Патент на изобретение №2273977

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2273977 (13) C2
(51) МПК

A01B49/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002128600/12, 24.10.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.10.2002

(30) Конвенционный приоритет:

24.05.2002 UA 2002054252

(43) Дата публикации заявки: 27.04.2004

(45) Опубликовано: 20.04.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
UA 40869 А, 15.08.2001. UA 41134 А, 15.08.2001. UA 41134 А, 15.08.2001. RU 2043005 C1, 10.09.1995. RU 20032191 C1, 10.04.1995.

Адрес для переписки:

91057, г. Луганск, кварт. Волкова, 8, кв.20, В.В.Калюжному

(72) Автор(ы):

Зелинский Николай Здиславович (UA)

(73) Патентообладатель(и):

Зелинский Николай Здиславович (UA)

(54) КОМБИНИРОВАННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АГРЕГАТ ДЛЯ СКОРОСТНОЙ ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ

(57) Реферат:

Изобретение предназначено для боронования почвы любым самоходным энергонасыщенным транспортным средством и может быть использовано в сельскохозяйственном машиностроении. Агрегат содержит самоходное транспортное средство, раму и соединенный с нею гибкий рабочий орган. Рабочий орган выполнен в виде цепного вращающегося шлейфа с рыхлящими зубьями. Агрегат также содержит два блока дисковых борон. Диски борон установлены с наклоном и с возможностью перекатывания. Рама агрегата содержит элементы механизма натягивания цепного шлейфа. Агрегат дополнительно снабжен почворезами с подвижными ножами, которые установлены на раме впереди блоков дисковых борон. Валы и распорные втулки борон выполнены массивными, а диски имеют зубья с износостойкой наплавкой кромок и направлены поочередно в разные стороны от плоскости диска. Блоки дисковых борон могут быть соединены с валом отбора мощности транспортного средства и выполнять роль третьего приводного ряда колес транспортного средства. Такое конструктивное выполнение позволит обеспечить минимальное сопротивление перемещению транспортного средства, равномерную обработку почвы по глубине слоя и высокую надежность работы агрегата. 1 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, предназначено для скоростной поверхностной обработки почвы после сбора урожая, для сохранения влаги, уничтожения сорняков, а также для подготовки почвы за один проход под посев зерновых, овощных, технических и лесохозяйственных культур в любой агроклиматической зоне и может быть использовано в агрегатах для подготовки почвы любым самоходным энергонасыщенным транспортным средством.

Известен сельскохозяйственный агрегат для поверхностной обработки почвы, который выполнен в виде гибкой широкозахватной бороны, содержащий раму и связанный с нею с возможностью вращения цепной шлейф с зубьями для рыхления почвы, которые закреплены на звеньях цепи. Длина каждого следующего звена больше чем длина предыдущего звена, причем длина каждого звена растет по мере отдаления от центра шлейфа к его концам. Каждое звено снабжено взаимно перпендикулярными зубьями, которые рыхлят почву. Зубья прикреплены перпендикулярно к продольной оси звена (см. патент России №2032291 по классу А 01 В 19/02, который опубликован 10.04.95 г. в Бюл. №10).

Поскольку гибкий шлейф прикреплен к раме с провисанием, то и его звенья расположены под постоянно переменным углом к направлению обработки почвы, следовательно, и зубья также располагаются под постоянно переменным углом. Поэтому ширина захвата обработки почвы зубьями каждого звена по длине шлейфа будет неодинаковой. Так, например, зубья центрального звена не имеют наклона к направлению движения транспортного средства, поэтому обрабатывают только полосу почвы шириной, которая равняется диаметру зуба. По мере отдаления от центрального звена шлейфа ширина полосы, которая обрабатывается зубьями каждого звена, растет, и на концевых участках шлейфа обработанные полосы даже перекрывают одна другую наполовину. Таким образом, использование известного сельскохозяйственного агрегата, который содержит цепной шлейф, закрепленный с провисанием, не обеспечивает равномерности обработки почвы по ширине захвата бороны: в центральной части захвата будут оставаться невозделанные продольные участки (полосы), а на концевых (крайних) участках захвата будет иметь место двойная обработка почвы за счет перекрытия пространства, которое обрабатывается зубьями смежного звена. Это является основным недостатком известного сельскохозяйственного агрегата.

Известен также сельскохозяйственный агрегат для поверхностной обработки почвы, который выполнен в виде Т-образной балки, развернутой своим поперечным элементом в сторону, противоположную перемещению транспортного средства. К поперечному элементу балки прикреплены с возможностью вращения вдоль своей оси гибкие цепные элементы, на каждом звене которых закрепленные четыре зуба, которые расположены попарно и взаимно перпендикулярно в одной плоскости. Модули цепных элементов закреплены на раме независимо один от другого и параллельно направлению движения транспортного средства. При движении транспортного средства гибкие цепные шлейфы вращаются относительно своей продольной оси и обрабатывают почву (см. патент Украины №17525 по классу А 01 В 19/02, который опубликован 31.10.94 г. в Бюл. №5).

Основным недостатком известного сельскохозяйственного агрегата является то, что его гибкие цепные элементы ориентированы вдоль линии движения транспортного средства. Поскольку почва обрабатывается только конечными частями зубьев, которые радиально отходят от звена цепи, то непосредственно под звеном цепи почва не будет обрабатываться, если цепной шлейф не вращать. В случае, когда цепные модули вращаются относительно своей продольной оси, зубья, осуществляя поперечное вращение относительно направления движения транспортного средства, будут изымать (выгребать) почву из-под звена цепи, образовывая продольные борозды. Таким образом, в любом случае: имеет ли место вращения цепного элемента, или нет – будет наблюдаться неравномерность обработки почвы. Поскольку цепные элементы установлены параллельно направлению движения транспортного средства, то их нужно оснащать дополнительными приводами принудительного вращения.

Известен также сельскохозяйственный агрегат для поверхностной обработки почвы, который содержит, по меньшей мере, два самоходных транспортных средства и объединенный с ними гибкий рабочий орган, который выполнен в виде цепного шлейфа с зубьями для рыхления почвы. На одном из транспортных средств закреплена кольцевая рама с прямоугольными дорожками, на которую установлена каретка с упором и роликами, которые поддерживают и взаимодействуют с упомянутыми дорожками. Гибкий цепной шлейф соединен одним концом с кареткой базового транспортного средства, а вторым – с другим дополнительным транспортным средством. Количество дополнительных транспортных средств может достигать шести штук. Дополнительные транспортные средства расположены радиально относительно базового транспортного средства. Все дополнительные транспортные средства перемещаются одновременно с базовым, а цепные шлейфы при этом обрабатывают поверхность почвы, которая находится между всеми транспортными средствами (см. патент России №2043005 по классу А 01 В 19/06, который опубликован 10.09.95 г. в Бюл. №25).

Основным недостатком известного технического решения является высокая энергоемкость процесса обработки почвы, что обусловлено одновременным использованием нескольких транспортных средств. Это приводит к неоправданному перерасходу горючего и к неэффективному использованию транспортных средств. Вторым недостатком известного технического решения является высокая сложность реализации процесса поверхностной обработки почвы. Это обусловлено необходимостью синхронного перемещения всех транспортных средств вместе на строго определенном расстоянии друг от друга. Третьим недостатком известного технического решения является низкая надежность работы сельскохозяйственного агрегата. Это связано с тем, что в сущности известный агрегат состоит из совокупности взаимосвязанных транспортных средств, цепных шлейфов и сложной навесной системы, которая расположена на базисном транспортном средстве. В случаях выхода со строя хотя бы одного транспортного средства или поломки хотя бы одного цепного шлейфа всю транспортную систему нужно немедленно остановить для устранения соответствующих причин, которые препятствуют его нормальной работе. Четвертым недостатком известного технического решения является низкое качество поверхностной обработки почвы. Это обусловлено конструктивными особенностями крепления цепных шлейфов к транспортным средствам: их концы (шлейфов) оказываются приподнятыми над поверхностью почвы и не вступают с ней в контакт, следовательно, около каждого транспортного средства образовывается полоса почвы, которая не обработана. Пятым недостатком известного технического решения является сложность конструкции и обслуживания сельскохозяйственного агрегата, что обусловлено наличием целого комплекса сложных узлов и механизмов, включая цепные шлейфы, кольцевую раму на базовом транспортном средстве и подвески на дополнительных транспортных средствах. Шестым недостатком известного технического решения является низкая эффективность поверхностной обработки почвы. Этот недостаток поясняется следующим. Поскольку зубья цепного шлейфа имеют цилиндрическую и заостренную на конце форму, то они не могут подрезать корни сорняков и ранее скошенных культур, т.е. через особенности конструкции зубьев последние осуществляют только точечную обработку почвы. Иначе говоря, корни не «вычесываются», а только «расчесываются» и остаются в почве, что не обеспечивает очистку полей от сорняков и других остатков растительности. Кроме того, при искусственном или естественном (дождь) поливе влага впитывается в почву и формирует в ней вертикальные каналы, через которые, в период отсутствия дождей или полива, происходит испарение влаги. Разрушение этих каналов предупреждает высыхание почвы, но точечный способ ее обработки не позволяет разрушать большинство этих каналов. Таким образом, известный агрегат, который имеет в качестве орудия обработки почвы только цепной рабочий орган, не обеспечивает эффективного изъятия из почвы корней растений и не обеспечивает сохранения влаги в почве, которая неизбежно отразится на будущей урожайности.

Наиболее близким по своей сущности и достигаемому эффекту, принимаемым за прототип, является сельскохозяйственный агрегат для скоростной поверхностной обработки почвы, который содержит самоходное транспортное средство, раму, соединенный с нею вертикальными упругими стойками для его крепления при помощи подшипников, выполненных в виде замкнутых цилиндрических корпусов с внутренними штоками, головки которых опираются на металлопластиковые втулки, гибкий рабочий орган, выполненный в виде цепного вращающегося шлейфа с рыхлящими зубьями, причем агрегат еще содержит два блока дисковых борон, диски которых установлены с наклоном с возможностью их перекатывания, установленных на раме впереди цепного шлейфа, а рама агрегата имеет элементы механизма натяжения цепного шлейфа. Наличие в агрегате двух блоков дисковых борон позволяет проводить предварительную подготовку поверхности почвы для дальнейшего «вычесывания» остатков растительного происхождения, дробление комьев земли и планирование поверхности почвы при помощи цепного шлейфа. Благодаря наклону зубьев в звене цепного шлейфа происходит планирование почвы и эффективное изымание растительных остатков. Вертикальные упругие стойки для крепления цепного шлейфа исключают их пластический изгиб в случаях перекосов транспортного средства и/или рамы агрегата, или их наезда на препятствия, или наезда на локальные неровности на поверхности почвы: впадины и возвышения. Благодаря наличию подшипников цилиндрической формы с металлопластиковыми или стеклопластиковыми втулками в корпусах, цепной шлейф может беспрепятственно вращаться относительно своей продольной оси и сохранять эту возможность до полного износа металлопластиковых или стеклопластиковых втулок (см. патент Украины №40869 по классу А 01 В 19/02, который опубликован 15.08.2001 г. в бюл. №7).

Основным недостатком известного сельскохозяйственного агрегата (а также всех ему подобных) является несовершенство дисков борон, которые используются в его конструкции. Этот недостаток поясняется следующим. Обычные диски борон могут быть плоскими или с изогнутой рабочей кромкой в одну сторону, сплошными или с зубьями. Диски могут быть расположены на валу под прямым углом или под любым другим углом. Все такие дисковые бороны при работе разрабатывают землю не параллельно плоскости почвы, а с неровностями, т.е. при обработке такими дисками, площадь разработанной почвы увеличивается, что приводит к увеличению потерь влаги и, как следствие, к потере будущего урожая, возникает потребность к дальнейшей подготовке почвы под посев, а это, в целом, приводит к большим энергетическим расходам на горючее и эксплуатацию почвообрабатывающей техники.

Вторым недостатком таких дисковых борон является то, что они имеют большое количество рабочих дисков, которые быстро изнашиваются и дорого стоят. Этот недостаток обусловлен тем, что каждый диск может обработать только узкую полосу почвы.

Третьим недостатком известного сельскохозяйственного агрегата является то, что при неравномерной обработке почвы его дисковыми боронами в слое, куда высеваются семена, будет наблюдаться неравномерное прорастание растений, поскольку подтяжка влаги к корням будет различной. В этом случае наблюдается разница во времени прорастания растений в размере до 50 процентов, что негативно отражается на урожайности сельскохозяйственных культур.

Четвертым недостатком известного сельскохозяйственного агрегата является ограниченность срока его эксплуатации, что обусловлено несовершенством конструкции блоков дисковых борон. Так, во время обработки почвы для того, чтобы диски постоянно находились в почве, нужно иметь раму большого веса. С учетом того, что диски оказывают большое сопротивление перемещению из-за трения, они создают существенный изгибающий момент на вал, на котором они расположены, и эта нагрузка передается на подшипники качения, которые и так тяжело работают в агрессивной и абразивной среде, какой является обрабатываемая почва. Это снижает производительность сельскохозяйственного агрегата, приводит к дополнительным расходам на ремонт, которые неизбежно отразятся на стоимости подготовительных работ.

Пятым недостатком известного сельскохозяйственного агрегата является то, что в его конструкции не предусмотрено наличия каких-либо орудий или приспособлений, которые бы содействовали работе дисковых борон, т.е. облегчили врезание дисков в почву и надежно подрезали корни растений.

В основу изобретения поставлена задача совершенствования конструкции сельскохозяйственного агрегата с одновременным повышением надежности его работы, упрощение технологии поверхностной обработки почвы с одновременным повышением эффективности этой операции, снижение энергоемкости с одновременным повышением качества процесса подготовки почвы под посев за один проход за счет дополнительного влияния на почву для предварительного подрезания корней и разрушения целостности поверхностного слоя почвы путем введения к конструкцию агрегата линейного режущего орудия и изменения конструкции дисков борон.

Решение поставленной задачи достигается тем, что комбинированный сельскохозяйственный агрегат для скоростной поверхностной обработки почвы, который содержит самоходное транспортное средство, раму, соединенный с нею вертикальными упругими стойками для его крепления при помощи подшипников, выполненных в виде замкнутых цилиндрических корпусов со внутренними штоками, головки которых опираются на металлопластиковые втулки, гибкий рабочий орган, выполненный в виде цепного вращающегося шлейфа с рыхлящими зубьями, причем агрегат еще содержит два блока дисковых борон, диски которых установлены с наклоном с возможностью их перекатывания, установленных на раме впереди цепного шлейфа, а рама агрегата имеет элементы механизма натяжения цепного шлейфа, согласно изобретению агрегат дополнительно снабжен почворезами с подвижными ножами или без таковых, которые установлены на раме в одну линию или в шахматном порядке впереди блоков дисковых борон, причем вес борон превышает вес рамы, а диски борон имеют поочередно направленные в разные стороны от плоскости диска зубья с износостойкой наплавкой режущих кромок.

В предложенном агрегате блоки дисковых борон соединены с валом отбора мощности транспортного средства для выполнения роли и третьего приводного ряда колес транспортного средства.

Почворезы предварительно разрезают почву на полосы, что облегчает работу дисковым боронам, а подвижные ножи надежно подрезают корни растений за всей шириной захвата почвы, которая обрабатывается предложенным сельскохозяйственным агрегатом.

Поскольку вес борон превышает вес рамы, что достигается, в частности, наличием массивных валов и распорных втулок дисковых борон, то позволяет переместить центр тяжести агрегата с рамы непосредственно на дисковые бороны, следовательно, тем самым снизить нагрузку на подшипники, т.е. улучшить условия их работы. А это, в свою очередь, позволяет отказаться от подшипников качения и использовать подшипники скольжения, которые не нуждаются в каких-либо смазках и обслуживании, имеют более значительную износостойкость.

Выполнение дисков борон с наплавленными зубьями позволяет увеличить их износостойкость и, таким образом, в несколько раз увеличить ресурс их работы, а отклонение зубьев в разные стороны позволяет уменьшить количество дисков в каждом блоке. Кроме того, при износе зубьев с одной стороны диск можно развернуть в противоположную сторону и продолжить его использование.

Сочетание блоков борон с валом отбора мощности транспортного средства позволяет уменьшить нагрузку на последнее, поскольку блоки борон в этом случае выполняют роль дополнительного третьего ряда приводных колес транспортного средства.

Сущность изобретения поясняется иллюстративным материалом, на котором изображено следующее: фиг.1 – общий вид заявляемого комбинированного сельскохозяйственного агрегата для скоростной поверхностной обработки почвы, вид сбоку; фиг.2 – то же самое, вид сверху; фиг.3 – диск с отогнутыми округлыми зубьями, вид в плоскости и с торца; фиг.4 – диск с отогнутыми прямыми зубьями, вид в плоскости и с торца; фиг.5 – диск с отогнутыми заостренными зубьями, вид в плоскости и с торца; фиг.6 – диск с отогнутыми округлыми зубьями, когда часть зубьев не отогнута, вид в плоскости и с торца; фиг.7 – зуб диска с наплавленной режущей кромкой, вид в плоскости; фиг.8 – то же самое, поперечный разрез; фиг.9 – фрагмент вала бороны с дисками; фиг.10 – конструкция почвореза, вид спереди; фиг.11 – то же самое, вид сбоку; фиг.12 – почворез с подвижными ножами, вид сверху; фиг.13 – то же самое, вид сбоку.

Значительным недостатком всех действующих почвообрабатывающих орудий и современных действующих технологий обработки почвы является то, что для подготовки почвы под посев любых сельскохозяйственных культур нужно использовать до 5-6 различных агрегатов и столько же тяжелых энергонасыщенных транспортных средств, которые разрушают почву. На это время, из-за использования такой технологии возделывания почвы, на территории Украины осталось гумуса 1-3% против 14%, которые были в начале прошлого века. Действующие орудия содействуют ветровой и водной эрозии почвы. Сельскохозяйственный агрегат, который предлагается, позволяет решить все вопросы подготовки почвы под посев за один проход, что дает ему существенные преимущества перед существующими орудиями, предназначенными для этих целей.

Предлагаемый комбинированный сельскохозяйственный агрегат для скоростной поверхностной обработки почвы содержит самоходное транспортное средство (на чертежах не изображен), к которому при помощи сцепки 1 присоединена рама 2, образованная продольными и поперечными балками. На поперечных балках установлены блоки дисковых борон 3. На передней продольной балке рамы 2 расположены почворезы 4, которые могут быть снабжены подвижными ножами 5. Почворезы 4 могут быть расположены на передней продольный балке в одну линию или в шахматном порядке для улучшения условий прохождения остатков растений между ними и для предупреждения их забивания остатками растительного происхождения. На концах задней продольной балки рамы 2 расположены консольные элементы 6. К этим консольным элементам 6, с помощью вертикальных пружинных стоек 7 и 8, присоединен гибкий рабочий орган, который выполнен в виде цепного вращающегося шлейфа 9 с рыхлящими зубьями 10. Цепной шлейф 9 прикрепляется к вертикальным стойкам 7 и 8 при помощи подшипников (на чертеже не изображены), которые выполнены в виде замкнутых цилиндрических корпусов с внутренними штоками, головки которых опираются на металлопластиковые или стеклопластиковые втулки. Консольные элементы 6 могут быть выполненными раздвижными для обеспечения возможности изменения их длины. Для этого они могут состоять, например, из внутреннего и внешнего коаксиальных стержней, в которых имеются соосные отверстия для фиксирования выбранной длины консольного элемента 6 при помощи пальца. Благодаря тому, что консольные элементы 6 имеют возможность менять свою длину, появляется возможность менять угол наклона гибкого цепного шлейфа 9 относительно направления движения транспортного средства.

К центральной части задней продольной балки рамы 2 с помощью шарнира 11 прикреплен продольный брус 12, на котором установлен механизм натяжения 13 цепного шлейфа 9, выполненный в виде механической лебедки 14 с двумя тросами 15, при помощи которых цепной шлейф 9 может натягиваться и переводиться в рабочее или транспортное положение.

На свободном конце продольного бруса 12, а также впереди рамы 2 установлены опорные колеса 16, которые поддерживают сельскохозяйственный агрегат в заданном положении. Колеса 16 имеют надежные очистители 17, которые удаляют с них почву, налипающую на колеса 16 во время работы агрегата.

Батарея дисковой бороны 3 содержит параллельные валы 18, на которые насажены под углами диски 19, причем диски 19 на каждом валу 18 расположены под встречными углами. Угол наклона дисков 19 относительно вала 18, а также их расстояние один от другого определяются распорными втулками 20. Кроме того, расстояние между валами 18 установлено таковым, что диски 19 одного вала 18 заходят между дисками 19 второго вала 18, что позволяет исключить из конструкции дисковой бороны 3 очистители дисков, которые являются обязательным элементом для всех борон обычных существующих конструкций.

Валы 18 имеют квадратное сечение, которое исключает возможность самопроизвольного вращения дисков 19 относительно вала 18. Кроме того, валы 18 изготовлены массивными для увеличения их веса. Распорные втулки 20 также изготовлены массивными для этой же цели. В совокупности валы 18, втулки 20 и диски 19 позволяют увеличить вес бороны 3 до превышения его над весом рамы 2, то есть перенести основной вес дисковой бороны 3 с рамы 2 на ее рабочий орган и, именно тем, разгрузить подшипниковый узлы дисковой бороны 3. А это, в свою очередь, позволяет отказаться от использования подшипников качения, которые сейчас традиционно используются в дисковых боронах и быстро изнашиваются, и использовать металлопластиковые подшипники скольжения, которые не требуют использования никаких смазок и мало изнашиваются в агрессивной среде, а поэтому уменьшаются расходы времени на техническое обслуживание агрегата, что позволяет повысить его производительность.

Диски 19 имеют радиальные зубья 21, которые отклонены в различные стороны от плоскости диска 19. В зависимости от типа и состояния обрабатываемой почвы диски 19 могут быть с отогнутыми округлыми, прямыми или с заостренными зубьями 21, а также иметь часть зубьев 21, вообще не отогнутых. При такой конструкции дисков 19 возрастает ширина полосы обработки почвы одним диском 19, что позволяет уменьшить их количество в батарее, а это позволяет, в свою очередь, снизить стоимость агрегата. Для уменьшения износа зубьев 21 дисков 19 они укрепляются с помощью наплавки износостойкого слоя 22 на режущей кромке зубьев 21, а также заостряются. Заострение зубьев 21 позволяет облегчить врезание диска 19 в почву и эффективно подрезать корни растений, а не сминать их, как это происходит при использование обычных дисков существующих конструкций.

Таким образом, дисковая борона 3 в совокупности с дисками 19 предложенной конструкции, указанными расстояниями между валами 18, указанного веса батареи и с металлопластиковыми подшипниками позволяет, в целом, значительно снизить стоимость этого узла агрегата, повысить срок его эксплуатации при одновременном улучшении качества обработки почвы.

При обработке почвы батарея дисков 19 может вращаться свободно за счет контакта с почвой при ее перемещении транспортным средством, а также принудительно при ее присоединении к валу отбора мощности транспортного средства через редуктор (на чертежах не изображен). В этом случае, если скорость вращения дисков 19 синхронизировать с движением транспортного средства, то дисковая борона 3 будет выступать в качестве третьего ряда приводных колес и, таким образом, уменьшать нагрузку на транспортное средство.

Почворез 4 выполнен в виде вертикального сплошного стержня, рабочий конец которого выгнут в направлении перемещения транспортного средства. Передний край почвореза 4 заострен и может иметь износостойкую наплавку, а также может быть снабжен подвижными ножами 5, которые размещены внизу почвореза 4. Ножи 5 выполнены из двух частей, которые скреплены между собой с помощью шарнира 23. Угол между частями ножа 5 может меняться с помощью эксцентрика 24, который располагается между ними. Все эксцентрики 24 связаны между собой тягой и вращаются с помощью гидроцилиндра (на чертежах не изображен). В зависимости от плотности и состояния почвы почворезы 4 могут разделять почву на полосы (вариант почвореза 4 без ножей 5) или подрезать слой почвы для облегчения работы дисков 19 (вариант почвореза 4 с ножами 5) и таким образом уменьшать нагрузку на транспортное средство.

Дальнейшая сущность изобретения поясняется вместе с принципом работы предложенного комбинированного сельскохозяйственного агрегата для скоростной поверхностной обработки почвы.

По ходу движения транспортного средства вдоль обрабатываемого участка первыми взаимодействуют с грунтом почворезы 4, которые на соответствующую глубину разрезают почву на полосы. Подвижные ножи 5 почворезов 4 сначала сдвинуты друг к другу, что позволяет максимально снизить сопротивление при углублении почворезов 4 в почву. После начала движения транспортного средства и углубления в почву почворезов 4 ножи 5 раздвигаются при помощи гидравлической системы транспортного средства. Почворезы 4 облегчают условия работы дисковых борон 3, а ножи 5 надежно подрезают корни растений.

Затем с почвой взаимодействуют блоки дисковых борон 3, обеспечивая ее последующую обработку. Диски 19 борон 3, врезаясь своими режущими зубьями 21 в почву, развертывают ее дальше, разрушают в почве каналы, с которых испаряется влага, и перемещают почву в направлении наклона режущих зубьев 21. При этом, благодаря тому, что зубья 21 дисков 19 борон 3 имеют наклон в различные стороны, они не формируют продольные борозды на поверхности почвы, а равномерно его обрабатывают на заданную глубину.

Завершающую обработку почвы осуществляет цепной шлейф 9. Зубья 10 цепного шлейфа 9 осуществляют точечную обработку почвы, эффективно разрушают комья земли, поскольку имеют относительно небольшой диаметр и способны концентрировать на заостренном своем конце значительную энергию давления, которая нужна для разрушения комьев. Зубья 10 заглубляются в почву и эффективно вынимают на ее поверхность остатки растительного происхождения. Благодаря тому, что зубья 10 наклонены в сторону, при вращении цепного шлейфа 9 осуществляется выравнивание поверхностного слоя почвы, что уменьшает площадь испарения и содействует сохранению влаги в почве.

Существенное отличие заявляемого объекта изобретения от ранее известных заключается в том, что предлагаемый комбинированный сельскохозяйственный агрегат для скоростной поверхностной обработки почвы дополнительно содержит почворезы 4 с подвижными ножами 5, которые установлены впереди блоков дисковых борон 3, а также в том, что диски 19 имеют отклонение зубьев 21 в противоположные стороны, причем вес батареи борон значительно перевешивает вес рамы 2 агрегата. Указанные отличия, в совокупности, позволяют осуществлять полную поверхностную обработку почвы под посев с максимальной эффективностью за один проход. Ни один из известных сельскохозяйственных агрегатов не может обладать отмеченными свойствами, поскольку в их конструкцию не входят одновременно три рабочих органа, которые в совокупности позволяют разрезать почву на полосы, его развертывать и планировать с одновременным эффективным подрезанием и изыманием растений, следовательно, при помощи именно таких известных сельскохозяйственных агрегатов невозможно обеспечить требуемое качество поверхностной обработки почвы за один проход.

К техническим преимуществам предложенного комбинированного сельскохозяйственного агрегата для скоростной поверхностной обработки почвы, в сравнении с прототипом, можно отнести следующее:

– минимальное сопротивление перемещению транспортного средства за счет того, что рабочие органы агрегата не препятствуют такому перемещению, поскольку все они имеют заостренные режущие кромки;

– равномерная обработка почвы по глубине слоя за счет того, что зубья дисков борон отогнуты в разные стороны от плоскости диска;

– самоочищение дисков борон за счет того, что они расположены в зазорах между ними;

– возможность использования металлопластиковых подшипников в дисковых боронах за счет разгрузки рамы агрегата;

– простота реализации поверхностной обработки почвы за счет того, что используется всего одно транспортное средство, а рабочие органы расположены на единой раме жесткой конструкции;

– высокая надежность работы агрегата за счет уменьшения количества узлов и деталей;

– высокая эффективность поверхностной обработки почвы за счет распределения функций трех рабочих органов в пространстве и во времени за один проход обработки;

– исключение двойной обработки почвы или пропуск полос без обработки за счет того, что зубья дисков выполнены с наклоном в разные стороны;

– возможность сохранения влаги в почве за счет разрушения каналов испарения влаги и уменьшения площади поверхности при планировании почвы.

Экономический эффект от внедрения изобретения, по сравнению с использованием прототипа, получают за счет:

– экономии топлива вследствие снижения энергоемкости процесса поверхностной обработки почвы;

– повышения качества поверхностной обработки почвы вследствие воздействия на него тремя рабочими органами;

– повышения урожайности всех видов культурных растений за счет сохранения влаги в почве, дробления комьев земли и качественной очистки полей от растительных остатков.

Социальный эффект от внедрения изобретения, по сравнению с использованием прототипа, получают за счет повышения безопасности и упрощения обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственного агрегата для поверхностной обработки почвы.

Формула изобретения

1. Комбинированный сельскохозяйственный агрегат для скоростной поверхностной обработки почвы, содержащий самоходное транспортное средство, раму, соединенный с ней вертикальными упругими стойками гибкий рабочий орган, выполненный в виде цепного вращающегося шлейфа с рыхлящими зубьями, причем стойки соединены с рамой при помощи подшипников, выполненных в виде замкнутых цилиндрических корпусов со внутренними штоками, головки которых опираются на металлопластиковые или стеклопластиковые втулки, при этом агрегат содержит два блока дисковых борон, установленных на раме впереди цепного шлейфа, а диски борон установлены с наклоном и с возможностью перекатывания, причем рама агрегата имеет элементы механизма натяжения цепного шлейфа, отличающийся тем, что агрегат дополнительно снабжен почворезами с подвижными ножами или без таковых, которые установлены на раме в одну линию или в шахматном порядке впереди блоков дисковых борон, причем вес борон превышает вес рамы, а диски борон имеют поочередно направленные в разные стороны от плоскости диска зубья с износостойкой наплавкой режущих кромок.

2. Агрегат по п.1, отличающийся тем, что блоки дисковых борон соединены с валом отбора мощности транспортного средства для выполнения роли третьего приводного ряда колес транспортного средства.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 25.10.2005

Извещение опубликовано: 10.06.2007 БИ: 16/2007


Categories: BD_2273000-2273999