Патент на изобретение №2276041

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2276041 (13) C1
(51) МПК

B63H11/01 (2006.01)
B63H11/08 (2006.01)
B63H11/11 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2004130218/11, 11.10.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

11.10.2004

(45) Опубликовано: 10.05.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 788584 А, 12.12.1977. SU 488754 A, 25.10.1975. US 3823683 А, 16.07.1974. US 5876257 А, 02.03.1999.

Адрес для переписки:

156002, г.Кострома, ул. Комсомольская, 4, А.В. Смирнову

(72) Автор(ы):

Смирнов Андрей Валерьевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Смирнов Андрей Валерьевич (RU)

(54) ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

(57) Реферат:

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования водометных движителей речных судов, эксплуатируемых в условиях мелководных рек и водоемов с засоренным фарватером. Водометный движитель содержит водовод с приемным туннелем, рабочее колесо, размещенное в корпусе и связанное с гребным валом, спрямляющий аппарат, установленный в сопле, и опорный подшипник, установленный в спрямляющем аппарате за рабочим колесом. В корпусе рабочего колеса выполнен один люк с крышкой, размещенный над рабочим колесом, перекрывающий всю плоскость рабочего колеса, для монтажа и демонтажа рабочего колеса на плаву, осмотра и очистки решетки водозаборника туннеля. При этом носовой фланец корпуса рабочего колеса выполнен скошенным для обеспечения возможности извлечения этого корпуса для его замены и ремонта. В водовод приемного туннеля перед корпусом рабочего колеса встроен холодильник типа “жидкость-жидкость”, предназначенный для охлаждения двигателя, приводящего во вращение рабочее колесо. Опорный подшипник может быть выполнен резинометаллическим. Такое выполнение движителя обеспечивает упрощение технологии изготовления, эксплуатации и обслуживания, а также повышение эффективности его работы, уменьшение трудозатрат при проведении профилактических и ремонтных работ, улучшение эксплуатационных характеристик и повышение надежности работы. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования водометных движителей речных судов, эксплуатируемых в условиях мелководных рек и водоемов с засоренным фарватером.

Известен водометный движитель, содержащий туннель, наружный водоприемник, сопло, насадку, гребной винт, реверсивно-рулевое устройство, защитную решетку [1].

Однако в таком движителе невозможно производить разборку, смену гребного винта без подъема корпуса судна из воды, замену подверженного износу участка туннеля.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемым результатам является водометный движитель, включающий водовод с приемным туннелем, спрямляющий аппарат, установленный в сопле, рабочее колесо, размещенное в корпусе, связанное с гребным валом, опорный подшипник, защитную решетку, объемную внутреннюю трубу, смотровой и технологический люки с крышками, выполненные в корпусе для осмотра и замены спрямляющего аппарата, рабочего колеса, трубы [2].

Недостаток известного состоит в сложности конструкции, неудобном технологическом обслуживании и ремонте.

Предлагаемое изобретение направлено на упрощение технологии изготовления, эксплуатации и обслуживания, а также повышение эффективности работы водометного движителя, на уменьшение трудозатрат при проведении профилактических и ремонтных работ, улучшение эксплуатационных характеристик и надежности работы водометного движителя.

Поставленная задача решается тем, что в водометном движителе, включающем водовод с приемным туннелем, спрямляющий аппарат, установленный в сопле, рабочее колесо размещенное в корпусе, связанное с гребным валом, опорный подшипник, смотровой и технологический люки с крышками, выполненные в корпусе, согласно предлагаемому изобретению в корпусе рабочего колеса выполнен один люк с крышкой, размещенный над рабочим колесом, перекрывающий всю плоскость рабочего колеса, причем носовой скошенный фланец корпуса рабочего колеса обеспечивает выполнение люка широким и возможности изъятия корпуса рабочего колеса для замены и ремонта, а также для монтажа и демонтажа рабочего колеса на плаву, осмотра и очистки решетки водозаборника туннеля, в водовод приемного туннеля перед корпусом рабочего колеса встроен холодильник типа “жидкость-жидкость”, предназначенный для охлаждения двигателя, приводящего во вращение рабочее колесо, в спрямляющий аппарат за рабочим колесом установлен опорный подшипник, обеспечивающий поджатие струи по внутреннему диаметру сопла. Опорный подшипник выполнен резинометаллическим.

Выполнение одного люка с крышкой широкими размещенными над рабочим колесом и перекрывающими всю плоскость рабочего колеса за счет скошенного фланца корпуса рабочего колеса обеспечивают упрощение монтажа и демонтажа рабочего колеса.

Опорный подшипник, установленный за рабочим колесом в спрямляющем аппарате, обеспечивает поджатие струи по внутреннему диаметру сопла.

Наличие холодильника типа “жидкость-жидкость” дает возможность эффективного охлаждения рабочего двигателя за счет потока воды, проходящей через водометный движитель и исключает применения системы охлаждения двигателя с радиатором.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где изображен общий вид водометного движителя.

Водометный движитель (фиг.1) включает водовод с приемным туннелем (1), спрямляющий аппарат с соплом (2), установленный перед реверсивно-рулевым устройством (3), рабочее колесо (4) размещенное в корпусе (5), связанное с гребным валом (12), люк (6) с крышкой (7), решетку водозаборника (8) туннеля, холодильник (9) типа “жидкость-жидкость”, встроенный в водовод приемного туннеля (1) перед корпусом (5) рабочего колеса (4) для охлаждения двигателя (10), приводящего во вращение рабочее колесо (4), в спрямляющий аппарат (2) за рабочим колесом (4) установлен опорный подшипник (11), упорный подшипник (13), установленный на гребном валу (12).

Демонтаж рабочего колеса (4) производится на плаву, так как широкий люк (6) корпуса рабочего колеса (5) находится выше ватерлинии и нет опасности затопления отсека, при этом гребной вал (12) сдвигается в нос при отсоединении упорного подшипника (13). Корпус спрямляющего аппарата (2) и рабочего колеса (5) могут подвергаться износу, конструкция водометного движителя обеспечивает их замену.

Разборка водометного движителя при проведении осмотра, профилактических и ремонтных работ осуществляется следующим образом: открывают крышку (7) люка (6) размещенного над рабочим колесом (4), при этом гребной вал (12) сдвигается в нос, а рабочее колесо (4) снимается. Очистка решетки водозаборника (8) производится через люк (6) корпуса рабочего колеса (5). Таким образом все работы по осмотру и ремонту рабочего колеса (4) заявляемого водометного движителя могут выполняться без подъема судна из воды. Профилактические работы проводятся без демонтажа реверсивно-рулевого устройства (3).

Литература

1. А.С. 488754 B 63 h 5/14. Водометный движитель.

2. А.С. 788584 B 63 h 11/10. Бейлин И.Я. Водометный движитель.

Формула изобретения

1. Водометный движитель, включающий водовод с приемным туннелем, спрямляющий аппарат, установленный в сопле, рабочее колесо, размещенное в его корпусе и связанное с гребным валом, опорный подшипник, отличающийся тем, что в корпусе рабочего колеса выполнен люк с крышкой, размещенный над рабочим колесом и перекрывающий всю плоскость рабочего колеса для монтажа и демонтажа рабочего колеса на плаву, осмотра и очистки решетки водозаборника туннеля, причем носовой фланец корпуса рабочего колеса выполнен скошенным для обеспечения возможности изъятия корпуса рабочего колеса для замены и ремонта, в водовод приемного туннеля перед корпусом рабочего колеса встроен холодильник типа “жидкость-жидкость” для охлаждения двигателя, приводящего во вращение рабочее колесо, а в спрямляющий аппарат за рабочим колесом установлен опорный подшипник.

2. Водометный движитель по п.1, отличающийся тем, что опорный подшипник выполнен резинометаллическим.

РИСУНКИ

Categories: BD_2276000-2276999