Патент на изобретение №2272941

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2272941 (13) C2
(51) МПК

F16C19/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – прекратил действие, но может быть восстановлен

(21), (22) Заявка: 2004105308/11, 24.02.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.02.2004

(43) Дата публикации заявки: 10.08.2005

(45) Опубликовано: 27.03.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
БАЛЬМОНТ Б.В., МАТВЕЕВ В.А. Опоры качения приборов. М.: Машиностроение, 1984, с.73-77. RU 31824 U1, 27.08.2003. RU 8067 U1, 16.10.1998. US 2002051595, 02.05.2002.

Адрес для переписки:

614990, г.Пермь, обл, ул. 25 Октября, 106, ОАО “Пермская научно-производственная приборостроительная компания”

(72) Автор(ы):

Андреев Алексей Гурьевич (RU),
Ермаков Владимир Сергеевич (RU),
Аленичев Владимир Сергеевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Пермская научно-производственная приборостроительная компания” (RU)

(54) ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ШАРИКОВЫЙ ПОДШИПНИК С УСТОЙЧИВЫМ ВРАЩЕНИЕМ СЕПАРАТОРА

(57) Реферат:

Изобретение относится к гироскопическому машиностроению. Высокоскоростной шариковый подшипник содержит подвижное и неподвижное кольца, одно из которых является базирующим, шарики, установленные между кольцами и разделенные между собой сепаратором. При этом в конструкции подшипника обеспечивают условие, чтобы отношение величины зазора между сепаратором и базирующим кольцом к величине зазора между шариком и сепаратором в гнезде было меньше, чем отношение между линейными скоростями сепаратора в точке соприкосновения с кольцом и шарика в точке соприкосновения с сепаратором. Технический результат – устойчивая работа сепаратора при увеличении момента трения в шарикоподшипнике при его длительной работе или отрицательной температуре окружающей среды. 1 ил.

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению. При высокоскоростных режимах эксплуатации подшипника и наличии в нем повышенного момента трения наблюдается нестабильная работа сепаратора.

В шарикоподшипнике сепаратор совершает вращательное движение вокруг центра подшипника с угловой скоростью, совпадающей со скоростью движения комплекта шариков. Нестабильность работы сепаратора характеризуется появлением в плоскости вращения комплекта шариков дополнительного возвратно-поступательного движения центра масс сепаратора относительно базирующего кольца с частотой, на порядок превышающей основную скорость вращения сепаратора. Характерными признаками возникновения высокочастотных колебаний сепаратора является усиление акустического шума и увеличение момента трения в подшипнике. Усиление шума изделия, в котором используется такой подшипник, приводит к отказу потребителя от дальнейшей его эксплуатации. Увеличение момента трения в подшипнике приводит к уменьшению скорости его вращения и потере точности гироскопа.

Известен способ повышения стабильности работы сепаратора за счет использования в подшипнике комплекта шариков, в котором увеличена разница между шариками по диаметру [1].

Недостатком такого способа стабилизации работы сепаратора является то, что при увеличении разноразмерности шариков ускоряется процесс их износа и происходит усиление вибрации подшипника. В итоге это приводит к сокращению срока эксплуатации гироскопа и потере его точности.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ [2], предотвращающий нестабильную работу сепаратора, основанный на обеспечении в конструкции шарикоподшипника разных значений зазоров между сепаратором и базирующим кольцом (БК) с одной стороны, и между шариками и стенками отверстий в сепараторе (Ш) – с другой стороны. Данный способ основан на том, что вихрение сепаратора в подшипнике происходит только при примерно равных величинах зазоров, т.е. когда БКШ.

Проведенное исследование показало, что даже при наличии соотношения зазоров БК/Ш=1,7 при наличии увеличенного момента трения в подшипниках, например при отрицательной температуре окружающей среды, возникает неустойчивая работа сепаратора. Это связано с тем, что при увеличении зазора БК уменьшается трение в зазоре, но при этом под действием центробежного ускорения происходит увеличение силы удара сепаратора с базирующим кольцом, что приводит к усилению нестабильности в работе сепаратора.

Целью изобретения является устранение в шарикоподшипнике неустойчивой работы сепаратора.

Указанная цель достигается тем, что в конструкции подшипника выполняют соотношение зазоров БК/Ш, удовлетворяющее условию

где БК – зазор между сепаратором и базирующим кольцом, Ш – зазор между шариками и стенками отверстий в гнезде сепаратора, Vc – линейная скорость сепаратора в точке соприкосновения с базовым кольцом, Vш – линейная скорость шарика в точке соприкосновения с сепаратором, c – угловая скорость сепаратора в точке соприкосновения с базовым кольцом, Ш – угловая скорость шарика в точке соприкосновения с сепаратором, dС – диаметр сепаратора, dШ – диаметр шарика.

Таким образом, в конструкции подшипника обеспечивают соотношение зазоров БК/Ш меньше, чем соотношение между линейными скоростями сепаратора и шарика.

На чертеже показана принципиальная схема шарикоподшипника, где условно изображен шарик 1, находящийся в гнезде сепаратора 2 и расположенный между неподвижным кольцом 3 и подвижным кольцом 4. При этом кольцо 3 является базирующим. Зазор между сепаратором 2 и базирующим кольцом 3 показан как «БК», а зазор между шариком 1 и сепаратором 2 – «Ш».

Во время работы подшипника сепаратор периодически совершает соприкосновения с шариком или базирующим кольцом. При соприкосновении шарика с сепаратором происходит передача энергии от шарика к сепаратору. Это приводит к возбуждению сепаратора и появлению составляющей скорости движения сепаратора по направлению к базирующему кольцу. Передача энергии вращения шарика сепаратору пропорциональна коэффициенту трения в зазоре Ш и определяется материалами сепаратора и шарика, линейной скоростью шарика в точке соприкосновения с сепаратором (VШ), вязкостью смазки () и величиной зазора между сепаратором и шариком (Ш).

При соприкосновении сепаратора с базирующим кольцом за счет трения в зазоре БК происходит демпфирование движения сепаратора. Величина демпфирования пропорциональна коэффициенту трения в зазоре БК и определяется материалами сепаратора и базирующего кольца, линейной скоростью сепаратора в точке соприкосновения с базовым кольцом (VС), вязкостью смазки () и величиной зазора между сепаратором и базирующей поверхностью наружного кольца (БК). Линейная скорость шарика равна VШ=0,5·dШ·Ш и определяется его угловой скоростью (Ш) и диаметром (dШ). Линейная скорость сепаратора равна VС=0,5·dС·С и определяется его угловой скоростью (С) и диаметром (dС).

Если энергия, получаемая сепаратором от соприкосновения с шариком, превышает энергию, которая поглощается при соприкосновении с базирующим кольцом, то возникает неустойчивое вращение сепаратора, приводящее к увеличению шума и трения в подшипнике.

При проведении сравнительной оценки обеспечения устойчивой работы сепаратора можно сделать ряд упрощений. Так, если принять близкими по свойствам материал шарика и базирующего кольца и однородность вязкости во всем подшипнике, то можно определить соотношение между зазорами БК и Ш, при котором потеря энергии на демпфирование высокочастотных колебаний сепаратора будет превышать энергию, полученную от шарика.

где С – угловая скорость сепаратора в точке соприкосновения с базовым кольцом, Ш – угловая скорость шарика в точке соприкосновения с сепаратором, dС – диаметр сепаратора, dШ – диаметр шарика.

Обеспечение в конструкции подшипника такого соотношения зазоров позволяет избавиться от возникновения неустойчивого вращения сепаратора при увеличении момента трения в шарикоподшипнике при его длительной работе или отрицательной температуре окружающей среды.

Экспериментально было подтверждено, что применение в гироскопе подшипников, имеющих соотношение зазоров БК и Ш, определенное формулой (2), обеспечивает устойчивую работу сепаратора при тех же экстремальных условиях (отрицательная температура окружающей среды) по сравнению с подшипниками, имеющими отношение зазоров БК/Ш>С·dС/Ш·dШ.

Источники информации

1. В.Ф.Журавлев, В.Б.Бальмонт «Механика шарикоподшипников гироскопов», М., Машиностроение, 1986 г., с.141-144.

2. Б.В.Бальмонт, В.А.Матвеев «Опоры качения приборов», М., Машиностроение, 1984 г., с.73-77.

Формула изобретения

Высокоскоростной шариковый подшипник, содержащий подвижное и неподвижное кольца, одно из которых является базирующим, шарики, установленные между кольцами и разделенные между собой сепаратором, отличающийся тем, что в конструкции подшипника обеспечивают условие, чтобы отношение величины зазора между сепаратором и базирующим кольцом к величине зазора между шариком и сепаратором в гнезде было меньше, чем отношение между линейными скоростями сепаратора в точке соприкосновения с базирующим кольцом и шарика в точке соприкосновения с сепаратором, определяемое формулой

где БК – зазор между сепаратором и базирующим кольцом;

Ш – зазор между шариками и стенками отверстий в гнезде сепаратора;

VC – линейная скорость сепаратора в точке соприкосновения с базирующим кольцом;

VШ – линейная скорость шарика в точке соприкосновения с сепаратором;

С – угловая скорость сепаратора в точке соприкосновения с базирующим кольцом;

Ш – угловая скорость шарика в точке соприкосновения с сепаратором;

dС – диаметр сепаратора;

dШ – диаметр шарика.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 25.02.2009

Извещение опубликовано: 20.06.2010 БИ: 17/2010


Categories: BD_2272000-2272999