|
(21), (22) Заявка: 2004128231/03, 21.09.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
21.09.2004
(45) Опубликовано: 20.03.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
МИХАЙЛОВ В.А. и др. Пылеподавление при выемочно-погрузочных работах на рудных карьерах, 1976, с. 60. SU 1084465 A1, 07.04.1984. SU 1283419 A1, 15.01.1987. SU 1305384 A1, 23.04.1987. SU 1520251 A1, 07.11.1989. SU 1555515 A1, 07.04.1990. SU 1794083 A3, 07.02.1993. RU 2084636 C1, 20.07.1997. RU 2175065 C2, 20.10.2001. US 4913586 A, 03.04.1990.
Адрес для переписки:
307170, Курская обл., г. Железногорск, ул. Ленина, 21, ОАО “МГОК”
|
(72) Автор(ы):
Бруев Владимир Петрович (RU), Минеев Владимир Иванович (RU), Спиридонов Юрий Семенович (RU), Кичигин Евгений Вячеславович (RU), Петриченко Виталий Павлович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “Михайловский ГОК” (RU)
|
(54) СПОСОБ ПЫЛЕПОДАВЛЕНИЯ НА ПЛЯЖАХ ХВОСТОХРАНИЛИЩА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к горному делу, в частности к способам и средствам для предотвращения образования пыли на пляжах хвостохранилищ увлажнением водой или связывающей жидкостью. Технический результат изобретения – повышение эффективности снижения пыления на пляжах хвостохранилища. Устройство содержит самоходное транспортное средство, например понтонное плавсредство, на палубе которого установлены насос, емкость для реагента, гидромонитор с возможностью поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях, узел с рабочим органом для прокладки канала в береговой полосе и автономная электростанция, к которой подключены приводы всех механизмов. При этом рабочий орган установлен ниже линии осадки плавсредства, а емкость для реагента снабжена дозатором. Транспортное плавсредство изначально устанавливают на зеркале воды хвостохранилища. Затем направляют к берегу в сектор орошения, где рабочий орган прокладывает в береговой полосе канал, по которому плавсредство продвигается. В гидромонитор закачивают насосом воду из хвостохранилища, добавляют реагент из емкости через дозатор и орошают пылящий участок. Рабочей средой и средой передвижения плавсредства является вода хвостохранилища. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области горного дела, в частности к способам и средствам для предотвращения образования пыли на пляжах хвостохранилищ увлажнением водой или связывающей жидкостью.
Известен способ уменьшения пылящих поверхностей хвостохранилища увлажнением за счет повышения уровня грунтовых вод [1].
Этот способ имеет ограничение, связанное с тем, что не всегда возможно предотвратить пыление всей площади пляжа хвостохранилища
Известны способ и подвижная пылеподавляющая оросительная установка для подавления пыления погрузочных забоев в карьерах водой или связующей жидкостью, в виде гидропоезда, состоящего из пяти железнодорожных цистерн общей емкостью 250 м3 и платформы, на которой установлены два гидромонитора. Время поливки составляет 10-75 мин при расходе на одну поливку 80-100 м3 воды [2].
Эти установка и способ неприменимы для противопыльного орошения пляжа, в связи с невозможностью устройства рельсового пути в специфических условиях хвостохранилища.
Наиболее близкими по технической сущности и достигаемому результату являются способ и подвижная установка противопыльного орошения, включающая емкость для воды, насос, гидромонитор и систему трубопроводов, смонтированные на шасси автомобиля. Насос установки работает от коробки отбора мощности автомобиля БелАЗ-540, а гидромонитор установлен с возможностью поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях [3].
Недостаток – затрудненная или невозможная проходимость в условиях пляжа хвостохранилища.
Технический результат изобретения – повышение эффективности снижения пыления на пляжах хвостохранилища.
Технический результат достигается тем, что устройство представлено самоходным транспортным средством, например понтонным плавсредством, на палубе которого установлены насос, емкость для реагента, гидромонитор с возможностью поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях, узел с рабочим органом для прокладки канала в береговой полосе и автономная электростанция, к которой подключены приводы всех механизмов, при этом рабочий орган установлен ниже линии осадки плавсредства, а емкость для реагента снабжена дозатором.
Способ пылеподавления состоит в том, что транспортное плавсредство изначально устанавливают на зеркале воды хвостохранилища, затем направляют к берегу в сектор орошения, где рабочий орган прокладывает в береговой полосе канал, по которому плавсредство продвигается, при этом в гидромонитор закачивают насосом воду из хвостохранилища, добавляют реагент из емкости через дозатор и орошают пылящий участок. Рабочей средой и средой передвижения плавсредства является вода хвостохранилища.
Указанная совокупность признаков в патентной и технической литературе не обнаружена, следовательно, изобретение отвечает критериям “новизна” и “изобретательский уровень”.
На фиг.1 изображен общий вид устройства пылеподавления; на фиг.2 – хвостохранилище с фрагментами орошаемого из разных точек пляжа.
Устройство пылеподавления на пляжах хвостохранилища представляет собой транспортное плавсредство 1, например понтонное, на палубе которого установлены насос 2, гидромонитор 3, емкость 4 для связующего реагента с дозатором 5, узел с рабочим органом 6 для прокладки канала в береговой полосе, и автономная электростанция 7, к которой подключены приводы (не показаны) всех механизмов. Узел с рабочим органом 6 установлен на носу и/или корме ниже линии осадки плавсредства 1 и представлен землесосным снарядом. Гидромонитор 3 и рабочий орган 6 установлены с возможностью поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Плавсредство 1 – мелководное, с плоским дном и небольшой осадкой.
Способ пылеподавления заключается в том, что транспортное плавсредство 1 изначально устанавливают на зеркале воды хвостохранилища 8, затем направляют к берегу в сегмент (участки А, Б, В, Г) 9 орошения, где рабочий орган 6 прокладывает в береговой полосе канал 10, по которому плавсредство продвигается вглубь берега. Выбрав оптимальное положение, плавсредство 1 останавливается, в гидромонитор 3 закачивают насосом 2 воду из хвостохранилища 8, добавляют реагент из емкости 4 через дозатор 5 и орошают пылящий участок 9, поворачивая гидромонитор в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Рабочей средой и средой передвижения плавсредства 1 является вода хвостохранилища 8.
Работа устройства и пример выполнения способа.
Испытания проводились в условиях Михайловского горно-обогатительного комбината. Хвостохранилище для складирования отходов железорудного сырья обогатительной фабрики включает три секции, соединенные между собой перепускными трубопроводами для стока отстоявшейся воды и перетока ее для оборотного водоснабжения обогатительной фабрики. Намыв в секции отходов обогатительной фабрики производят постоянно, регулируемо по высоте, в каждую секцию. Пыление пляжей происходит преимущественно в сухое теплое время.
Каждая секция оснащена по крайней мере одним мелководным плавсредством 1, производительностью в 1,5 раза выше суммарной потребности производительности, на случай профилактической остановки работы одного из устройств.
По опыту эксплуатации хвостохранилищ пыление пляжа происходит в средней части его полосы. Верхняя полоса шириной в 30-40 м покрыта преимущественно крупными частицами и не пылит. Аналогично не пылит и береговая полоса вдоль водоема шириной до 50 м, где явление пыления устранено увлажнением за счет высокого уровня грунтовых вод. В связи с этим и с техническими возможностями гидромонитора определяется целесообразность длины проходного канала в пылящей береговой полосе. Исходя из очередности орошения участков и учета атмосферных осадков, периодическое (между намывами хвостов) орошение сегментов пляжа производят заблаговременно, до начала пыления, водой из пруда-отстойника хвостохранилища или водой со связующим реагентом.
Плавсредство 1 подводят к линии берега и одновременно с его перемещением сооружают, манипулируя рабочим органом 6 в береговой полосе, проходной канал 10 до заданной точки (А-Г), на требуемую длину, обеспечивающую при существующей дальности струи гидромонитора 3 орошение требуемого участка. Вынутая масса укладывается на берега канала, при этом по сооружаемому проходному каналу 10 подводится вода, которая, дополнительно к орошению, увлажняет определенный участок пылящего пляжа. Настраивают гидромонитор 3 на заданный угол обработки по вертикали, пространственное положение струи задают поворотом гидромонитора в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Подают в гидромонитор 3 насосом 2 воду из хвостохранилища 8 и дозатором 5 из емкости 4 – расчетное количество связующего реагента, например ПАВ (поверхностно-активное вещество), способствующего усилению сцепления увлажненных дисперсных частиц, при этом дальность полета струи 80 м; площадь орошения с одной точки при покрытии 0,6 площади круга при R=80 м 1,5 га; время обработки площади круга 1 час; период времени между орошениями 7-8 суток; связующий реагент – ПАВ, отходы производства капролактама. После орошения участка плавсредство возвращают по проходному каналу 10 в водоем и направляют в следующую точку – Б, В или Г, в которых последовательность операций повторяют.
Орошение пылящего участка можно начинать при прохождении плавсредством 1 канала 10 как чистой водой, так и водными растворами связующих составов. Последнее позволяет увеличить сцепление между дисперсными частицами и увеличить срок между орошениями. Число химических реагентов и, соответственно, емкостей 4 для них зависит от принятой технологии закрепления пыли
Смоченная поверхность обработанного пляжа хвостохранилища после высыхания и закрепления водным раствором химического реагента характеризуется сцепленными дисперсными частицами и способна противостоять деструктивному воздействию ветра, т.е. не загрязнять атмосферу пылевыми частицами. Последующий цикл орошения осуществляют после намыва и подсыхания до определенной влажности поверхностного слоя, при которой возникает опасность пыления. Таким образом, соблюдая определенную очередность сброса пульпы в хвостохранилище и орошения его пляжа заявляемым способом с помощью устройства его реализующего, снижают пыление дисперсных частиц, процесс орошения определенного сектора ведут непрерывно, так как не требуется дозаправка водой, т.е. формируется покрытие с равномерными параметрами.
Предлагаемые способ и устройство по сравнению с прототипом позволяют создать технологичный способ борьбы с пылением на хвостохранилище, с использованием запасов воды в водоеме, снизить стоимость и время обработки единицы площади. При транспортировке плавсредства используют поверхность водоема, что значительно упрощает условия его эксплуатации, для орошения доступны любые участки пляжей хвостохранилища, а компактность и мобильность по сравнению с сухопутными транспортными средствами создают дополнительные преимущества.
Источники информации
1. В.А.Михайлов, П.В.Бересневич. Пылеподавление при выемочно-погрузочных работах на рудных карьерах. 1976, с.57.
2. В.А.Михайлов, П.В.Бересневич. Пылеподавление при выемочно-погрузочных работах на рудных карьерах. 1976, с.58-59.
3. В.А.Михайлов, П.В.Берсневич. Пылеподавление при выемочно-погрузочных работах на рудных карьерах. 1976, с.60 – прототип.
Формула изобретения
1. Устройство пылеподавления на пляжах хвостохранилища, включающее транспортное средство и смонтированные на нем емкость для реагента, насос, гидромонитор, который установлен с возможностью поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях, отличающееся тем, что в качестве транспортного представлено плавсредство, например, понтонное, на палубе которого установлены насос, гидромонитор, узел с рабочим органом для прокладки канала в береговой полосе и автономная электростанция, к которой подключены приводы всех механизмов, при этом рабочий орган установлен ниже линии осадки плавсредства с возможностью поворота в плоскостях, а емкость для связующего реагента снабжена дозатором.
2. Способ пылеподавления на пляжах хвостохранилища, включающий перемещение транспортного средства в зону орошения и орошение сектора пляжа хвостохранилища пылеподавляющим реагентом посредством подачи его в гидромонитор, отличающийся тем, что транспортное плавсредство изначально устанавливают на зеркале воды хвостохранилища, затем направляют к берегу в сектор орошения, где рабочий орган прокладывает в береговой полосе канал, по которому плавсредство продвигается, в гидромонитор закачивают насосом воду из хвостохранилища, добавляют связующий реагент из емкости через дозатор и орошают пылящий участок, при этом рабочей средой и средой передвижения плавсредства является вода хвостохранилища.
РИСУНКИ
|
|