Патент на изобретение №2272750

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2272750 (13) C2
(51) МПК

B64C27/48 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2004100698/11, 14.01.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

14.01.2004

(43) Дата публикации заявки: 20.06.2005

(45) Опубликовано: 27.03.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Журнал “Авиация и время», № 6, 2000. DE 3838782, 01.02.1990. RU 2033943 C1, 30.04.1995. US 3942910, 09.03.1976.

Адрес для переписки:

142810, Московская обл., г.Ступино, п/о Приокск, а/я 72, пат.пов. В.С.Волынцу

(72) Автор(ы):

Владимиров Игорь Михайлович (RU),
Козлов Александр Васильевич (RU),
Осипов Николай Дмитриевич (RU),
Пецко Владимир Владимирович (RU),
Фертман Александр Моисеевич (RU),
Юрьев Марк Семёнович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Владимиров Игорь Михайлович (RU),
Козлов Александр Васильевич (RU),
Осипов Николай Дмитриевич (RU),
Пецко Владимир Владимирович (RU),
Фертман Александр Моисеевич (RU),
Юрьев Марк Семёнович (RU)

(54) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ЛОПАСТИ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройству несущих винтов вертолетов. Узел крепления лопасти несущего винта вертолета включает шарнир, состоящий из цапфы и корпуса, торсионную ленту и вкладыш. В случае разрушения опорного фланца вкладыша в конструкции предусмотрен уловитель вкладыша, установленный в полости цапфы и выполненный в виде второй опорной поверхности для торцевой поверхности вкладыша. Между торцом вкладыша и второй опорной поверхностью установлена прокладка трубчатого профиля из мягкого вязкого материала. Технический результат – создание устройства, позволяющего предотвратить последствия при разрушении вкладыша. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройству несущих винтов вертолетов. Она может быть использована также в других воздушных винтах изменяемого шага, в конструкции роторов ветродвигателей и винтовентиляторов, а также в других областях техники, где необходима гибкая (торсионная) связь между двумя конструктивными элементами, например – в шасси различных видов транспорта или в муфтах специального назначения.

Известен узел крепления лопасти несущего винта вертолета, включающий осевой шарнир, состоящий из цапфы и корпуса, соединенных между собой торсионной лентой, воспринимающей центробежные нагрузки. Торсионная лента зафиксирована одной своей петлей посредством пальца, установленного в упомянутом корпусе, а второй петлей – посредством пальца, установленного во вкладыше, находящемся в полости цапфы (патент США №3942910 фирмы «Текстрон», кл. 416/141, 1976). Отсутствие опорного фланца у вкладыша сильно усложняет и соответственно удорожает конструкцию узла крепления лопасти, вместе с тем снижая его надежность.

Наиболее близким по своей технической сущности к заявляемой конструкции (прототипом) является узел крепления лопасти несущего винта по патенту Германии №3838782 (кл. В 64 С 27/48, 1990) фирмы «Мессершмитт-Бёлков-Блом», включающий осевой шарнир, состоящий из цапфы и корпуса и присоединенный к цапфе стакан комля лопасти. Упомянутые цапфа и корпус осевого шарнира соединены между собой воспринимающей центробежные нагрузки торсионной лентой. Последняя зафиксирована одной своей петлей посредством пальца, установленного в упомянутом корпусе, а второй петлей – посредством пальца, установленного в зафиксированном от проворота вкладыше, находящемся в полости цапфы и имеющем опорный фланец, контактирующий с соответствующей ему опорной поверхностью упомянутой цапфы. Практика эксплуатации конструкции, содержащей подобный узел крепления лопасти, на вертолете Ми-26 показала ее ненадежность: наблюдались случаи отрыва одной из лопастей несущего винта вертолета по причине разрушения вкладыша – лопасть отрывалась вместе с торсионной лентой и разрушенным вкладышем, что в полете приводило к катастрофическим последствиям.

Техническая задача, решаемая предлагаемым изобретением, состоит в разработке более надежного узла крепления лопасти несущего винта вертолета, т.е. конструкции, лишенной недостатков известных аналогов в части ее сложности, высокой стоимости и ненадежности, путем создания простого устройства, позволяющего предотвратить катастрофические последствия при разрушении вкладыша.

Указанная техническая задача решается тем, что в узле крепления лопасти несущего винта вертолета, включающем осевой шарнир, состоящий из цапфы и корпуса, и присоединенный к одному из этих конструктивных элементов стакан комля лопасти, где упомянутые цапфа и корпус осевого шарнира соединены между собой воспринимающей центробежные нагрузки торсионной лентой, зафиксированной одной своей петлей посредством пальца, установленного в упомянутом корпусе, а второй петлей – посредством пальца, установленного в зафиксированном от проворота вкладыше, находящемся в полости цапфы и имеющем опорный фланец, контактирующий с соответствующей ему опорной поверхностью упомянутой цапфы, на случай разрушения опорного фланца вкладыша предусмотрен уловитель вкладыша, установленный в полости цапфы и выполненный в виде второй опорной поверхности для торцевой поверхности вкладыша. При этом между торцом вкладыша и упомянутой второй опорной поверхностью установлена кольцевая прокладка трубчатого профиля из мягкого вязкого материала, например меди.

На фиг.1 показано продольное сечение заявляемого устройства; на фиг.2 – сечение по А-А фигуры 1; на фиг.3 – сечение по Б-Б фигуры 2 в увеличенном масштабе; на фиг.4 – узел вкладыша в увеличенном масштабе.

Узел крепления лопасти несущего винта вертолета (фиг.1, 2, 3) включает осевой шарнир 1, состоящий из цапфы 2 и корпуса 3, и стакан 4 комля 5 лопасти 6, присоединенный к корпусу 3 болтами 7. Цапфа 2 снабжена двумя проушинами 2а для сочленения ее с не показанным на чертежах пальцем вертикального шарнира. Упомянутые цапфа и корпус, взаимодействуя друг с другом через подшипники качения 8 и 8а, соединены между собой воспринимающей центробежные нагрузки торсионной лентой 9. Последняя зафиксирована правой своей петлей в корпусе 3 посредством пальца 10, а левой петлей – посредством пальца 11 во вкладыше 12, установленном в полости цапфы 2. При этом торсионная лента взаимодействует с пальцами 10 и 11 через коуши 13 и 13а, с помощью которых и образуются ее петли. Вкладыш 12 снабжен опорным фланцем 14, контактирующим с соответствующей ему кольцевой опорной поверхностью цапфы 2, и зафиксирован от проворота штифтом 15.

В соответствии с технической задачей, решаемой предлагаемым изобретением, на случай разрушения опорного фланца 14 вкладыша 12 в конструкции предусмотрен уловитель вкладыша, установленный в полости цапфы 2 и выполненный в виде второй опорной поверхности 16 (фиг.4), взаимодействующей с правой торцевой поверхностью вкладыша 12. При этом, как это хорошо видно на фиг.4, между торцом вкладыша 12 и упомянутой второй опорной поверхностью 16 установлена кольцевая прокладка 17 трубчатого профиля из мягкого вязкого материала, например меди.

Заявляемый узел крепления лопасти несущего винта вертолета функционирует следующим образом.

В процессе вращения несущего винта вокруг его оси центробежное усилие, возникающее на лопасти 6, воспринимается цапфой 2, на которую оно передается последовательно через палец 10, торсионную ленту 9, палец 11 и фланец 14 вкладыша 12. При этом торсионная лента 9, являясь гибким элементом связи, не препятствует повороту корпуса 3 осевого шарнира относительно цапфы 2 в заданных пределах. Такой поворот корпуса 3, передаваемый от механизма поворота лопасти, не показанного на чертежах, возможен благодаря наличию подшипников качения 8 и 8а. Через стакан 4 он передается лопасти 6 несущего винта, изменяя угол ее наклона и тем самым подъемную силу несущего винта в пределах от 0 до заданного максимального значения, необходимого для подъема вертолета в воздух.

В практике эксплуатации вертолетов Ми-26 наблюдались случаи отрыва одной из лопастей несущего винта вертолета по причине разрушения фланца 14 вкладыша 12, что в полете приводило к катастрофическим последствиям. Лопасть отрывалась вместе с корпусом 3, торсионной лентой 9 и вкладышем 12, лишенным фланца 14. Для предотвращения таких последствий в прелагаемой конструкции узла крепления лопасти предусмотрен уловитель вкладыша 12, описанный выше и действующий следующим образом. При разрушении фланца 14 вкладыш 12 своим правым торцом упирается во вторую опорную поверхность 16, сминая медную трубчатую прокладку 17, смягчающую удар. Тем самым предотвращается отрыв лопасти, а соответствующий прибор в кабине летчика сигнализирует о случившейся поломке. При получении такого сигнала летчик обязан немедленно совершить посадку вертолета.

Предлагаемая конструкция узла крепления лопасти несущего винта вертолета прошла стендовые испытания и показала свою высокую эффективность.

Источники информации

1. DE 3838782 С1, 01.02.1990.

2. US 3885887, 27.05.1975.

3. US 3942910, 09.03.1976.

4. Руководство по технической эксплуатации Ми-26. – М., 1988; стр.4/5, рис.2.

Формула изобретения

1. Узел крепления лопасти несущего винта вертолета, включающий осевой шарнир, состоящий из цапфы и корпуса, и присоединенный к одному их этих конструктивных элементов стакан комля лопасти, причем упомянутые цапфа и корпус осевого шарнира соединены между собой воспринимающей центробежные нагрузки торсионной лентой, зафиксированной одной своей петлей посредством пальца, установленного в упомянутом корпусе, а второй петлей – посредством пальца, установленного в зафиксированном от проворота вкладыше, находящемся в полости цапфы и имеющем опорный фланец, контактирующий с соответствующей ему опорной поверхностью упомянутой цапфы, отличающийся тем, что на случай разрушения опорного фланца вкладыша в конструкции предусмотрен уловитель вкладыша, установленный в полости цапфы и выполненный в виде второй опорной поверхности для торцевой поверхности вкладыша.

2. Узел крепления лопасти по п.1, отличающийся тем, что между торцом вкладыша и упомянутой второй опорной поверхностью установлена прокладка трубчатого профиля из мягкого вязкого материала, например меди.

РИСУНКИ


QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Пецко Владимир Владимирович, Фертман Александр Моисеевич, Юрьев Марк Семёнович, Владимиров Игорь Михайлович, Козлов Александр Васильевич, Осипов Николай Дмитриевич


ИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Ступинское машиностроительное производственное предприятие”

Договор № РД0039776 зарегистрирован 18.08.2008

Извещение опубликовано: 27.09.2008 БИ: 27/2008

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


Categories: BD_2272000-2272999