|
(21), (22) Заявка: 2004125476/11, 20.08.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
20.08.2004
(45) Опубликовано: 10.05.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2118735 С1, 10.09.1998. RU 2150664 C1, 10.06.2000. RU 2173428 С1, 10.09.2001. RU 2190798 С1, 10.10.2002. RU 2232703 С1, 20.07.2004. FR 2637252 А, 06.04.1990. US 5520476 A, 28.05.1996.
Адрес для переписки:
121087, Москва, ул. Новозаводская, 18, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, Отдел по работе с интеллектуальной собственностью
|
(72) Автор(ы):
Главацкий Лорий Александрович (RU), Жданов Олег Николаевич (RU), Невмянов Вафа Сафиуллович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное унитарное предприятие “Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева” (RU)
|
(54) РАЗЪЕМНЫЙ БЛОК ВНУТРЕННЕГО ОТСЕКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
(57) Реферат:
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для стыковки и расстыковки магистралей летательного аппарата и наземного комплекса. Разъемный блок внутреннего отсека летательного аппарата содержит бортовую с приводным механизмом и отрывную с закрепленным на ней кожухом платы, скрепленные цанговым замком. Цанговый замок включает цангу с пояском и шток с кольцевым выступом. Цанга установлена на отрывной плате. Шток выполнен с возможностью взаимодействия законцовки с лепестками цанги. Кольцевой выступ штока выполнен с продольным пазом. Блок снабжен втулкой и тягами. Втулка скреплена с пояском цанги, содержит демпфер и палец. Демпфер установлен с возможностью взаимодействия с законцовкой штока. Палец установлен с возможностью взаимодействия с упомянутым продольным пазом на величине, равной величине взаимодействия законцовки штока с лепестками цанги. Кожух выполнен нежестким и снабжен фланцем. Фланец имеет штыри, ограничители смещения и уплотнительный элемент. Штыри выполнены с возможностью взаимодействия с корпусом летательного аппарата. Ограничители смещения выполнены с возможностью контактирования с боковой поверхностью отрывной платы. Уплотнительный элемент установлен по периметру упомянутого фланца с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью корпуса летательного аппарата. Тяги выполнены пружинными и скреплены с отрывной платой и фланцем. Кольцевой выступ штока выполнен со сферической опорной поверхностью, взаимодействующей с внутренней поверхностью втулки. Техническим результатом изобретения является повышение надежности конструкции. 6 ил.
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для стыковки и расстыковки магистралей, обеспечивающих термостатирование внутреннего отсека летательного аппарата.
Наиболее близким к заявленному блоку является многоштуцерный разъемный агрегат, содержащий бортовую с приводным механизмом и отрывную с закрепленным на ней кожухом платы, скрепленные цанговым замком, включающим цангу с пояском и шток с кольцевым выступом, выполненный с возможностью взаимодействия законцовкой с лепестками цанги (патент Российской Федерации RU № 2232703 С1, кл. В 64 G 1/64, F 16 L 39/00, приоритет 25.03.2003 г.).
Однако известный агрегат не обеспечивает компенсацию ударной нагрузки на отстыковываемой плате и надежную расфиксацию, что снижает надежность конструкции.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности конструкции.
Указанный результат достигается тем, что разъемный блок внутреннего отсека летательного аппарата, содержащий бортовую с приводным механизмом и отрывную с закрепленным на ней кожухом платы, скрепленные цанговым замком, включающим цангу с пояском и шток с кольцевым выступом, выполненный с возможностью взаимодействия законцовкой с лепестками цанги, в соответствии с предлагаемым изобретением снабжен втулкой и тягами, при этом цанга установлена на отрывной плате, втулка скреплена с пояском цанги, содержит демпфер, установленный с возможностью взаимодействия с законцовкой штока, кольцевой выступ которого выполнен с продольным пазом, и палец, установленный с возможностью взаимодействия с этим продольным пазом на величине, равной величине взаимодействия законцовки штока с лепестками цанги, кожух выполнен нежестким и снабжен фланцем, имеющим штыри, выполненные с возможностью взаимодействия с корпусом летательного аппарата, ограничители смещения, выполненные с возможностью контактирования с боковой поверхностью отрывной платы, и уплотнительный элемент, установленный по периметру упомянутого фланца с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью корпуса летательного аппарата, тяги выполнены пружинными и скреплены с отрывной платой и фланцем, а кольцевой выступ штока выполнен со сферической опорной поверхностью, взаимодействующей с внутренней поверхностью втулки.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид разъемного блока внутреннего отсека летательного аппарата, на фиг.2 – вид А, на фиг.3, 4, 5, 6 – соответственно сечения Б-Б, В-В, разрезы Г-Г и Д-Д.
Разъемный блок содержит бортовую 1, закрепляемую на отсеке 2, расположенном внутри корпуса 3 летательного аппарата, и отрывную 4 платы с магистралями 5, 6, содержащими обратные клапаны и герметизированными в межплатной полости. На бортовой плате 1 со стороны внутреннего отсека 2 размещен приводной механизм, включающий корпус 7, поршень 8 со сферическим торцом и демпфирующее кольцо 9. По периметру отрывной платы 4 закреплен имеющий возможность деформироваться нежесткий кожух 10. На плате 4 закреплена опора 11, в которой с исключением проворачивания установлена цанга 12, на наружной поверхности пояска 13 которой навернута гайка 14, скрепленная с опорой 11 хомутом 15, состоящим из двух частей. Посредством резьбы с пояском 13 цанги 12 скреплена втулка 16, в которой установлен демпфер 17 и палец 18, контактирующий концом с продольным пазом 19, выполненным в кольцевом выступе 20 штока 21. Кольцевой выступ 20 выполнен со сферической опорной поверхностью и взаимодействует ею с внутренней поверхностью втулки 16, исключая заклинивание штока 21. Положение штока 21 зафиксировано стопором 22. Законцовка 23 штока 21 взаимодействует с лепестками цанги 12 на величине 5 и имеет коническое углубление 24. Кожух 10 скреплен пластиной 25 с фланцем 26, имеющим штыри 27, которые входят в отверстия корпуса 3 летательного аппарата. На фланце 26 со стороны внутренней полости летательного аппарата относительно кожуха установлены ограничители смещения 28, исключающие взаимодействие отрывной платы 4 с корпусом 3, и уплотнительный элемент 29, установленный по периметру фланца и взаимодействующий с наружной поверхностью корпуса 3, что вместе с кожухом 10 обеспечивает пылевлагозащищенность внутренней полости летательного аппарата. С отрывной платой 4 и фланцем 26 посредством проушин 30, 31 и осей 32, 33 скреплены тяги, расположенные по краям платы 4 и состоящие из корпуса 34, скрепленной с ним чашки 35, стержня 36 и пружины 37. Причем тяги установлены в проушинах так, чтобы, как и выполнение кожуха нежестким, не препятствовать взаимному перемещению внутреннего отсека 2 и корпуса 3 летательного аппарата.
Работает разъемный блок внутреннего отсека летательного аппарата следующим образом.
Платы 1, 4 соединяются так, чтобы направляющие штыри (не показаны) отрывной платы 4 вошли в соответствующие отверстия (не показаны) бортовой платы 1, а штыри 27 – в отверстия корпуса 3 летательного аппарата. Лепестки цанги 12 входят в зацепление с бортовой платой 1 и фиксируются там законцовкой 23 штока 21. Гайка 14 наворачивается на поясок 13, обеспечивая необходимое сжатие плат, уплотнений, расположенных в межплатной полости, и внутримагистральных элементов, и скрепляется с опорой 11 хомутом 15. Пружинные тяги обеспечивают обжатие уплотнительного элемента 29 и поджатие отрывной платы 4. Устанавливается стопор 22.
После прекращения подачи компонента подается команда на срабатывание приводного механизма. Поршень 8 перемещается и своим сферическим торцом взаимодействует с торцом штока 21, приводя последний в движение. Шток 21, двигаясь в продольном направлении, что исключает деформацию лепестков цанги, срезает стопор 22 и после смещения на величину 5 выводит законцовку 23 из взаимодействия с лепестками цанги 12, расфиксируя ее, палец 18 теряет контакт с продольным пазом кольцевого выступа 20. Поршень 8 деформирует демпфирующее кольцо 9, исключая передачу ударной нагрузки на бортовую плату 1, законцовка 23 коническим углублением 24 взаимодействует с демпфером 17, деформируя его, что гасит ударный импульс на отрывной плате 4, направляющие штыри отрывной платы выходят из отверстий бортовой платы, штыри 27 – из отверстий корпуса 3 летательного аппарата, отрывная плата отводится силами наземного комплекса, а образовавшаяся ниша закрывается крышкой.
Таким образом, заявленный узел обеспечивает исключение ударной нагрузки на расстыковываемых платах, надежную расфиксацию плат, пылевлагозащищенность внутренней полости летательного аппарата и беспрепятственную стыковку и отстыковку отрывной платы, что повышает надежность конструкции.
Формула изобретения
Разъемный блок внутреннего отсека летательного аппарата, содержащий бортовую с приводным механизмом и отрывную с закрепленным на ней кожухом платы, скрепленные цанговым замком, включающим цангу с пояском и шток с кольцевым выступом, выполненный с возможностью взаимодействия законцовки с лепестками цанги, отличающийся тем, что он снабжен втулкой и тягами, при этом цанга установлена на отрывной плате, втулка скреплена с пояском цанги, содержит демпфер, установленный с возможностью взаимодействия с законцовкой штока, кольцевой выступ которого выполнен с продольным пазом, и палец, установленный с возможностью взаимодействия с этим продольным пазом на величине, равной величине взаимодействия законцовки штока с лепестками цанги, кожух выполнен нежестким и снабжен фланцем, имеющим штыри, выполненные с возможностью взаимодействия с корпусом летательного аппарата, ограничители смещения, выполненные с возможностью контактирования с боковой поверхностью отрывной платы, и уплотнительный элемент, установленный по периметру упомянутого фланца с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью корпуса летательного аппарата, тяги выполнены пружинными и скреплены с отрывной платой и фланцем, а кольцевой выступ штока выполнен со сферической опорной поверхностью, взаимодействующей с внутренней поверхностью втулки.
РИСУНКИ
|
|