(21), (22) Заявка: 2003116105/12, 29.05.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
29.05.2003
(30) Конвенционный приоритет:
02.10.2002 DE 10246242.9
(43) Дата публикации заявки: 27.12.2004
(45) Опубликовано: 20.04.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
DE 4035846 A1, 06.06.1991. US 5356091 A1, 18.10.1994. RU 2067392 C1, 10.10.1996.
Адрес для переписки:
129010, Москва, ул. Б.Спасская, 25, стр.3, ООО “Юридическая фирма Городисский и Партнеры”, пат.пов. С.А.Дорофееву
|
(72) Автор(ы):
ГРУБЕР Герхард (DE), БАУМГАРТНЕР Вальтер (DE)
(73) Патентообладатель(и):
ОКУМА ФИШИНГ ТАКЛ КО., ЛТД. (CN)
|
(54) РЫБОЛОВНАЯ КАТУШКА (ВАРИАНТЫ)
(57) Реферат:
Изобретение относится к рыболовной оснастке. Рыболовная катушка имеет бобину для хранения лески, трансмиссионный узел для приведения бобины в возвратно-поступательное движение вдоль ее продольной оси и рукоятку для приведения трансмиссионного узла. Трансмиссионный узел имеет первое колесо, приводимое рукояткой, и второе колесо, приводимое первым колесом, при этом, по меньшей мере, одно из первого и второго колес является круглым колесом с эксцентриситетом. Второе колесо имеет штырек, взаимодействующий со щелью направляющего устройства, а бобина имеет стержневую ось, соединенную с направляющим устройством. Изобретение позволяет наматывать леску на бобину с равномерным распределением. 12 з.п. ф-лы, 13 ил.
Настоящее изобретение относится в основном к рыболовной оснастке, и более конкретно, к рыболовной катушке, способной наматывать леску с равномерным распределением.
Обычная катушка рыболовной удочки содержит трансмиссионный узел, имеющий зубчатую передачу и направляющее средство с прямой щелью. Такой тип трансмиссионного узла применяется в бобине с узким фиксатором. Легко понять, что если ширина фиксатора увеличена, а его диаметр оставлен без изменения, то больше лески может быть намотано на бобину. Однако больше лески наматывается на бобину у противоположных ее торцов, поскольку бобина имеет меньшую скорость при предельных значениях возвратно-поступательного движения. Скорость смещения бобины уменьшается до нуля, когда она подходит к предельным значениям возвратно-поступательного движения, но бобина удерживается на фиксированной скорости вращения. Поэтому больше лески намотано на участки, примыкающие к противоположным торцам бобины. В этих условиях леска всегда закручивается или образует петли, когда леску раскручивают.
Немецкий патент DE 4035846 С2 раскрывает усовершенствованную рыболовную катушку, способную изменять скорость возвратно-поступательного движения бобины для намотки на нее лески с равномерным распределением. Такое изобретение имеет направляющее устройство с S-образной щелью, но оно не функционирует хорошо, когда бобина имеет большую ширину. Патент США №5356091 раскрывает другую усовершенствованную рыболовную катушку, у которой бобина движется с заданным возвратно-поступательным движением. Такое изобретение имеет сложную конструкцию, весьма чувствительную к нагрузке и имеющую высокую стоимость изготовления.
Основной технической задачей настоящего изобретения является создание катушки для рыболовной удочки, в которой леска может быть намотана на бобину с равномерным распределением.
Данная техническая задача решается за счет того, что в рыболовной катушке, содержащей бобину для хранения на ней лески, трансмиссионный узел для приведения бобины в возвратно-поступательное движение вдоль продольной оси, и рукоятку для приведения трансмиссионного узла для намотки лески на бобину, согласно настоящему изобретению трансмиссионный узел имеет первое колесо, приводимое рукояткой, и второе колесо, взаимодействующее с первым колесом и приводимое первым колесом, в которой второе колесо имеет штырек, взаимодействующий со щелью направляющего устройства, и бобина имеет стержневую ось, соединенную с направляющим устройством, причем первое колесо и второе колесо выполнены по существу круглыми колесами с эксцентриситетом.
Второе колесо может быть выполнено по существу эллиптическим, и первое колесо может быть выполнено круглым с эксцентриситетом.
Первое колесо может быть выполнено по существу эллиптическим, и второе колесо может быть выполнено круглым с эксцентриситетом.
Предпочтительно первое колесо и второе колесо являются зубчатыми колесами, находящимися в зацеплении друг с другом.
Предпочтительно число зубцов второго колеса больше числа зубцов первого колеса.
Щель направляющего устройства может быть выполнена прямой.
Щель направляющего устройства может быть выполнена изогнутой.
Предпочтительно угол между щелью и продольной осью бобины составляет меньше, чем 90 градусов.
Предпочтительно линия, соединяющая штырек второго колеса и ось вращения, отклонена от боковой оси второго колеса на угол .
Предпочтительно ось трансмиссионного узла, проходящая через оси вращения первого колеса и второго колеса, отклонена от стержневой оси бобины на угол .
Предпочтительно трансмиссионный узел содержит эллиптическое приводное колесо, приводимое рукояткой, и круглый червяк, имеющий осевое отклонение относительно продольной оси.
Предпочтительно рукоятка приводит во вращение первое колесо через трансмиссионный вал, причем трансмиссионный вал имеет третье колесо для привидения во вращение ротора, в результате чего леска наматывается на бобину.
Предпочтительно первое колесо и второе колесо выполнены круглыми с эксцентриситетом.
Далее изобретение будет пояснено более подробно со ссылками на чертежи, на которых:
Фиг.1 – боковой вид первого предпочтительного варианта выполнения настоящего изобретения.
Фиг.2 – боковой вид по стрелке II на Фиг.1,
Фиг.3 – вид щели согласно патенту DE 4035846 С2,
Фиг.4 – диаграмма траектории движения штырька согласно патенту DE 4035846 С2,
Фиг.5 – диаграмма траектории движения штырька согласно патенту DE 4035846 С2,
Фиг.6 – вид щели второго предпочтительного варианта выполнения настоящего изобретения,
Фиг.7 – диаграмма траектории движения штырька согласно второму предпочтительному варианту выполнения настоящего изобретения,
Фиг.8 – диаграмма траектории движения штырька согласно второму предпочтительному варианту выполнения настоящего изобретения,
Фиг.9 – вид щели первого предпочтительного варианта выполнения настоящего изобретения,
Фиг.10 – диаграмма траектории движения штырька согласно первому предпочтительному варианту выполнения настоящего изобретения,
Фиг.11 – диаграмма траектории движения штырька согласно первому предпочтительному варианту выполнения настоящего изобретения,
Фиг.12 – трансмиссионный узел согласно третьему предпочтительному варианту выполнения изобретения,
Фиг.13 – трансмиссионный узел согласно четвертому предпочтительному варианту выполнения изобретения.
Как показано на фиг.1 и 2, рыболовная катушка 1 согласно первому предпочтительному варианту выполнения изобретения содержит трансмиссионную ось 2, жестко соединенную с рукояткой 3 на ней для приведения во вращение третьего колеса 4. Третье колесо 4 приводит во вращение ротор 6 катушки 1 через малое зубчатое колесо 5. Ротор 6 наматывает леску 7 на бобину 8, имеющую заданный диаметр 9.
Первое колесо 10 является зубчатым колесом и приводится во вращение трансмиссионной осью 2. Первое колесо 10 находится в зацеплении со вторым колесом 11, имеющим центральную ось 12 вращения. Первое и второе колеса 10 и 11 образуют трансмиссионный узел. Первое колесо 10 выполнено круглым и имеет осевое смещение 13. Число зубцов второго колеса 11 превышает число зубцов первого колеса 10, иначе говоря, скорость вращения второго колеса 11 уменьшена, а иначе говоря, скорость вращения второго колеса 11 меньше скорости вращения рукоятки 3.
Второе колесо имеет штырек 14, установленный сбоку на нем с эксцентриситетом. Штырек 14 находится в зацеплении со щелью 15 направляющего устройства 16. Направляющее устройство 16 соединено со стержневой осью 18 бобины 8 через соединительную часть 17, так что направляющее устройство 16 приводит бобину 8 в возвратно-поступательное движение вдоль продольной оси 19. Два кольца 20 жестко прикреплены стержневой осью 18 и к направляющему устройству 16 на противоположной стороне соединительной части 17 соответственно. Если необходимо, стержневая ось 18 вращается вокруг своей центральной оси, и на корпусе катушки на задней стороне бобины 8 выполнено тормозное устройство 21.
Когда ширина 22 фиксатора 23 превышает заданный размер, то больше лески 7 наматывается вблизи противоположных торцов фиксатора 23 соответственно и образуются два выступа 24. Леска 7 путается при сматывании по направлению 26. Леска 25, намотанная согласно настоящему изобретению, имеет ровную наружную поверхность 27.
На фиг.3 показана щель 28 согласно известному немецкому патенту DE 4035846 С2, и на фиг.4 показана траектория движения 29, по которой штырек поворачивается из положения А на 360 градусов вращения и из полуположений 30 штырька, в которых направление продольной оси 19 является горизонтальным. На фиг.5 показана траектория движения штырька в зацеплении со щелью 28, причем координаты х показывают величину возвратно-поступательного движения, а координата у показывает относительный угол наклона штырька.
На фиг.4 и 5 показаны положения А, В, С и D штырька, в которых штырек и второе колесо повернуты на каждые 90 градусов, причем положения А и С являются предельными значениями возвратно-поступательного перемещения. Штырьку приходится поворачиваться на 90 градусов из одного положения в следующее положение. Поскольку второе колесо шарнирно закреплено на оси, жестко закрепленной на корпусе катушки, то иначе говоря, второе колесо не имеет перемещения относительно корпуса. Бобина завершает возвратно-поступательное движение, в то время как второе колесо поворачивается на 360 градусов.
На фиг.5 показаны две координаты х, причем верхняя координата х показывает положение возвратно-поступательное движения штырька из положения А через положение В в положение С, а нижняя координата х показывает возвратно-поступательное движение штырька из положения С через положение D обратно в положение А. Штырек ускоряется в положении А и положении С, которые являются предельными значениями возвратно-поступательного движения, и замедляется в положении В и положении D.
Для сравнения с известным изобретением, на фиг.6-8 показан второй предпочтительный вариант выполнения настоящего изобретения. На фиг.6 показана прямая щель 15, имеющая продольное направление, перпендикулярное продольной оси 19. На фиг.7 показаны первое колесо 10 и эллиптическое второе колесо 11, причем первое колесо 10 выполнено круглым с осевым отклонением 13 для поддержания первого колеса в зацеплении со вторым колесом 11. Отклонение 13 по существу равно половине большой оси эллипса и меньшей, чем малая ось эллипса второго колеса 11. Число зубцов второго колеса 11 в два раза больше числа зубцов первого колеса 10, для того чтобы колеса имели передаточное отношение 2:1. Второе колесо 11 вращается с переменной скоростью, в то время как рукоятка вращается с постоянной скоростью вращения.
На фиг.8 показана траектория движения штырька 14. Штырек 14 жестко закреплен на втором колесе 11 для приведения в движение направляющего устройства 16, движущегося из положения А через положение В в положение С и обратно в положение А из положения С через положение D. Изменение угла за единицу времени постоянно меняется, причем изменение угла в единицу времени уменьшается от положения А до положения В и от положения С до положения D и изменение угла в единицу времени увеличивается от положения В до положения С и от положения D до положения А. Иначе говоря, второе колесо 11 и штырек 14 замедляются от положения А до положения В и от положения С до положения D и ускоряются от положения В до положения С и от положения D до положения А.
Упомянутая кривая скорости и кривая скорости движения трансмиссионного узла наложены, что означает, что любое вращение рукоятки 3 заставляет бобину 8 двигаться с постоянной скоростью, так что наматываемая леска наматывается на бобину с равномерным распределением и штырек 14 отклоняется на угол от боковой оси 33 верхней высшей точки 32 второго колеса 11. На фиг.8 показана соответствующая диаграмма возвратно-поступательного движения.
На фиг.9-11 показан первый вариант выполнения настоящего изобретения со ссылкой на фиг.1, причем щель 15 отклонена от первоначального положения, в котором угол образован между щелью 15 и стержневой осью 18 (или продольной осью 19 бобины), так что перемещение возвратно-поступательного движения бобины 8 увеличивается. Между продолжением осей 35 и 12 первого колеса 10 и второго колеса 11 (или осью трансмиссионного узла) имеется угол , как показано на фиг.10. Такая конструкция заставляет меняться траекторию движения, для отклонений движения вперед и назад имеется компенсация, так что леска все еще наматывается на бобину с равномерным распределением.
Имеется множество конструкций, соответствующих идее настоящего изобретения. Как показано на фиг.13, рыболовная катушка согласно третьему предпочтительному варианту выполнения настоящего изобретения содержит трансмиссионный узел, имеющий эллиптическое первое колесо 39 и круглое второе колесо 40, находящееся в зацеплении с первым колесом 39, причем второе колесо 40 имеет осевое отклонение 41, и на втором колесе 40 имеется штырек 42. На фиг.13 показана рыболовная катушка согласно четвертому предпочтительному варианту выполнения настоящего изобретения, в котором трансмиссионный узел имеет круглое первое колесо 43 и круглое второе колесо 44, находящееся в зацеплении с первым колесом 43, причем первое и второе колеса соответственно имеют осевые смещения 45 и 46. Альтернативные конструкции, описанные выше, находятся в рамках объема настоящего изобретения.
Формула изобретения
1. Рыболовная катушка, содержащая
бобину для хранения на ней лески,
трансмиссионный узел для приведения бобины в возвратно-поступательное движение вдоль продольной оси и
рукоятку для приведения трансмиссионного узла для намотки лески на бобину,
в которой трансмиссионный узел имеет первое колесо, приводимое рукояткой, и второе колесо, взаимодействующее с первым колесом и приводимое первым колесом, причем второе колесо имеет штырек, взаимодействующий с щелью направляющего устройства, и бобина имеет стержневую ось, соединенную с направляющим устройством, при этом, по меньшей мере, одно из первого и второго колес является круглым колесом с эксцентриситетом.
2. Рыболовная катушка по п.1, в которой второе колесо является, по существу, эллиптическим колесом и первое колесо является круглым колесом с эксцентриситетом.
3. Рыболовная катушка по п.1, в которой первое колесо является, по существу, эллиптическим колесом и второе колесо является круглым колесом с эксцентриситетом.
4. Рыболовная катушка по п.1, в которой первое колесо и второе колесо являются зубчатыми колесами, зацепляемыми друг с другом.
5. Рыболовная катушка по п.4, в которой число зубцов второго колеса больше числа зубцов первого колеса.
6. Рыболовная катушка по п.1, в которой щель направляющего устройства выполнена прямой.
7. Рыболовная катушка по п.1, в которой щель направляющего устройства выполнена изогнутой.
8. Рыболовная катушка по п.1, в которой угол , образованный между длиной щели и продольной осью бобины, составляет меньше 90 градусов.
9. Рыболовная катушка по п.1, в которой линия, соединяющая штырек второго колеса и ось вращения, отклонена от боковой оси второго колеса на угол .
10. Рыболовная катушка по п.1, в которой ось трансмиссионного узла, проходящая через оси вращения первого колеса и второго колеса, отклонена от стержневой оси бобины на угол .
11. Рыболовная катушка по п.1, в которой трансмиссионный узел содержит эллиптическое приводное колесо, приводимое рукояткой, и круглый червяк, имеющий осевое отклонение относительно продольной оси.
12. Рыболовная катушка по п.1, в которой рукоятка приводит во вращение первое колесо через трансмиссионный вал, причем трансмиссионный вал имеет третье колесо для приведения во вращение ротора, в результате чего леска наматывается на бобину.
13. Рыболовная катушка по п.1, в которой первое колесо и второе колесо являются круглыми колесами с эксцентриситетом.
РИСУНКИ
|