Патент на изобретение №2272918

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2272918 (13) C2
(51) МПК

F02B41/06 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2003136722/06, 17.12.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.12.2003

(43) Дата публикации заявки: 20.05.2005

(45) Опубликовано: 27.03.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2135793 C1, 27.08.1999. RU 2053391 C1, 27.01.1996. FR 2445435 А1, 25.07.1980. FR 2265981 A1, 24.10.1975. DE 2451516 A1, 06.05.1976.

Адрес для переписки:

356502, Ставропольский край, Петровский р-н, с. Константиновское, ул. Западная, 37, А.В. Помогаеву

(72) Автор(ы):

Помогаев Анатолий Васильевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Помогаев Анатолий Васильевич (RU)

(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ИЗ ТЕПЛОВОЙ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области двигателестроения. Предложен способ получения механической энергии из тепловой в двигателях внутреннего сгорания, при котором топливо сжигается в сжатом воздухе, а продукты сгорания, расширяясь, совершают механическую работу, при этом соотношение между степенью сжатия воздуха и степенью расширения рабочих газов рассчитывается по формуле:

где p – степень расширения рабочих газов; сж – степень сжатия воздуха; Тгор – температура горения топлива; =Cp/Cv; Ср – изобарическая теплоемкость газов; Сv – изохорическая теплоемкость газов, а после полного воспламенения в пламя впрыснуть порцию воды. Изобретение обеспечивает повышение КПД в двигателях внутреннего сгорания для данной температуры горения. 2 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения.

Известен способ получения механической энергии из тепловой в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), заключающийся в том, что топливо сжигают в сжатом воздухе, а полученные в результате горения газы, расширяясь, совершают механическую работу /«Курс физики», Москва, 1966. Часть вторая, стр.206-212/. При этом только 20…40% тепловой энергии превращается в полезную и примерно столько же теряется с выхлопными газами. Происходит это потому, что в обычном ДВС степень расширения равна или меньше степени сжатия и не хватает объема, чтобы произошло максимально возможное превращение тепловой энергии в механическую.

Частичное снижение потерь происходит в цикле Аткинсона за счет превышения степени расширения над степенью сжатия. Это достигается более поздним закрытием впускного клапана /«Automotive Engineering», 1998, Nol, p.39-32/. Однако и в этом случае цикл заканчивается, когда давление рабочих газов еще выше «единицы».

Технической задачей изобретения является повышение коэффициента полезного действия путем завершения цикла равенством давлений по обе стороны поршня равным 1 атм.

Поставленная задача решается за счет того, что способ получения механической энергии из тепловой в двигателях внутреннего сгорания заключается в том, что топливо сжигают в сжатом воздухе, а полученные в результате горения газы, расширяясь, совершают механическую работу, при этом соотношение степеней сжатия и расширения рассчитывается по формуле:

где p – степень расширения рабочих газов;

сж – степень сжатия воздуха;

Тгор – температура горения топлива;

Ср – изобарическая теплоемкость газов;

Сv – изохорическая теплоемкость газов;

298 – нормальная температура по шкале Кельвина.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 схематически показан двигатель; на фиг.2 – диаграмма работы двигателя.

Двигатель состоит из компрессора 1, рабочей машины 2, соединяющей их камеры сжатия 3, свечи накаливания 4. Объем компрессора (фиг.1) равен Vк, камеры сжатия Vсж и рабочей машины Vр.м.

Получение механической энергии происходит следующим образом. Воздух из атмосферы засасывается в компрессор 1, там сжимается и передается в камеру сжатия 3. Величина давления при этом зависит от степени сжатия, которая вычисляется по формуле: .

Из камеры 3 сжатый воздух поступает в рабочую машину 2. При этом возможно смешение топлива с воздухом как в компрессоре 1, как в камере 3, так и в рабочей машине 2. Смесь вступает в соприкосновение с раскаленной нитью свечи 4, воспламеняется, и давление многократно возрастает. Это давление с помощью специальных механизмов превращается во вращательное движение маховика. При этом полнота использования полученного давления зависит от соотношения объема, в котором происходит расширение продуктов горения, и объема, в котором сжимался воздух, а именно отношение объема Vр.м+Vсж к объему Vк+Vсж. По аналогии со степенью сжатия можно сделать определение степени расширения .

Известны соотношения параметров термодинамического цикла (1)

(Геворкян Р.Г. и др. «Курс общей физики» Москва, Высшая школа, 1972 с.163-167).

Исходное состояние термодинамической системы (ТДС):

Р0=1 атм с=10.

V0=10 Vсж

Т0=298К

=1,4

1-й такт – сжатие (адиабатическое):

в конце такта ТДС будет иметь следующие параметры:

P0=P0· c,

согласно (3) т.е.

тогда P0=P0· с.

T0=T0·-1 с (получено из (2))

T0=298·-1

2-й такт – горение (изохорическое)

V2=Vсж – остается прежним.

Согласно (1)

Считаем, что P2=Pmax, тогда

Подставив вместо «Р» и «Т» их значения после сжатия, получим

3-й такт – расширение (адиабатическое):

В конце такта давление станет равным 1 атм, т.е. P3=P0=1 атм.

Объем станет равным V3.

По аналогии со степенью сжатия назовем – степенью расширения.

Температура

Чтобы узнать температуру в конце адиабатического расширения, необходимо найти значение «р»:

Pmax=P0· p,

тогда

Нижеследующий расчет подтверждает, что предложенное соотношение позволяет получить в конце цикла давление, равное 1. Возьмем степени сжатия, известные из практики, 8,5 и 17, тогда соответствовать им будут степени расширения:

для сж=8.5 и

для сж=17

Максимально возможные значения давлений перед началом расширения будут соответственно равны:

для сж=8,5 и для сж=17

Находим давление в конце расширения по формуле:

для сж=8,5 и для сж=17

Любое другое соотношение приведет к результату, отличному от 1, при этом газы исчерпывают пневматический ресурс. Однако тепловой ресурс еще сохраняется. Например, для =8,5, температура газов равна 802 К.

Таким образом, применение предложенного соотношения позволяет получить максимально возможный коэффициент полезного действия.

Формула изобретения

Способ получения механической энергии из тепловой в двигателях внутреннего сгорания, заключающийся в том, что топливо сжигают в сжатом воздухе, а полученные в результате горения газы, расширяясь, совершают механическую работу, отличающийся тем, что соотношение степеней сжатия и расширения рассчитывается по формуле

где p – степень расширения рабочих газов;

сж – степень сжатия воздуха;

Тгор – температура горения топлива;

Y=Cp/Cv;

Ср – изобарическая теплоемкость газов;

Cv – изохорическая теплоемкость газов;

298 – нормальная температура воздуха по шкале Кельвина.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 18.12.2007

Извещение опубликовано: 27.07.2009 БИ: 21/2009


Categories: BD_2272000-2272999