Патент на изобретение №2272241

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2272241 (13) C2
(51) МПК

F42B15/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2001109764/02, 13.04.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

13.04.2001

(43) Дата публикации заявки: 20.05.2003

(45) Опубликовано: 20.03.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2164657 C1, 27.03.2001. RU 2134400 C1, 10.08.1999. RU 2082946 С1, 27.06.1997. RU 2103655 C1, 27.01.1998. RU 2158411 C1, 27.10.2000. GB 1398443 А, 18.06.1975. FR 2090494 А, 14.01.1972.

Адрес для переписки:

143965, Московская обл., г. Реутов, ул. Молодежная, 6, кв.58, А.Н.Левренову

(72) Автор(ы):

Кулаков Валерий Алексеевич (RU),
Лавренов Александр Николаевич (RU),
Смирнов Андрей Владимирович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Кулаков Валерий Алексеевич (RU),
Лавренов Александр Николаевич (RU),
Смирнов Андрей Владимирович (RU)

(54) УПРАВЛЯЮЩИЙ БЛОК ДООСНАЩЕНИЯ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области вооружения. Управляющий блок содержит стабилизированный по крену носовой модуль, шарнирно связанный с ним и вращающийся вместе с разгонным блоком хвостовой модуль и органы управления снарядом. Органы управления снарядом выполнены в виде импульсных реактивных двигателей (ИРД), которые размещены на хвостовом модуле и электрически связанны с носовым модулем через скользящие контакты, выполненные с возможностью передачи на ИРД управляющего сигнала для их последовательного срабатывания. При использовании изобретения упрощается конструкция управляемых реактивных снарядов. 3 ил.

Изобретение относится к военной технике, преимущественно к комплексам управляемого ракетного (УРО) и высокоточного ракетного (ВТРО) оружия.

Известны комплексы УРО (ВТРО), обеспечивающие поражение целей управляемыми ракетами и реактивными снарядами (УРС) – см., например, С.А.Головин, Ю.Г.Сизов, А.Л.Скоков, Л.Л.Хунданов. “Высокоточное оружие и борьба с ним”. М.: изд-во “В.П.К.”, 1996.

Известны также баллистические УРС, стабилизируемые проворотом по крену, оснащенные управляющими блоками с головками самонаведения (ГСН) для поражения малоразмерных, в т.ч. движущихся наземных целей – см. заявку на изобретение №99121172 от 06.10.99, по которой вынесено положительное решение (ближайший аналог).

УРС – ближайший аналог предполагает размещение органов управления снарядом на стабилизированном по каналу крена носовом модуле управляющего блока, что следует признать оптимальным для аэродинамических рулей и газодинамических систем с непрерывным (квазинепрерывным) режимом истечения рабочего тела. В то же время для газодинамических реактивных импульсных двигателей (ИД) данная схема не представляется оптимальной, т.к. в случае реализации т.н. “предельного цикла” (преимущественного разворота в какое-либо одно направление) задействуется в основном лишь обеспечивающая данный разворот группа ИД, а прочие остаются “балластом”.

Целью предлагаемого изобретения является минимизация количества ИД, необходимых для обеспечения штатных маневренных характеристик УРС.

Указанная цель достигается тем, что органы управления УРС, выполненные в виде ИД, размещаются на хвостовом (вращающемся вместе с разгонным блоком УРС) модуле управляющего блока дооснащения и электрически соединяются с носовым стабилизированным модулем управляющего блока дооснащения через шарнир со скользящими контактами. Скользящие контакты, в свою очередь, могут быть выполнены в виде щеток.

Общая конструктивно-компоновочная схема УРС по предлагаемому техническому решению представлена на фиг.1. Приняты обозначения:

1 – носовой модуль управляющего блока дооснащения УРС;

2 – хвостовой модуль управляющего блока дооснащения УРС;

3 – цилиндрический шарнир;

4 – разгонный блок (например, на базе твердотопливного реактивного снаряда залпового огня);

5 – импульсный двигатель;

6 – контакты электроцепей от ИД (“контактная дорожка”);

7 – скользящие контакты электроцепей от аппаратуры носового модуля.

На фиг.2 представлено сечение УРС в плоскости “контактной дорожки”, на фиг.3 – сечение УРС в плоскости размещения ИД.

Функционирование (работа) устройства по предлагаемому техническому решению осуществляется следующим образом. УРС запускается в сторону цели по штатной баллистической траектории (в т.ч. с подвижного основания и по подвижной цели). При подходе к цели ГСН производит просмотр зоны поражения, выделяет объект атаки и переходит в режим самонаведения на цель. При этом управляющие сигналы от аппаратуры стабилизированного по крену носового модуля поз.1 через тот или иной (например, “верх”, “низ”, “право”, “лево”) скользящий контакт (щетку) поз.7 передаются на “контактную дорожку” поз.6 вращающегося вместе с разгонным блоком поз.4 хвостового модуля поз.2 (взаимный соосный проворот модулей поз.1 и поз.2 обеспечивается цилиндрическим шарниром поз.3). Электрический сигнал через скользящий контакт поз.6 того или иного ИД поз.5 вызывает срабатывание этого ИД – либо, если ИД неработоспособен (например, уже сработал ранее), электрический сигнал поступает на следующий подошедший контакт ИД. Таким образом обеспечивается получение управляющих воздействий (импульсов) требуемого направления (с уровнем точности стабилизации носового модуля). Квантованием управляющих электрических сигналов по времени можно добиться, например, того или иного требуемого темпа гарантированного срабатывания ИД (с учетом накопления сработавших ИД).

Предложенное техническое решение позволяет реализовать конструктивно простой и экономически привлекательный вариант перспективных комплексов УРО (ВТРО) на базе УРС с управляющими блоками дооснащения.

Формула изобретения

Управляющий блок дооснащения вращающегося реактивного снаряда, содержащий стабилизированный по крену носовой модуль, шарнирно связанный с ним и вращающийся вместе с разгонным блоком хвостовой модуль и органы управления снарядом, отличающийся тем, что органы управления снарядом выполнены в виде импульсных реактивных двигателей (ИРД), размещенных на хвостовом модуле и электрически связанных с носовым модулем через скользящие контакты, выполненные с возможностью передачи на ИРД управляющего сигнала для их последовательного срабатывания.

РИСУНКИ

Categories: BD_2272000-2272999