(21), (22) Заявка: 2003136722/06, 17.12.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
17.12.2003
(43) Дата публикации заявки: 20.05.2005
(45) Опубликовано: 27.03.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2135793 C1, 27.08.1999. RU 2053391 C1, 27.01.1996. FR 2445435 А1, 25.07.1980. FR 2265981 A1, 24.10.1975. DE 2451516 A1, 06.05.1976.
Адрес для переписки:
356502, Ставропольский край, Петровский р-н, с. Константиновское, ул. Западная, 37, А.В. Помогаеву
|
(72) Автор(ы):
Помогаев Анатолий Васильевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Помогаев Анатолий Васильевич (RU)
|
(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ИЗ ТЕПЛОВОЙ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области двигателестроения. Предложен способ получения механической энергии из тепловой в двигателях внутреннего сгорания, при котором топливо сжигается в сжатом воздухе, а продукты сгорания, расширяясь, совершают механическую работу, при этом соотношение между степенью сжатия воздуха и степенью расширения рабочих газов рассчитывается по формуле:
где p – степень расширения рабочих газов; сж – степень сжатия воздуха; Тгор – температура горения топлива; =Cp/Cv; Ср – изобарическая теплоемкость газов; Сv – изохорическая теплоемкость газов, а после полного воспламенения в пламя впрыснуть порцию воды. Изобретение обеспечивает повышение КПД в двигателях внутреннего сгорания для данной температуры горения. 2 ил.
Изобретение относится к области двигателестроения.
Известен способ получения механической энергии из тепловой в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), заключающийся в том, что топливо сжигают в сжатом воздухе, а полученные в результате горения газы, расширяясь, совершают механическую работу /«Курс физики», Москва, 1966. Часть вторая, стр.206-212/. При этом только 20…40% тепловой энергии превращается в полезную и примерно столько же теряется с выхлопными газами. Происходит это потому, что в обычном ДВС степень расширения равна или меньше степени сжатия и не хватает объема, чтобы произошло максимально возможное превращение тепловой энергии в механическую.
Частичное снижение потерь происходит в цикле Аткинсона за счет превышения степени расширения над степенью сжатия. Это достигается более поздним закрытием впускного клапана /«Automotive Engineering», 1998, Nol, p.39-32/. Однако и в этом случае цикл заканчивается, когда давление рабочих газов еще выше «единицы».
Технической задачей изобретения является повышение коэффициента полезного действия путем завершения цикла равенством давлений по обе стороны поршня равным 1 атм.
Поставленная задача решается за счет того, что способ получения механической энергии из тепловой в двигателях внутреннего сгорания заключается в том, что топливо сжигают в сжатом воздухе, а полученные в результате горения газы, расширяясь, совершают механическую работу, при этом соотношение степеней сжатия и расширения рассчитывается по формуле:
где p – степень расширения рабочих газов;
сж – степень сжатия воздуха;
Тгор – температура горения топлива;
Ср – изобарическая теплоемкость газов;
Сv – изохорическая теплоемкость газов;
298 – нормальная температура по шкале Кельвина.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 схематически показан двигатель; на фиг.2 – диаграмма работы двигателя.
Двигатель состоит из компрессора 1, рабочей машины 2, соединяющей их камеры сжатия 3, свечи накаливания 4. Объем компрессора (фиг.1) равен Vк, камеры сжатия Vсж и рабочей машины Vр.м.
Получение механической энергии происходит следующим образом. Воздух из атмосферы засасывается в компрессор 1, там сжимается и передается в камеру сжатия 3. Величина давления при этом зависит от степени сжатия, которая вычисляется по формуле: .
Из камеры 3 сжатый воздух поступает в рабочую машину 2. При этом возможно смешение топлива с воздухом как в компрессоре 1, как в камере 3, так и в рабочей машине 2. Смесь вступает в соприкосновение с раскаленной нитью свечи 4, воспламеняется, и давление многократно возрастает. Это давление с помощью специальных механизмов превращается во вращательное движение маховика. При этом полнота использования полученного давления зависит от соотношения объема, в котором происходит расширение продуктов горения, и объема, в котором сжимался воздух, а именно отношение объема Vр.м+Vсж к объему Vк+Vсж. По аналогии со степенью сжатия можно сделать определение степени расширения .
Известны соотношения параметров термодинамического цикла (1)
(Геворкян Р.Г. и др. «Курс общей физики» Москва, Высшая школа, 1972 с.163-167).
Исходное состояние термодинамической системы (ТДС):
Р0=1 атм с=10.
V0=10 Vсж
Т0=298К
=1,4
1-й такт – сжатие (адиабатическое):
в конце такта ТДС будет иметь следующие параметры:
P0=P0· c,
согласно (3) т.е.
тогда P0=P0· с.
T0=T0·-1 с (получено из (2))
T0=298·-1
2-й такт – горение (изохорическое)
V2=Vсж – остается прежним.
Согласно (1)
Считаем, что P2=Pmax, тогда
Подставив вместо «Р» и «Т» их значения после сжатия, получим
3-й такт – расширение (адиабатическое):
В конце такта давление станет равным 1 атм, т.е. P3=P0=1 атм.
Объем станет равным V3.
По аналогии со степенью сжатия назовем – степенью расширения.
Температура
Чтобы узнать температуру в конце адиабатического расширения, необходимо найти значение «р»:
Pmax=P0· p,
тогда
Нижеследующий расчет подтверждает, что предложенное соотношение позволяет получить в конце цикла давление, равное 1. Возьмем степени сжатия, известные из практики, 8,5 и 17, тогда соответствовать им будут степени расширения:
для сж=8.5 и
для сж=17
Максимально возможные значения давлений перед началом расширения будут соответственно равны:
для сж=8,5 и для сж=17
Находим давление в конце расширения по формуле:
для сж=8,5 и для сж=17
Любое другое соотношение приведет к результату, отличному от 1, при этом газы исчерпывают пневматический ресурс. Однако тепловой ресурс еще сохраняется. Например, для =8,5, температура газов равна 802 К.
Таким образом, применение предложенного соотношения позволяет получить максимально возможный коэффициент полезного действия.
Формула изобретения
Способ получения механической энергии из тепловой в двигателях внутреннего сгорания, заключающийся в том, что топливо сжигают в сжатом воздухе, а полученные в результате горения газы, расширяясь, совершают механическую работу, отличающийся тем, что соотношение степеней сжатия и расширения рассчитывается по формуле
где p – степень расширения рабочих газов;
сж – степень сжатия воздуха;
Тгор – температура горения топлива;
Y=Cp/Cv;
Ср – изобарическая теплоемкость газов;
Cv – изохорическая теплоемкость газов;
298 – нормальная температура воздуха по шкале Кельвина.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 18.12.2007
Извещение опубликовано: 27.07.2009 БИ: 21/2009
|