|
(21), (22) Заявка: 2004113279/06, 29.04.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
29.04.2004
(43) Дата публикации заявки: 20.10.2005
(45) Опубликовано: 10.04.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
ГРИГОРЬЕВ Н.В. Нелинейные колебания элементов машин и сооружений, Машгиз, Москва, 1961, с.100-110. RU 2111469 C1, 20.05.1998. RU 2076307 C1, 27.03.1997. RU 2019801 C1, 15.09.1994. SU 1529894 A1, 20.11.1994. US 4189940 A, 26.02.1980. FR 2635186 A, 09.02.1990.
Адрес для переписки:
129301, Москва, ул. Касаткина, 13, НТЦ им. А. Люльки ОАО “НПО “Сатурн”, патентный отдел
|
(72) Автор(ы):
Андреев Анатолий Васильевич (RU), Кикоть Николай Владимирович (RU), Марчуков Евгений Ювенальевич (RU), Терешко Антон Герольдович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “Научно-производственное объединение “Сатурн” (ОАО “НПО “Сатурн”) (RU), Открытое акционерное общество “Уфимское моторостроительное производственное объединение” (ОАО “УМПО”) (RU)
|
(54) СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ РОТОРА
(57) Реферат:
Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к способам снижения уровня вибраций турбомашин, и может быть использовано в авиационных газотурбинных двигателях, роторы которых оборудованы упругими опорами. Способ исследования динамических свойств вращающегося ротора осуществляют путем изменения упругих свойств его опоры и измерения прогибов вала и частоты вращения ротора. При достижении частоты вращения ротора, составляющей 0,85…0,9 от критической, прикладывают к ротору осевую нагрузку, а при достижении прогиба, соответствующего частоте вращения, составляющей 0,85…0,9 от критической, снимают осевую нагрузку. Осуществление изобретения позволяет уменьшить динамические прогибы роторов ГТД и вибрационные нагрузки на опоры. 2 ил.
Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к способам снижения вибраций турбомашин, и может быть использовано в авиационных газотурбинных двигателях, роторы которых оборудованы упругими опорами.
Известен способ исследования динамических свойств вращающегося ротора путем изменения упругих свойств его опоры и измерения прогибов частоты вращения ротора [Н.В.Григорьев «Нелинейные колебания элементов машин и сооружений». МАШГИЗ. Москва, 1961. Стр. 100…110].
При реализации данного способа измеряется величина эксцентриситета ротора. Производится замер прогибов ротора, работающего на жестких опорах как при прямом, так и при обратном ходах. На основании этих замеров строится кривая зависимости прогибов от частоты вращения ротора. Затем одна из жестких опор демонтируется и заменяется нелинейным демпфером. Снова замеряются прогибы ротора как при прямом, так и при обратном ходах.
Указанным способом невозможно изменить упругие свойства опоры непосредственно в процессе работы установки. Для осуществления указанного способа необходимо произвести замену опоры на нелинейный демпфер, что предполагает прекращение работы ротора, изменение конструкции ротора и наличие двух различных опор, что весьма дорогостояще для авиационных ГТД.
Задачей изобретения является снижение уровня вибраций турбомашины, оборудованной упругими опорами в процессе ее работы.
Указанная задача решается тем, что в способе исследования динамических свойств вращающегося ротора, например газотурбинного двигателя, путем изменения упругих свойств его опоры и измерения прогибов и частоты вращения ротора, при достижении частоты вращения ротора, составляющей 0,85…0,9 от критической, прикладывают к ротору осевую нагрузку, а при достижении прогиба, соответствующего частоте вращения 1,1…1,2 от критической, снимают осевую нагрузку.
Такое осуществление способа позволяет непосредственно в процессе работы ГТД изменять податливость нелинейной опоры, что значительно снижает динамические прогибы роторов и вибрационные нагрузки на опоры.
Необходимость приложения осевой нагрузки к ротору при достижении частоты его вращения, составляющей 0,85…0,9 от критической частоты вращения (nкр) объясняется тем, что на частоте вращения свыше 0,9 от nкр резко возрастают прогибы ротора, приводящие к повышенным вибрациям турбомашины. До частоты вращения 0,85 от nкр величина прогибов ротора имеет допустимые значения и изменение амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) ротора путем приложения к ротору осевой нагрузки не имеет смысла.
Снятие осевой нагрузки при частоте вращения ротора, равной 1,1…1,2 от nкр обусловлено тем, что при частоте вращения ротора более 1,2 от nкр, АЧХ ротора с приложенной осевой нагрузкой и АЧХ ротора без приложенной осевой нагрузки сходны по своим свойствам, а при частоте вращения ротора меньше 1,1 от nкр имеют место быть большие прогибы ротора, приводящие к повышенным вибрациям турбомашины.
На фиг.1 показана принципиальная схема установки для реализации предложенного способа,
на фиг. 2 – амплитудно-частотные характеристики (АЧХ) ротора при различных значениях податливости опоры с нелинейным демпфером: кривая 1 – АЧХ ротора при значении критической частоты вращения = nкр (при отсутствии осевой нагрузки); кривая 2 – АЧХ ротора при значение критической частоты вращения = n’кр (с приложенной осевой нагрузкой); кривая 3 – АЧХ ротора в результате реализации данного способа.
Ротор ГТД содержит вал 1 с диском 2, установленный на жесткую опору 3, и нелинейную опору 4. К диску примыкает емкость 5, заполненная воздухом, соединенная с баллоном со сжатым воздухом 6 посредством клапана 7. Последний имеет обратную связь 8 с валом 1. Для замера прогибов ротора жесткая опора 3 снабжена датчиком виброперемещений 9.
Способ осуществляют следующим образом. Производят запуск ГТД и экспериментальным путем измеряют значение критической частоты вращения nкр при отсутствии осевой нагрузки на нелинейную опору 4, а также строят АЧХ ротора (кривая 1 на фиг.2). При последующем запуске при достижении значительных прогибов ротора, соответствующих частоте вращения ротора 0,85…0,9 от nкр, срабатывает клапан 7 и емкость 5 наполняется сжатым воздухом из баллона 6. Возникающая при этом осевая сила, приложенная к диску 2, смещает ротор, что приводит к изменению податливости нелинейной опоры 4. Это приводит к изменению АЧХ ротора (кривая 2 на фиг.2) и, как результат, к изменению значения критической частоты вращения ротора от значения nкр до значения n’кр и уменьшению виброперемещений, фиксируемых датчиком 9 при дальнейшем увеличении частоты вращения ротора. При достижении частоты вращения ротора, равной 1,1…1,2 nкр, устройство обратной связи 8 перекрывает клапан 7, что убирает осевую силу, действующую на ротор, и изменяет податливость нелинейной опоры 4 до первоначального значения. Это изменяет АЧХ ротора на первоначальную (кривая 1 на фиг.2) и, как результат, изменяет значение критической частоты вращения ротора от значения n’кр до значения nкр. Т.о. изменение АЧХ ротора в процессе его работы протекает по кривой 3, фиг.2.
Осуществление изобретения позволяет уменьшить динамические прогибы роторов ГТД и вибрационные нагрузки на опоры.
Формула изобретения
Способ исследования динамических свойств вращающегося ротора, например, газотурбинного двигателя путем изменения упругих свойств его опоры и измерения прогибов и частоты вращения ротора, отличающийся тем, что при достижении частоты вращения ротора, составляющей 0,85…0,9 критической, прикладывают к ротору осевую нагрузку, а при достижении прогиба, соответствующего частоте вращения 1,1…1,2 критической, снимают осевую нагрузку.
РИСУНКИ
|
|