(21), (22) Заявка: 2004133990/02, 22.11.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
22.11.2004
(45) Опубликовано: 10.05.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2217288 C2, 27.11.2003. SU 1749565 A1, 23.07.1992. SU 1751508 A1, 30.07.1992. RU 2130372 C1, 20.05.1999. RU 2006701 С1, 30.01.1994. GB 2012011 А, 18.07.1979.
Адрес для переписки:
347740, Ростовская обл., г. Зерноград, ул. Ленина, 21, АЧГАА, патентный отдел
|
(72) Автор(ы):
Серегин Александр Анатольевич (RU), Псюкало Сергей Петрович (RU), Калинин Александр Александрович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия (RU)
|
(54) СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА
(57) Реферат:
Изобретение относится к ремонту подшипниковых узлов. Способ включает разборку подшипникового узла, дефектовку деталей, комплектовку, осуществляемую подбором комплекта прокладок. Толщину комплекта прокладок определяют по приведенной формуле. Сборку подшипникового узла осуществляют с установкой комплекта прокладок между торцом наружного кольца, по меньшей мере, одного из изношенных подшипников и крышкой. Используют комплект прокладок в виде, по меньшей мере, одного резинометаллического кольца. Наружный и внутренний диаметры кольца, соответственно, равны диаметру посадочной поверхности и диаметру борта наружного кольца подшипника. Регулировку радиального зазора в подшипниках выполняют путем затяжки болтов. В результате повышается надежность подшипникового узла, облегчается его эксплуатация и обслуживание. 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ремонте подшипниковых узлов в любой отрасли.
Известен способ ремонта подшипникового узла /1/, включающий его разборку, дефектовку, комплектовку и сборку.
Недостатком такого способа ремонта подшипникового узла является в большинстве случаев замена изношенного подшипника вследствие увеличенного радиального зазора и восстановление размерных характеристик отверстия корпуса в результате износа. Замена изношенного подшипника на новый или отремонтированный соответствующего типоразмера существенно повышает себестоимость ремонта, а восстановление размерных характеристик отверстия корпуса наплавкой, постановкой втулок или применением эпоксидных смол требует специального оборудования и дополнительных затрат.
Известен способ ремонта подшипникового узла /2/, принятый за прототип, включающий его разборку, дефектовку деталей, комплектовку, осуществляемую подбором комплекта прокладок, толщину которого определяют по выражению:
где S – толщина комплекта прокладок;
DT1 – диаметр тела качения первого изношенного подшипника;
DT2 – диаметр тела качения второго изношенного подшипника;
gR1 – радиальный зазор в первом изношенном подшипнике;
gR1 – радиальный зазор во втором изношенном подшипнике;
и сборку подшипникового узла с установкой комплекта прокладок между торцом наружного кольца, по меньшей мере, одного из изношенных подшипников и крышкой.
Недостатками этого способа ремонта подшипникового узла является то, что при установке комплекта прокладок между торцом наружного кольца и крышкой необходимо предусмотреть тепловой зазор. В противном случае, уже в начальный период работы узла все тела качения окажутся защемленными между кольцами, что приведет к возрастанию момента сопротивления и аварийному выходу подшипникового узла из строя.
Кроме того, в процессе эксплуатации отремонтированного узла радиальный зазор в изношенных подшипниках будет продолжать увеличиваться, а следовательно, необходима его постоянная корректировка. В известном способе ремонта это возможно путем замены комплекта прокладок другим.
Предлагаемым изобретением решается задача повышения надежности подшипникового узла с одновременной регулировкой радиального зазора в изношенных подшипниках, что значительно облегчает эксплуатацию и техническое обслуживание отремонтированных подшипниковых узлов.
Для достижения поставленной задачи в предлагаемом способе ремонта подшипникового узла, включающем его разборку, дефектовку деталей, комплектовку, осуществляемую подбором комплекта прокладок, толщина которого определяется по выражению:
где S – толщина комплекта прокладок;
DT1 – диаметр тела качения первого изношенного подшипника;
DT2 – диаметр тела качения второго изношенного подшипника;
gR1 – радиальный зазор в первом изношенном подшипнике;
gR2 – радиальный зазор во втором изношенном подшипнике;
и сборку с установкой комплекта прокладок между торцом наружного кольца, по меньшей мере, одного из изношенных подшипников и крышкой.
После установки комплекта прокладок, выполненных из резинометаллических элементов в виде, по меньшей мере, одного кольца, наружный и внутренний диаметры которого соответственно равны диаметру посадочной поверхности и диаметру борта наружного кольца подшипника, выполняют регулировку радиального зазора в изношенных подшипниках путем затяжки болтов крышки.
Изобретение поясняется чертежом.
На чертеже изображен подшипниковый узел в разрезе. Подшипниковый узел включает вал 1, корпус 2, изношенные подшипники качения 3, крышку 4, комплект прокладок 5, выполненных из резинометаллических элементов в виде, по меньшей мере, одного кольца, наружный и внутренний диаметры которого соответственно равны диаметру посадочной поверхности и диаметру борта наружного кольца подшипника 3, и болты 6 крышки 4.
Способ ремонта подшипникового узла осуществляется следующим образом. После его разборки и дефектовки производят комплектовку подбором комплекта прокладок 5 из резинометаллических элементов в виде, по меньшей мере, одного кольца, наружный и внутренний диаметры которого соответственно равны диаметру посадочной поверхности и диаметру борта наружного кольца подшипника качения 3. После этого производят сборку подшипникового узла, установив между торцом наружного кольца одного из изношенных подшипников качения 3 и крышкой 4 комплект прокладок 5. Осуществляя затяжку болтов 6 крышки 4, перемещают наружное кольца изношенного подшипника качения 3 относительно внутреннего. При этом тела качения начинают контактировать с боковыми поверхностями желобов, а радиальный зазор и осевая игра уменьшаются.
Регулируя усилие затяжки болтов 6 крышки 4 и соответственно деформацию комплекта прокладок, можно варьировать величиной радиального зазора (натяга) в широких пределах.
Источники информации
1. А.А.Моисеев, Г.Л.Гальперин. Тракторные подшипники качения. – М.: Колос, 1979, 112 с., с.71…96 – аналог.
2. Патент RU №2217288, МПК7 В 23 Р 6/00, 2003, бюл. №33 – прототип.
Формула изобретения
Способ ремонта подшипникового узла, включающий его разборку, дефектовку деталей, комплектовку, осуществляемую подбором комплекта прокладок, толщину которого определяют по выражению
где S – толщина комплекта прокладок;
DT1 – диаметр тела качения первого изношенного подшипника;
DT2 – диаметр тела качения второго изношенного подшипника;
gR1 – радиальный зазор в первом изношенном подшипнике;
gR2 – радиальный зазор во втором изношенном подшипнике;
и сборку подшипникового узла с установкой комплекта прокладок между торцом наружного кольца, по меньшей мере, одного из изношенных подшипников и крышкой, отличающийся тем, что после установки комплекта прокладок, выполненных из резинометаллических элементов в виде, по меньшей мере, одного кольца, наружный и внутренний диаметры которого соответственно равны диаметру посадочной поверхности и диаметру борта наружного кольца подшипника, выполняют регулировку радиального зазора в изношенных подшипниках путем затяжки болтов крышки.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 23.11.2006
Извещение опубликовано: 10.07.2008 БИ: 19/2008
|