Патент на изобретение №2155589

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2155589 (13) C2
(51) МПК 7
A61K31/704
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 95112520/14, 29.07.1994

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

29.07.1994

(45) Опубликовано: 10.09.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
1. Малая медицинская энциклопедия. – М.: Советская медицина, 1991, т.1, с.83, 84. 2. US 4438105, 20.03.84. 3. DE 4037693 A1, 06.06.91. 4. EP 0275966 A1, 27.07.88. 5. EP 0502661 A2, 09.09.92. 6. EP 0464206 A1, 08.01.92.

(85) Дата перевода заявки PCT на национальную фазу:

05.05.1995

(86) Заявка PCT:

EP 94/02511 (29.07.1994)

(87) Публикация PCT:

WO 95/04538 (16.02.1995)

Адрес для переписки:

129010, Москва, ул. Большая Спасская 25, стр.3, ООО “Городисский и Партнеры”, Лебедевой Н.Г.

(71) Заявитель(и):

ПОЛИКЛИНИКО САН МАТТЕО, ИСТИТУТО ДИ РИКОВЕРО Э КУРА А КАРАТТЕРЕ ШИЕНТИФИКО ДИ ДИРИТТО ПУБЛИКО (IT),
ИСТИТУТО НАЦИОНАЛЕ ПЕР ЛО СТУДИО Э ЛА КУРА ДЕИ ТУМОРИ (IT)

(72) Автор(ы):

Джампаоло МЕРЛИНИ (IT),
Лука ДЖАННИ (IT)

(73) Патентообладатель(и):

ПОЛИКЛИНИКО САН МАТТЕО, ИСТИТУТО ДИ РИКОВЕРО Э КУРА А КАРАТТЕРЕ ШИЕНТИФИКО ДИ ДИРИТТО ПУБЛИКО (IT),
ИСТИТУТО НАЦИОНАЛЕ ПЕР ЛО СТУДИО Э ЛА КУРА ДЕИ ТУМОРИ (IT)

(54) ПРИМЕНЕНИЕ 4′-ЙОДО-4′-ДЕОКСИДОКСОРУБИЦИНА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ АМИЛОИДОЗА, СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АМИЛОИДОЗА


(57) Реферат:

Предложены новые средство для лечения амилоидоза и способ на его основе. В качестве такого средства предложен 4′-йод-4′-деоксидоксорубицин и его фармацевтически приемлемые соли. Показано, что средство замедляет или предотвращает отложение амилоида и облегчает действие существующих протеолитических механизмов по разложению и резорбции амилоида. Это приводит к продолжительному, в среднем до 6 месяцев, клиническому улучшению состояния пациентов после введения средства. 2 с. и 1 з.п.ф-лы.


Данное изобретение относится к новому применению известного антрациклина с противоопухолевой активностью.

Более конкретно – изобретение относится к новому применению 4′-йод-4′-деоксидоксорубицина и его фармацевтически приемлемых солей при лечении амилоидоза.

4′-Йод-4′-деоксидоксорубицин (IDX) формулы

описан в Патенте США 4 438 105 Suarato и др. вместе со способом его получения.

Указанный антрациклин, который отличается от доксорубицина тем, что гидроксил сахара замещен в положении 4 одним атомом йода, обладает высокой противоопухолевой активностью.

Термин “амилоидоз” относится к различным болезненным состояниям, обладающим в качестве общей характерной черты тенденцией определенных белков к полимеризации и осаждению во внеклеточном пространстве в виде нерастворимых фибрилл, вызывая структурные и функциональные повреждения органов и тканей.

Хотя они содержат огромное разнообразие белковых субъединиц, тем не менее различные типы амилоидов имеют одинаковое ультраструктурное строение в виде переплетающихся -пластов.

Фибриллы образуются из отдельных легких цепей моноклональных иммуноглобулинов многочисленных других амилоидогенных белков, таких как протеин AA, транстиретин, -2-микроглобулин, бета-протеин, которые вызывают амилоидоз.

Итак, неожиданно было установлено, что IDX и, в частности, его гидрохлорид, является активным в том смысле, что он вызывает разложение амилоидных фибрилл.

Взаимодействие лекарственный препарат/фибрилла является основой успешного клинического результата, наблюдаемого у пациентов, больных амилоидозом. В связи с тем, что известна структура их в виде бета-пластов, общая для всех видов амилоидоза, 4′-йод-4′-деоксидоксорубицин представляется перспективным для лечения всех видов амилоидоза.

Экспериментальные данные, относящиеся к соединению IDX с амилоидными фибриллами различных биохимических композиций
Предварительно определенное количество амилоидных фибрилл (1 мг/мл) термостатировалось с различными концентрациями гидрохлорида IDX.

Инкубирование осуществлялось в физиологическом растворе в течение 2 часов, при этом система подвергалась постоянному спокойному перемешиванию.

Затем фибриллы центрифугировались при 5000 об/мин и проводилось определение оптической плотности всплывшей части при 478 нм.

Процедура промывания повторялась три раза.

После окончательного этапа центрифугирования осуществлялся количественный и качественный анализ связи с фибриллами с использованием таблетирования.

Количественный анализ:
Таблетка суспендировалась в фосфатном буферном растворе (ФБР) и затем термостатировалась в течение ночи с ферментом протеазы. Такая обработка вызывает полный гидролиз белков.

Количество связанного фибриллами IDX может быть измерено в всплывшем слое жидкости спектрофотометрированием при 478 нм.

Испытания показали связывание 41 мг IDX на 1 мг фибрилл.

Приведенные данные были получены при исследовании амилоидных фибрилл двух пациентов (ND и CAT), страдающих амилоидозом.

Качественный анализ:
Качественный анализ, проведенный с использованием иммунофлюоресцентного микроскопа, был осуществлен с применением спектрофлюориметрических свойств IDX. Был определен состав из следующих фибрилл:
легкие иммуноглобулиновые цепочки (AL)
амилоид A (AA)
2 -микроглобулин (ABZM)
-протеин (AB)
транстиретин (Вар. Met 30) (ATTR).

Фибриллы инкубировались с 10-7 MIDX и с DOX в 0,15 М растворе NaCl в течение 1 часа и экстенсивно промывались 0,15 М раствором NaCl. Характерная антрациклиновая флуоресценция оценивалась возбуждением при 484 нм и отсчетом при 610 нм.

Все фибриллы, инкубированные с IDX, показали интенсивную флуоресценцию, в то время как соответствующие фибриллы, термостатированные с DOX, не обнаружили заметной флуоресценции.

Ингибирование образования инсулиновой фибриллы “in vitro”
10 мг коммерческого бычьего инсулина, суспендированного в 1 мл (1.7410-3 М) 5% уксусной кислоты, инкубировались в течение двух часов при 85oC до образования прозрачного геля. После замораживания при -80oC, нагревания до 37oC и повторения этой процедуры 5 раз фибриллы подвергались центрифугированию в микроцентрифуге.

Производилось добавление IDX и DX в различных молярных отношениях к фибриллярному белковому предшествующему соединению (инсулину). (IDX-DX: инсулин; 1:1, 1:2, 1:4, 1:8).

IDX, а не DX, полностью ингибировал образование амилоидных фибрилл при молярных соотношениях 1:1 и 1:2 и частично при молярном отношении 1: 4.

Испытания показывают, что IDX ингибирует фибриллогенез “in vitro”.

Экстракция гликоламиногликанов (GaGs) из амилоидных фибрилл и оценка их связывания применением IDX
GAGs выделялись из амилоидных фибрилл с применением ионообменной хроматографии в присутствии 6М мочевины. Метод осуществлялся с использованием жидкостной хроматографии быстрого разрешения с колонкой Mono Q (Pharcmacia).

Фибриллы растворялись в 50 мМ фосфатного буфера с pH 5, содержащего СМ мочевины и 0,2% CHAPS.

Выделение производилось при 0 – 5 молярном градиенте NaCl. При использовании этого метода белковые фибрилльные компоненты выделялись из гликозаминогликанов (дерматан и гепаран сульфат) без какой-либо необратимой денатурации.

Выделенный белковый компонент подтверждает высокое сродство для IDX, наблюдаемое в природных фибриллах.

Результаты этих испытаний показывают, что гликозаминогликаны, хотя и являются наиболее распространенными компонентами амилоидных фибрилл, не являются необходимыми для связывания с IDX.

На основе полученных результатов можно сделать заключение, что IDX и его фармацевтически приемлемые соли могут успешно использоваться для лечения пациентов, страдающих от амилоидоза.

Прием осуществляется парентерально в виде соответствующих инъецируемых водных растворов.

Названные растворы могут быть получены с применением стандартного метода в присутствии обычных носителей и/или разбавителей (см., например, публикацию L. Guanni и др. “Активность и токсичность 4′-йод-4′- деоксидоксорубицина у пациентов с прогрессирующим раком грудной железы” Annals of Oncology 2:719-725, 1991).

Дозы могут варьироваться от 5 до 150 мг/м2 площади тела в неделю при внутривенном введении. Предпочтительными вариантами дозировок являются от 15 до 30 мг/м2 площади тела в неделю при внутривенном введении в течение двух-четырех недель.

Ниже даются основные клинические данные, касающиеся 5 пациентов.

ПАЦИЕНТ N 1
Этот случай относится к пациенту мужского пола (DEP) 45 лет, страдающему множественной миеломой (IgA) и амилоидозом AL с широко распространенным кожным и мышечным разложением.

В июле 1991 г. он перенес аутогенную пересадку костного мозга.

Ему была назначена внутривенная дозировка IDX в 190 мг в течение 4 часов.

Уже на следующее утро у пациента наблюдалось значительное улучшение кожи и подвижности конечностей. В течение следующих дней наблюдалось большое количество выделяемых с мочой амилоидозных белковых фрагментов наряду со значительным снижением амилоидных отложений в коже и отложений на уровне межжелудочковой сердечной перегородки (с 13 до 10 мм).

Ячеистое улучшение в подвижности конечностей и в амилоидных отложениях сохранялoсь в течение следующих шести месяцев без дальнейшего лечения.

ПАЦИЕНТ N 2
Этот случай касается пациента мужского пола (MAN) 57 лет, страдающего от амилоидоза AL(IgA) с обширным поражением желудочно-кишечного тракта (8-10 диарейных опорожнений в день), подвергшемуся значительной потере веса в 15 кг за шесть месяцев (вес 64 кг) и с признаками нефротического симптомокомплекса (протеинурия 7 г/день).

Он подвергался лечению шестью циклами мельфалана и преднизона, закончившемуся в январе 1991 г. без какого-либо результата. В феврале 1992 г. его пролечили двумя дозами (80 и 100 мг/м2) IDX.

Непосредственно после лечения наблюдались ячеичное ухудшение диареи, частично регулируемое соматоститином (зарегистрированный товарный знак), и протеинурии (41 г/день), однако в течение последующих месяцев состояние внутренних органов брюшной полости постепенно улучшалось с ячеистым снижением в кишечных опорожнениях (3-4 раза/день).

Пациент вновь восстановил вес (68 кг) и протеинурия восстановилась приблизительно до 4 г/день.

Общее состояние пациента значительно улучшилось до такой степени, что он имел возможность вернуться к работе.

ПАЦИЕНТ N 3
Этот случай относится к пациенту женского пола (GAB), страдающему от амилоидоза (IgA), главным образом, почечного расположения [нефротический симптомокомплекс с протеинурией (7 г/день)] и с селезеночным расположением, диагносцированным в 1991 г.

С декабря 1991 г. по май 1992 г. пациент подвергался лечению алкилирующими агентами без какого-либо улучшения. В июне пациенту было сделано сцинтиграфическое исследование на амилоидные отложения с применением 131I-SAP, которое подтвердило их почечное и селезеночное расположение. В июле 1992 г. пациент подвергся лечению IDX при внутривенной дозе 30 мг/м2 в неделю в течение двух недель и 15 и 20 мг/м2 в последующие два приема.

После первоначального повышения протеинурия снизилась до 6 г/день, и эта величина сохранялась в течение последующих шести месяцев.

ПАЦИЕНТ N 4
Этот случай относится к пациенту мужского пола (GRO) в возрасте 70 лет, страдающему плазмацитомой и амилоидозом AL (Ig GK).

Диагноз был поставлен в июле 1991 г., когда пациент начал жаловаться на интенсивную боль в крестцовой области, распространяющуюся на левую нижнюю конечность, такую, что создавалась трудность при хождении. Инструментальное исследование показало присутствие твердой массы диаметром около 10 см, определяющей разрушение одной стороны крестца и левой подвздошной области, обладающей распространяющимся действием в тазовой полости, проникающей в позвоночный канал и пропитывающей ягодичные мышцы.

Исследование биопсии показало наличие амилоидомы.

Между октябрем 1991 и январем 1992 г. пациент подвергался лечению кобальтом в количестве 75 сеансов с общим облучением 50 Грей, а в марте 1992 г. был начат цикл химиотерапевтического лечения циклофосфамидом при 500 мг/день в течение 5 дней в месяц с общим количеством в 6 циклов, однако без какого-нибудь радиографически очевидного снижения размера амилоидомы или уменьшения болевой симптоматологии. В ноябре 1992 г. было проведено сцинтиграфическое исследование амилоидных отложений с применением 131I-SAP, которое подтвердило нахождение радиоизотопа в крестцовом отделе.

Затем пациент был подвергнут лечению с использованием IDX при внутривенной дозировке 30 мг/м2 в течение двух недель и 20 мг/м2 в течение следующих двух недель, что привело к почти немедленному снижению в болевой симптоматологии, так, что это побудило его к отказу от приема анальгетиков.

Ультразвуковое диагностическое исследование, проведенное в январе 1993 г. , показало снижение массы ягодичного инфильтрата (с 12 см до 5 см), в то время как магнитный резонанс тазовой области показал снижение диаметра амилоидомы приблизительно с 10 см до 8 см.

Улучшение в болевой симптоматологии сохранялось в течение 14 месяцев после лечения IDX. Сцинтиграфическое исследование амилоидных отложений, проведенное с использованием 131I-SAP через месяц после лечения IDX и спустя 14 месяцев после него, показало постепенное, но полное рассасывание амилоидных отложений.

ПАЦИЕНТ N 5
Этот случай относится к пациенту мужского пола (LUS) в возрасте 48 лет, страдающему амилоидозом AL(CLL), размещенным, в основном, в почечной и селезеночной области. Нарушения начались в сентябре 1992 г. с появления опускающихся отеков. Биологическое исследование анализа тканевой жидкости показало присутствие большой протеинурии (12,6 г/день), дислипемии и электрофоретические серопротеиновые симптомы, совместимые с нефротическим синдромом.

В течение сентября пациент подвергся исследованию с применением ультразвуковой почечной биопсии, которая показала присутствие амилоидных скоплений на уровне клубочковых и интерстициальных сосудов. Было начато лечение кортикостероидными препаратами, но вскоре оно было прервано из-за неэффективности. В январе 1993 г. пациент подвергся сцинтиграфическому обследованию на амилоидные отложения с применением 131I-SAP, которое выявило значительное скопление радиоизотопа на селезеночном и почечном уровнях.

В течение февраля пациент подвергся лечению IDX посредством внутривенных вливаний при дозировке в 30 мг/м2 при общем назначении 4-х приемов.

К марту 1993 г. спускающиеся отеки явно уменьшились, измерения ежедневной протеинурии составили приблизительно 6 г/день, а ультразвуковой контроль показал, что размеры селезенки снизились с 12,3 см (продольный диаметр) до 11,3 см.

Формула изобретения


1. Применение 4′-йод-4′-деоксидоксорубицина и его фармацевтически приемлемых солей в качестве средства индукции распада фибрилл амилоида и ингибирования фибриллогенеза при лечении амилоидоза.

2. Способ лечения амилоидоза за счет индукции распада фибрил амилоида и ингибирования фибриллогенеза, включающий введение пациенту терапевтически эффективного количества 4′-йод-4′-деоксидоксорубицина или его фармацевтически приемлемых солей.

3. Способ лечения по п.2, отличающийся тем, что 4′-йод-4′-деоксидоксорубицин вводят пациенту внутривенно при еженедельной дозировке, варьирующейся от 15 до 30 мг/м2 площади тела в виде раствора, приготовленного стандартным способом, содержащего фармацевтически приемлемые носители или разбавители, в течение периода времени в интервале от 2 до 4 недель.

Приоритет по пунктам:
06.08.93 по п.1;
31.03.94 по пп.2, 3.

Categories: BD_2155000-2155999