что циркулирующий в системе очистки забоя воздух, частично заходящий в систему каналов охлаждения опор, не контактирует непосредственно с поверхностями подшипников и телами качения. Охлаждение полости опор и тел качения возможно лишь через толщу стенки и слой масла в опоре, обладающего очень низким коэффициентом теплопередачи, а потому малоэффективным.

В качестве прототипа принято буровое долото [2], в котором для более интенсивного отвода тепла используется сжатый воздух, также частично заходящий в полость внутри цапфы и не заходящий в герметизированную маслонаполненную полость опоры. Указанное долото также недостаточно эффективно обеспечивает охлаждение нагруженных зон и тел качения. Несмотря на то что в этом долоте предусмотрено значительное приближение воздушного потока к внутренней стенке цапфы, его прямого контакта с нагруженными поверхностями и телами качения также не происходит.

Как и в конструкции долота, принятого за аналог, в прототипе охлаждение полости опор и тел качения происходит лишь через стенку в цапфе лапы и слой консистентной смазки.

Целью данного изобретения является обеспечение надежной и эффективной системы охлаждения опор буровых долот.

Указанная цель достигается тем, что в буровом долоте с герметизацией опор для бурения скважин с продувкой забоя воздухом, содержащем корпус с ниппелем и продувочными каналами для очистки забоя от выбуренной породы, а также для охлаждения опор, породоразрушающие органы в виде шарошек с зубками, установленных на выполненных с каналами цапфах лап посредством опор качения, расположенный в отверстии цапфы ступенчатый замковый палец, при этом охлаждение внутри герметизированной полости опоры осуществляется с помощью непосредственной циркуляции воздушных потоков в зазорах между лапой, цапфой и телами качения с вводом их через центральный канал в цапфе и отводы от него в ненагруженные зоны роликовых подшипников, а также в пазы упорной пяты с отводом потоков через одно или несколько отверстий на ненагруженной поверхности большой роликовой дорожки, соединенные с каналами, проходящими внутри цапфы и теле лапы, минуя уплотнение и отверстие под замковый палец.

Выходные отверстия для отвода из полости опоры воздушных потоков в затрубное пространство расположены непосредственно на радиусной поверхности спинки лапы с направлением струй охлаждающего воздуха в зазор между спинкой лапы и стенкой скважины или на боковых поверхностях лап с направлением струй в затрубное пространство, минуя стенку скважины с созданием эжекционного эффекта при очистке забоя от выбуренной породы.

Выходные отверстия для отвода из полости опоры воздушных потоков могут быть также расположены комбинированно – с направлением струй в затрубное пространство под углом к стенке скважины, а также минуя стенку скважины.

На фиг.1 показан общий вид с продольным сечением секции бурового долота для бурения скважин с продувкой забоя воздухом и с герметизацией опор. На фиг.2 и 3 изображены поперечные сечения лапы долота с вариантами направления выходного отверстия на поверхности лапы в сторону стенки скважины и минуя стенку скважины. На фиг.4 и 5 показаны поперечные сечения цапфы лапы долота по большой и малой беговой роликовой дорожке. На фиг.6 и 7 показаны те же сечения с телами качения и беговыми дорожками в шарошке. На фиг.8 показано долото и вид спинки лапы с вариантами направлений выходных отверстий на ее поверхности в сторону стенки скважины и минуя стенку скважины.

Сущность изобретения состоит в следующем. В корпусе 1 долота (фиг.1) имеется система каналов для подачи сжатого воздуха из полости 3 внутри ниппеля через сопла 4 непосредственно на забой скважины для очистки его от выбуренной породы. Лапы 5, при сварке которых образуется корпус 1, снабжены цапфами 6 с подшипниковыми дорожками 7, 8 и 9, телами качения 10, 11, 12. Шарошки 13, подвижно закрепленные на цапфах 6, имеют ответные подшипниковые дорожки, соответствующие дорожкам 7, 8 и 9, выполненным на цапфах 6 лап 5.

На торце цапфы 6 установлена упорная пята 14 с каналами 15 для прохода в пяте охлаждающего воздуха, идущего по каналам 2 и 16 с выходом 17 и 18 на беговые дорожки. Каналы 17 и 18 в предпочтительном варианте выведены на ненагруженные секторы (фиг.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), за пределами нижней нагруженной части.

Исследования характера нагружения и износа элементов опор качения показали, что во время работы нагрузку от реакции забоя воспринимают на беговых дорожках цапфы лапы секторы с центральным углом, не превышающим 120°. Поэтому каналы 17 и 18 выполнены с учетом этого обстоятельства, с тем чтобы нагрузка на беговые дорожки под роликами в зонах выхода отверстий была минимальной или отсутствовала вообще – в соответствии с эпюрами нагружения “а” и “b” (фиг.4, 5). Из этих же соображений в ненагруженной зоне выполнены отверстия 19, 20 с выходами на поверхность лапы 21 и 22 для отвода охлаждающего агента из полости опоры через тело цапфы лапы к поверхности спинки лапы (фиг.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).

Варианты выхода указанных отверстий на спинке лапы могут быть различными. Например, как показано на позиции 21 – на радиальной поверхности спинки, обращенной в сторону стенки скважины, или, как показано на позиции 22, – на боковой поверхности лапы (фиг.8). Последний вариант более предпочтителен с точки зрения предотвращения возможности затирания и перекрытия выходного отверстия выбуренной породой. Такое выполнение канала способствует не только снижению возможности его засорения выбуренными частицами породы, но и повышению эжекционного эффекта, способствующего интенсивности очистки забоя от выбуренной породы. Позицией 25 обозначено уплотнительное кольцо, предохраняющее от попадания частиц выбуренной породы в полость опоры во время бурения. Сечение уплотнительного кольца может быть различной формы (например, О-образной, как показано на фиг.1). Позицией 26 (фиг.1) обозначен фильтр, предназначенный для предохранения от попадания выбуренной породы в опору. Его конструкция может быть разной (щелевой, сеточной и др.). Желательно, чтобы площади сечения отверстий внутри цапфы лапы и на выходе из лапы были примерно одинаковыми и не препятствовали прохождению охлаждающего воздуха.

Работа бурового долота осуществляется следующим образом. Под действием осевой нагрузки и крутящего момента, создаваемых буровым станком, долото начинает вращаться вокруг своей оси, а шарошки с породоразрушающими зубками начинают вращаться еще и вокруг своих осей, что способствует разрушению породы. Для того чтобы удалить с забоя выбуренную породу и обеспечить охлаждение опор долота, от компрессора подается сжатый воздух по трубному пространству к долоту, а затем по затрубному пространству между стенками трубы и скважины вместе с выбуренной породой подается на поверхность (к устью скважины). 60-70% всего воздушного потока подается через сопло 4 на забой, а 30-40% потока подается через каналы 2, через отверстие 15 в пяте, центральный осевой канал 16 и каналы 17 и 18 непосредственно на роликовые беговые дорожки, интенсивно охлаждает их и тела качения, способствуя повышению их работоспособности. Система каналов и направления охлаждающих потоков показаны на фиг.1, 2, 3, 4, 5 и 8 стрелками.

Преимуществом предлагаемого бурового долота являются герметизация опоры, защищающая от попадания в нее абразивных частиц выбуренной породы, неизбежного для любых вариантов открытых, негерметизированных опор, непосредственный и эффективный контакт потока охлаждающего агента с беговыми дорожками и телами качения опоры, выход потока в затрубное пространство, способствующий возникновению эжекционного эффекта при подъеме и выносе с забоя частиц разрушенной породы.

Высокая надежность в работе позволяет достигнуть требуемый результат – резко увеличить стойкость долота за счет повышения стойкости опоры, повысить проходку и механическую скорость бурения.

Возможность осуществления изобретения подтверждается успешными стендовыми и промысловыми испытаниями опытных образцов буровых долот по предлагаемому изобретению.

Источники информации

1. Авторское свидетельство №1406331, кл. Е 21 В 10/18, опубл. 30.08.88 г. (аналог).

2. Авторское свидетельство №1423722, кл. Е 21 В 10/22, опубл. 15.09.88 г. (прототип).

Формула изобретения

1. Буровое долото с герметизацией опор для бурения скважин с продувкой забоя воздухом, содержащее корпус с ниппелем и продувочными каналами для очистки забоя от выбуренной породы, а также для охлаждения опор, породоразрушающие органы в виде шарошек с зубками, установленных на выполненных с каналами цапфах лап посредством опор качения, расположенный в отверстии цапфы ступенчатый замковый палец, отличающееся тем, что охлаждение внутри герметизированной полости опоры осуществляется с помощью непосредственной циркуляции воздушных потоков в зазорах между лапой, цапфой и телами качения с вводом их через центральный канал в цапфе и отвода от него в ненагруженные зоны роликовых подшипников, а также в пазы упорной пяты, с отводом потоков через одно или несколько отверстий на ненагруженной поверхности большой роликовой дорожки, соединенных с каналами, проходящими внутри цапфы и теле лапы, минуя уплотнение и отверстие под замковый палец.

2. Буровое долото по п.1, отличающееся тем, что выходные отверстия для отвода из полости опоры воздушных потоков в затрубное пространство расположены непосредственно на радиусной поверхности спинки лапы с направлением струй охлаждающего воздуха в зазор между спинкой лапы и стенкой скважины.

3. Буровое долото по п.1, отличающееся тем, что выходные отверстия для отвода из полости опоры воздушных потоков расположены на боковых поверхностях лап с направлением струй в затрубное пространство, минуя стенку скважины, с созданием эжекционного эффекта при очистке забоя от выбуренной породы.

4. Буровое долото по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что выходные отверстия для отвода из полости опоры воздушных потоков расположены комбинированно – с направлением струй в затрубное пространство под углом к стенке скважины, а также минуя стенку скважины.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 24.09.2006

Извещение опубликовано: 20.05.2008 БИ: 14/2008


Categories: BD_2276000-2276999