|
(21), (22) Заявка: 2004136911/11, 16.12.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
16.12.2004
(45) Опубликовано: 10.05.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2158211 C1, 27.10.2000. GB 2305645 А, 16.04.1997. WO 92/06877 A1, 30.04.1992. ЕР 0738642 A1, 23.10.1996.
Адрес для переписки:
199106, Санкт-Петербург, В.О., 21 линия, 2, СПГГИ (ТУ), патентный отдел
|
(72) Автор(ы):
Толстунов Сергей Андреевич (RU), Мозер Сергей Петрович (RU), Толстунов Антон Сергеевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет) (RU)
|
(54) МОНОРЕЛЬСОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА
(57) Реферат:
Изобретение относится к области транспорта. Монорельсовая транспортная система содержит силовой привод, транспортное средство, выполненное в виде кузова с бортовыми и торцевыми стенками, крышей, днищем и несущей части, которое с помощью опорных и направляющих колесных пар с осями вращения размещено на транспортной балке. Опорные и направляющие колесные пары взаимодействуют с одноименными поверхностями транспортной балки, установленной и закрепленной на опорах. Колесные пары расположены вне габаритов кузова. Монорельсовая транспортная система содержит также привод, жестко закрепленный на несущей части и приводящий транспортное средство в движение, на который подается крутящий момент от силового привода. Транспортное средство выполнено с возможностью перемещения кузова в плоскости, перпендикулярной к направлению движения, снабжено стояночными тормозами, расположенными между несущей частью транспортного средства и транспортной балкой, дисковыми тормозами, расположенными на осях опорных колес, подключенными к гидронасосу, связанному с силовым приводом и приводом фиксаторов кузова относительно несущей части, закрепленных на торцах кузова. В результате расширяется область применения устройств данного типа за счет устранения необходимости строительства стационарных остановок для посадки и высадки пассажиров. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области транспорта, в частности к транспортным системам с путевой структурой, родственной путям подвесного и эстакадного типов, и может быть использовано при создании скоростных дорог для больших городов и междугородных сообщений, в том числе в условиях сильнопересеченной местности, гор, пустынь, при построении многорельсовых или монорельсовых межцеховых транспортных структур рассредоточенных производственных предприятий и их объединений, а также в городских условиях параллельно с существующими видами транспорта.
Известна подвесная монорельсовая транспортная система (патент РФ №2219082, В 61 В 13/04, B 60 L 13/03, Е 01 В 25/10, 2003.12.20). В транспортной системе имеется ходовой путь в виде балки с узким вертикальным ребром, боковыми элементами жесткости и закрепленными в ее нижней части вторичными элементами линейного электродвигателя. Транспортное средство снабжено активными элементами линейного двигателя. Балка выполнена сборной. Вертикальное ребро представляет собой одно- или многослойную упругую несущую ленту, которая по всей длине, за исключением мест крепления к опорам, снабжена в верхней части четырьмя боковыми упругими ленточными элементами, каждый из которых предварительно плавно изогнут под углом 90°. Горизонтальные участки боковых упругих ленточных элементов соединены попарно между собой, а вертикальные – с несущей лентой. Вторичные элементы линейного электродвигателя представляют собой два продольно-зубчатых шихтованных магнитопровода, симметрично закрепленных по обеим сторонам несущей ленты, а активными элементами линейного электродвигателя служат продольные U-образные электромагниты. Ходовой путь системы характеризуется максимальной жесткостью при минимальном расходе материала. Недостатком данного устройства является узкая область применения, связанная с необходимостью строительства стационарных остановок для посадки и высадки пассажиров.
Известна монорельсовая транспортная система конвертируемого типа, принятая за прототип (патент РФ №2158211, В 61 В 13/04, В 61 В 5/00, 2000.10.27). Система содержит транспортные средства с кузовом, бортовыми и торцевыми стенками, крышей, днищем, опорными и направляющими колесными парами, а также тяговым приводом. В состав системы входит, по меньшей мере, одна транспортная балка с опорными и направляющими поверхностями. Кузов транспортного средства снабжен замкнутыми силовыми рамами, ориентированными в продольном по отношению к кузову направлении. При этом узлы крепления колесных пар жестко скреплены с силовыми рамами кузова. В данном случае система может быть реализована как навесной, так и подвесной. Недостатком данного устройства является узкая область применения, связанная с необходимостью строительства стационарных остановок для посадки и высадки пассажиров.
Техническим результатом изобретения является расширение области применения устройств данного типа за счет устранения необходимости строительства стационарных остановок для посадки и высадки пассажиров.
Технический результат достигается тем, что монорельсовая транспортная система, содержащая силовой привод, транспортное средство, выполненное в виде кузова с бортовыми и торцевыми стенками, крышей, днищем и несущей части, которое с помощью опорных и направляющих колесных пар с осями вращения размещено на транспортной балке, при этом опорные и направляющие колесные пары взаимодействуют с одноименными поверхностями транспортной балки, установленной и закрепленной на опорах, причем колесные пары расположены вне габаритов кузова, согласно изобретению содержит привод, жестко закрепленный на несущей части и приводящий транспортное средство в движение, на который подается крутящий момент от силового привода, транспортное средство выполнено с возможностью перемещения кузова в плоскости, перпендикулярной к направлению движения, снабжено стояночными тормозами, расположенными между несущей частью транспортного средства и транспортной балкой, дисковыми тормозами, расположенными на осях опорных колес, подключенными к гидронасосу, связанному с силовым приводом и приводом фиксаторов кузова относительно несущей части, закрепленных на торцах кузова.
Технический результат достигается также тем, что транспортное средство снабжено осветительными приборами.
Технический результат достигается также тем, что ось транспортной балки совмещена с трассами других видов транспорта.
Технический результат достигается также тем, что на опорные поверхности транспортной балки нанесен фрикционный слой.
Технический результат достигается также тем, что транспортное средство снабжено механическими скалывателями льда, выполненными в виде вращающихся зубчатых колес, контактирующих с опорными поверхностями транспортной балки и расположенных впереди опорных колесных пар.
Технический результат достигается также тем, что кузов транспортного средства снабжен дополнительными колесами.
Технический результат достигается также тем, что транспортное средство снабжено мобильным гибким ограждением с предупреждающим знаком.
Технический результат достигается также тем, что силовой привод выполнен в виде дизель-генератора и исполнительных электродвигателей.
Применение предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом позволит расширить область применения устройств данного типа за счет устранения необходимости строительства стационарных остановок для посадки и высадки пассажиров.
Монорельсовая транспортная система поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена система, схематический вид сбоку по стрелке С, на фиг.2 изображена система, разрез Б-Б, на фиг.3 изображена система, разрез по линии А-А, на фиг.4 изображена схема работы транспортной системы.
На чертежах представлены:
1 – кузов транспортного средства с бортовыми и торцевыми стенками, крышей, днищем;
2 – опорная колесная пара с осями вращения;
3 – направляющая колесная пара с осями вращения;
4 – транспортная балка с направляющими и опорными поверхностями;
5 – несущая часть транспортного средства;
6 – гибкий трос, наматываемый на лебедку 7;
7 – лебедка;
8 – вал поворотной платформы;
9 – поворотные платформы;
10 – опоры транспортных балок 4;
11 – привод транспортного средства;
12 – силовой привод, выполненный, например, в виде дизель-генератора и исполнительных электровигателей;
13 – гидронасос;
14 – дисковые тормоза, жестко закрепленные относительно осей опорных колесных пар 2;
15 – стояночные тормоза, расположенные между несущей частью транспортного средства 5 и транспортной балкой 4;
16 – звенья несущей части 5 транспортного средства, скругленные по торцам, соединенные подвижными сцепками 23, выполненными, например, в виде двухзвенной цепи, зафиксированной пальцами в телах противоположных звеньев 16;
17 – устройства сцепления с другим транспортным средством;
18 – осветительные приборы транспортного средства;
19 – механические скалыватели льда, выполненные, например, в виде свободно вращающихся зубчатых колес, контактирующих с опорными поверхностями транспортной балки 4 и расположенных впереди опорных 2 колесных пар;
20 – дополнительные колеса транспортного средства, расположенные в нижней части кузова 1;
21 – фиксаторы транспортного средства относительно несущей части 5 с ребрами жесткости;
22 – несущая часть фиксаторов транспортного средства с ребрами жесткости;
23 – сцепки звеньев 16 несущей части 5 транспортного средства, выполненные, например, в виде двухзвенной цепи.
Монорельсовая транспортная система содержит транспортную балку 4 с опорными и направляющими поверхностями, установленную и закрепленную на опорах 10. На транспортной балке 4 с помощью опорной 2 и направляющей 3 колесных пар размещают транспортное средство, выполненное в виде кузова 1 транспортного средства с бортовыми и торцевыми стенками, крышей, днищем и несущей части 5 транспортного средства. Кузов 1 и несущая часть 5 транспортного средства связаны гибким тросом 6, наматываемым на лебедку 7. На несущей части 5 жестко закрепляют привод 11 транспортного средства. Привод 11 транспортного средства соединен с силовым приводом 12, выполненным, например, в виде дизель-генератора и исполнительных электродвигателей, предназначенной для обеспечения автономности работы транспортного средства. Опорная 2 и направляющая 3 колесные пары транспортного средства, а также привод 11 транспортного средства связаны с несущей частью 5 транспортного средства через валы 8 поворотных платформ 9. Несущую часть 5 транспортного средства образуют из скругленных по внутренним торцам звеньев 16, соединенных подвижными сцепками 23, выполненными, например, в виде двухзвенной цепи, зафиксированной пальцами в противоположных звеньях 16. По торцам транспортного средства размещают устройства сцепления 17 с другим транспортным средством, а также осветительные приборы 18. Перед опорными колесными парами 2 транспортного средства закрепляют и вводят в контакт с опорными поверхностями транспортной балки 4 механические скалыватели льда 19, выполненные, например, в виде свободно вращающихся зубчатых колес. На торцах кузова 1 и несущей части 5 транспортного средства жестко закрепляют соответственно фиксаторы 21 и несущую 22 часть фиксаторов с ребрами жесткости. Несущую часть 22 фиксаторов связывают с гидронасосом 13. На оси вращения опорных колесных пар 2 жестко относительно них закрепляют дисковые тормоза 14. Между несущей частью 5 транспортного средства и транспортной балкой 4 размещают стояночные тормоза 15.
Монорельсовая транспортная система работает следующим образом. При приведении транспортного средства в движение его снимают со стояночных тормозов 15с помощью гидронасоса 13, работающего от силового привода 12. На привод 11 транспортного средства подают крутящий момент от силового привода 12 и приводят транспортное средство в движение. При проезде скругленных частей транспортной балки 4 звенья 16, скругленные по внутренним торцам, перемещаются друг относительно друга за счет подвижного соединения с помощью сцепок 23. Также поворачиваются поворотные платформы 9 на валах 8 поворотных платформ. За счет этого происходит беспрепятственный проезд транспортным средством скругленных частей транспортных балок 4. Для передвижения транспортного средства в темное время суток используют осветительные приборы 18. Для автономного перегона с помощью, например, автотранспорта и опоры при спуске кузов 1 транспортного средства снабжен дополнительными колесами 20. При передвижении в условиях отрицательных температур используют механические скалыватели 19 льда, находящиеся в контакте с транспортной балкой 4 и опережающие по ходу движения опорные колесные пары 2. За счет свободного вращения при движении транспортного средства и контакта с опорными поверхностями транспортной балки 4 скалыватели 19 льда своими зубьями разрушают лед, находящийся на опорных поверхностях транспортной балки 4. Для повышения сил сцепления на опорные поверхности транспортной балки 4 возможно нанесение фрикционного состава. Для остановки транспортного средства используют дисковые тормоза 14, включаемые в работу с помощью гидронасоса 13. После этого транспортное средство застопоривают стояночными тормозами 15. Затем с помощью гидронасоса 13 отключают фиксаторы 21. После отключения фиксаторов 21 кузов 1 транспортного средства с помощью гибких тросов 6 и лебедок 7 опускают до жесткой или подвижной опоры в плоскости, перпендикулярной к направлению движения. После посадки или высадки пассажиров, а также погрузки или выгрузки груза кузов 1 поднимают, закрепляют с помощью фиксаторов 21 на несущей части 5 транспортного средства. Далее приводят транспортное средство в движение в вышеописанной последовательности.
Основным преимуществом предлагаемой транспортной системы является возможность ее использования для пассажироперевозок в городской черте параллельно с другими видами транспорта. Возможно совмещение оси транспортной балки 4 с трассами других видов транспорта, например вдоль существующих троллейбусных путей с частичным переносом троллей на расстояние, обеспечивающее безопасную эксплуатацию предлагаемого транспортного средства. Высоту установки транспортной балки 4 принимают из условия обеспечения параллельной эксплуатации существующих транспортных средств и предлагаемой монорельсовой транспортной системы. Возможно совмещение оси транспортной балки 4 в плане с трассами передвижения автомобильного, речного и рельсового транспорта. Для повышения безопасности эксплуатации предлагаемой транспортной системы при спуске и подъеме кузова 1 транспортное средство может быть снабжено мобильным гибким ограждением с предупреждающим знаком, сворачиваемым и разворачиваемым соответственно при подъеме и спуске кузова 1 транспортного средства.
Применение монорельсовой транспортной системы обеспечивает следующие преимущества:
– расширение области применения устройств данного типа;
– возможность использования устройств параллельно с другими видами городского пассажирского транспорта;
– повышение пропускной способности городских улиц по пассажиропотоку.
Формула изобретения
1. Монорельсовая транспортная система, содержащая силовой привод, транспортное средство, выполненное в виде кузова с бортовыми и торцевыми стенками, крышей, днищем и несущей части, которое с помощью опорных и направляющих колесных пар с осями вращения размещено на транспортной балке, при этом опорные и направляющие колесные пары взаимодействуют с одноименными поверхностями транспортной балки, установленной и закрепленной на опорах, причем колесные пары расположены вне габаритов кузова, отличающаяся тем, что содержит привод, жестко закрепленный на несущей части и приводящий транспортное средство в движение, на который подается крутящий момент от силового привода, транспортное средство выполнено с возможностью перемещения кузова в плоскости, перпендикулярной направлению движения, снабжено стояночными тормозами, расположенными между несущей частью транспортного средства и транспортной балкой, дисковыми тормозами, расположенными на осях опорных колес, подключенными к гидронасосу, связанному с силовым приводом и приводом фиксаторов кузова относительно несущей части, закрепленных на торцах кузова.
2. Монорельсовая транспортная система по п.1, отличающаяся тем, что транспортное средство снабжено осветительными приборами.
3. Монорельсовая транспортная система по п.1, отличающаяся тем, что ось транспортной балки совмещена с трассами других видов транспорта.
4. Монорельсовая транспортная система по п.1, отличающаяся тем, что на опорные поверхности транспортной балки нанесен фрикционный слой.
5. Монорельсовая транспортная система по п.1, отличающаяся тем, что транспортное средство снабжено механическими скалывателями льда, выполненными в виде вращающихся зубчатых колес, контактирующих с опорными поверхностями транспортной балки и расположенных впереди опорных колесных пар.
6. Монорельсовая транспортная система по п.1, отличающаяся тем, что кузов транспортного средства снабжен дополнительными колесами.
7. Монорельсовая транспортная система по п.1, отличающаяся тем, что транспортное средство снабжено мобильным гибким ограждением с предупреждающим знаком.
8. Монорельсовая транспортная система по п.1, отличающаяся тем, что силовой привод выполнен в виде дизель-генератора и исполнительных электродвигателей.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 17.12.2006
Извещение опубликовано: 27.08.2008 БИ: 24/2008
|
|