Патент на изобретение №2272240

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2272240 (13) C1
(51) МПК

F42B15/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2005104220/02, 17.02.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.02.2005

(45) Опубликовано: 20.03.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
АНГЕЛЬСКИЙ Р. Отечественные противотанковые комплексы. Иллюстрированный справочник. – М.: ACT, Астрель, 2000, с.45-47. RU 2169341 C1, 20.06.2000. RU 2165584 C1, 20.04.2001. US 6073880 A, 13.06.2000. DE 4025515 A, 13.02.1992. GB 1282609 A, 19.07.1972.

Адрес для переписки:

612960, Кировская обл., г. Вятские Поляны, ул. Ленина, 135, ОАО ” Вятскополянский машиностроительный завод “Молот”

(72) Автор(ы):

Шумков Георгий Васильевич (RU),
Кушнир Эдуард Викторович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Вятскополянский машиностроительный завод “Молот” (RU)

(54) УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области вооружения. Управляемая ракета содержит последовательно расположенные отсек управления с рулями, разгонный двигатель, боевую часть, блок стабилизаторов в виде упругих консолей, трассер, стартовый двигатель и катушку проводной линии связи. Трассер в хомутике размещен на верхней кромке консоли стабилизатора с возможностью его складывания под консоль при размещении управляемой ракеты в ТПК и зафиксирован защелкой. Консоль стабилизатора снабжена петлевым шарниром в виде скоб. Подвижная часть шарнира выполнена в виде хомутика с закрепленным на его периферии трассером и расположенной под ним защелкой, выполненной в виде плоской пружины, образованной изогнутой пластиной V-образной формы. При использовании изобретения повышается точность наведения ракеты на цель, а также повышается ее эффективность и надежность. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области военной техники, в частности к управляемым ракетам (УР), запускаемым с малыми начальными скоростями из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК).

В настоящее время широкое распространение получили противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), наведение которых на цель осуществляется с индикацией положения ПТУР на траектории полета по световому излучателю в виде пиротехнического трассера. Примером конструктивного выполнения описанного выше устройства является ПТУР “Хот” [1].

Известна управляемая ракета 9М14 противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) “Малютка”, принятая за прототип ([2]. Ангельский Р. Отечественные противотанковые комплексы”. Иллюстрированный справочник. М.: ACT, Астрель, 2002 г., с.45-47), которая состоит из пристыковываемой перед пуском боевой части и крыльевого отсека. В крыльевом отсеке по оси последовательно расположены маршевый двигатель, рулевая машина и гироскоп. В кольцевом пространстве вокруг маршевого двигателя размещается камера сгорания стартового двигателя с многошашечным зарядом, а за ней – катушка проводной линии связи. На наружной части корпуса ракеты установлен трассер.

Данная конструкция УР обладает рядом недостатков, а именно:

– трассер расположен в непосредственной близости с корпусом УР и в процессе горения может повредить его, что приведет к ухудшению аэродинамических характеристик УР;

– сложность пеленгации управляемой ракеты по излучению трассера, особенно в безгироскопных ракетах, ввиду малого расстояния продольной оси трассера от продольной оси УР;

– при размещении УР данной конструкции в ТПК его внутренний диаметр будет определяться не только габаритными размерами сложенных стабилизаторов и габаритами трассера, но и высотой конструкции, обеспечивающей фиксацию трассера к корпусу УР.

Технической задачей данного изобретения является повышение точности наведения УР на цель и повышения надежности и эффективности ее боевой работы.

Поставленная техническая задача решается тем, что в управляемой ракете, содержащей последовательно расположенные отсек управления с рулями, разгонный двигатель, боевую часть, блок стабилизаторов в виде упругих консолей, размещенных на поверхности корпуса ракеты, трассер, стартовый двигатель и катушку проводной линии связи, трассер в хомутике размещен на верхней кромке консоли стабилизатора с возможностью его складывания под консоль при размещении управляемой ракеты в ТПК и зафиксирован защелкой, для чего консоль стабилизатора снабжена петлевым шарниром в виде скоб, размещенных на боковой поверхности консоли со стороны прилегания к корпусу ракеты в сложенном положении в ТПК, при этом подвижная часть шарнира выполнена в виде хомутика с закрепленным на его периферии трассером и расположенной под ним защелкой, выполненной в виде плоской пружины, образованной изогнутой пластиной V-образной формы, свободный конец которой в раскрытом положении консоли своим торцом упирается в боковую поверхность консоли с возможностью фиксации положения хомутика с трассером относительно консоли и образует острый угол с боковой поверхностью консоли, а ось вращения шарнира размещается относительно нижней кромки консоли на расстоянии (0,67÷0,7)Hк, где Нк – высота консоли стабилизатора. При этом ширина изогнутой пластины составляет (0,13÷0,16) длины верхней кромки консоли стабилизатора.

Предлагаемое техническое решение позволяет обеспечить надежную фиксацию трассера на верхней кромке консоли практически сразу (через 0,05 с) после выхода УР из ТПК, постоянное на всем протяжении полета УР отклонение трассера от продольной оси УР – базу трассера и минимизировать влияние конструкции крепления трассера на внутренний диаметр ТПК.

Графические материалы, поясняющие принцип действия предлагаемого технического решения, приведены на фиг.1÷6.

На фиг.1 приведена схема конструкции УР. На фиг.2 приведена консоль стабилизатора, установленная на корпусе стартового двигателя, с прикрепленным на ней трассером. На фиг.3 приведен вид ракеты сзади, на котором показан хомутик с трассером после раскрытия консоли стабилизатора (до начала движения хомутика и после фиксации). На фиг.4 изображен внешний вид хомутика с трассером. На фиг.5 изображен внешний вид УР в ТПК со сложенными консолями и трассером, находящимся между корпусом УР и консолью. На фиг.6 изображено шарнирное крепление хомутика в увеличенном масштабе.

УР (фиг.1) состоит из последовательно расположенных блоков:

– отсека управления (1) с рулями (2);

– маршевого двигателя (3);

– боевой части (4);

– блока стабилизатора, состоящего из упругих консолей (5), на одной из которых установлен трассер (6);

– стартового двигателя (7);

– катушки проводной линии связи (8).

УР до старта размещается в ТПК (фиг.5). Консоль стабилизатора (5), на которой установлен хомутик (9) с трассером (6), вместе с другими консолями стабилизатора сложены вокруг корпуса стартового двигателя (7). Сам трассер (6) крепится двумя винтами к хомутику (9), который вместе со скобами (11) образует петлевой шарнир и фиксируется на одной из консолей стабилизатора (5). На хомутике имеется защелка (10), которая обеспечивает фиксацию хомутика с пиротехническим источником излучения на верхней кромке консоли стабилизатора после ее раскрытия. Защелка выполнена в виде плоской пружины, представляющей собой изогнутую пластину V-образной формы, один конец которой прикреплен к хомутику, а свободный конец составляет с ним острый угол . Экспериментальным путем доказано, что величину данного угла целесообразно выбирать в диапазоне (60…80) градусов. При этом ширина изогнутой пластины l3 составляет (0,13÷0,16) длины LК верхней кромки консоли стабилизатора.

Работа описанной конструкции УР заключается в следующем. После старта УР и ее выхода из ТПК консоли стабилизатора (5) раскрываются. После раскрытия консолей стабилизатора хомутик с трассером совершает вращательное движение относительно оси шарнира, проходящей через ось шарнирного крепления хомутика к консоли стабилизатора. Под действием упругих сил консоли стабилизатора (5) раскрываются с ускорением. При этом под действием центробежных сил хомутик (9) с трассером (6) совершает вращательное движения вокруг оси шарнира, проходящей через скобы (11). При подходе плоской части хомутика к боковой поверхности раскрытой консоли стабилизатора, свободный конец V-образной пружины защелки (10) сжимается, что дает возможность хомутику с трассером занять положение на верхней кромке консоли стабилизатора и жестко зафиксировать это положение перескочившим на другую противоположную поверхность консоли концом пружины. При этом, оптимально подобранным экспериментальным образом, отгибом свободного конца пружины на острый угол (60…80) градусов гасится энергия удара при встрече поверхностей консоли и хомутика, а также исключается отскок хомутика с трассером. После того как хомутик с трассером зафиксировался на верхней кромке консоли стабилизатора, они остаются в таком положении до конца полета УР.

Для изготовления хомутика и защелки необходим материал, прочностные качества которого позволят выдерживать первоначальный удар хомутика о кромку консоли и надежно фиксировать его в процессе полета, поэтому для изготовления хомутика и защелки целесообразно применять сталь.

Применение предлагаемого технического решения на малогабаритных вращающихся по крену УР, имеющих в своей конструкции трассер и запускаемых их ТПК, позволяет:

– применить ТПК минимальных размеров, определяемых лишь габаритами трассера и толщиной укладки консолей стабилизатора.

– обеспечить постоянное положение трассера относительно продольной оси ракеты;

– исключить влияние форса горящих газов стартового и разгонного двигателей на пеленгацию излучения трассера;

– повысить точность наведения УР на цель.

Источники информации

1. Журнал “Зарубежное военное обозрение”, 1975 г., №3, с.46 – аналог.

2. Р.Ангельский. “Отечественные противотанковые комплексы. Иллюстрированный справочник”. М.: ACT, Астрель, 2002 г., с.45-47 – прототип.

Формула изобретения

1. Управляемая ракета, содержащая последовательно расположенные отсек управления с рулями, разгонный двигатель, боевую часть, блок стабилизаторов в виде упругих консолей, размещенных на поверхности корпуса ракеты, трассер, стартовый двигатель и катушку проводной линии связи, отличающаяся тем, что трассер в хомутике размещен на верхней кромке консоли стабилизатора с возможностью его складывания под консоль при размещении управляемой ракеты в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и зафиксирован защелкой, для чего консоль стабилизатора снабжена петлевым шарниром в виде скоб, размещенных на боковой поверхности консоли со стороны прилегания к корпусу ракеты в сложенном положении в ТПК, при этом подвижная часть шарнира выполнена в виде хомутика с закрепленным на его периферии трассером и расположенной под ним защелкой, выполненной в виде плоской пружины, образованной изогнутой пластиной V-образной формы, свободный конец которой в раскрытом положении консоли своим торцом упирается в боковую поверхность консоли с возможностью фиксации положения хомутика с трассером относительно консоли и образует острый угол с боковой поверхностью консоли, а ось вращения шарнира размещена относительно нижней кромки консоли на расстоянии (0,67÷0,7)Нк, где Нк – высота консоли стабилизатора.

2. Управляемая ракета по п.1, отличающаяся тем, что ширина изогнутой пластины составляет (0,13÷0,16) длины верхней кромки консоли стабилизатора.

РИСУНКИ

Categories: BD_2272000-2272999