Патент на изобретение №2271914

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2271914 (13) C1
(51) МПК

B23P11/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2004120903/02, 08.07.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

08.07.2004

(45) Опубликовано: 20.03.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2207238 C1, 27.06.2003. SU 1217520 A, 15.03.1986. RU 2215627 C1, 10.11.2003. SU 1754401 A1, 15.08.1992. SU 1773663 A1, 07.11.1992. US 4611752 A, 16.09.1986. Справочник технолога-машиностроителя/Под ред. А.Г. КОСИЛОВОЙ и др. Т.1. М.: Машиностроение, 1972, с.646-649.

Адрес для переписки:

614990, г.Пермь, ГСП, Комсомольский пр-т, 93, ОАО “Пермский Моторный Завод”, патентно-лицензионный отдел

(72) Автор(ы):

Кузнецов Валерий Павлович (RU),
Лесников Владимир Петрович (RU),
Цыпков Сергей Васильевич (RU),
Коряковцев Александр Сергеевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Пермский Моторный Завод” (RU)

(54) СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ЖАРОПРОЧНЫХ НИКЕЛЕВЫХ СПЛАВОВ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ремонте изделий, работающих при больших циклических нагрузках и высокой температуре. Способ включает охлаждение в жидком азоте охватываемой детали, введение ее в охватывающую. Охватываемую деталь выполняют из однородного с охватывающей жаропрочного никелевого сплава. После выравнивания температуры соединения производят его нагрев до температуры рекристаллизации и осуществляют изотермическую выдержку. Происходит протекание структурных и фазовых превращений в соединении. В результате повышается качество соединения деталей. 1 табл.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для заварки отверстий в изделиях из жаропрочных никелевых сплавов, которые работают при больших циклических нагрузках и высокой температуре.

Известен способ соединения деталей с натягом термическим методом путем охлаждения одной из соединяемых деталей, фиксации взаимного расположения и перемещения в осевом направлении. Охватываемая деталь свободно вводится в охватывающую деталь (а.с. СССР №867592, В 23 Р 11/02, 1979).

Недостатком известного способа является низкое качество соединения деталей из жаропрочных никелевых сплавов, которое работает при больших циклических нагрузках и высокой температуре.

Наиболее близким по технической сущности является способ соединения деталей с натягом и тепловым воздействием. Охватываемую деталь охлаждают в жидком азоте и вводят в охватывающую деталь. Уменьшение диаметра (в мкм) посадочной поверхности определяют по формуле

d =+i,

где – наибольший натяг для данного соединения,

i – минимальный зазор, обеспечивающий свободную посадку при сборке

(Справочник технолога-машиностроителя, под ред. А.Г.Косиловой, Р.К.Мещерякова, М.: Машиностроение, том 1, с 646-649).

Недостатком известного способа является низкое качество соединения деталей из жаропрочных никелевых сплавов, которое работает при больших циклических нагрузках и высокой температуре.

Цель – повышение качества соединения деталей из жаропрочных никелевых сплавов, которое работает при больших циклических нагрузках и высокой температуре.

Поставленная цель достигается тем, что предложен способ соединения деталей из жаропрочных никелевых сплавов, включающий охлаждение охватываемой детали в жидком азоте, введении ее в охватывающую, выполненную из однородного с охватываемой деталью жаропрочного никелевого сплава, выравнивание температуры полученного соединения, последующий нагрев полученного соединения до температуры рекристаллизации и протекания структурных и фазовых превращений и изотермическую выдержку.

Техническое решение разработано для заварки отверстий в турбинных лопатках из жаропрочных никелевых сплавов, которые работают при больших циклических нагрузках и высокой температуре. Обычно дефектные места в жаропрочных никелевых сплавах разделывают и заваривают аргонодуговой сваркой металлом одного класса с основным металлом. Недостатком данного способа является изменение поверхностного слоя основного металла, возникают термические напряжения.

В предлагаемом техническом решении в процессе диффузионной сварки отсутствует внешнее давление на свариваемые детали. Давление возникает за счет структурных и фазовых превращений в свариваемых деталях.

Способ реализуют следующим образом.

Из однородного с охватывающей деталью материала изготавливают охватываемую деталь. Охватываемую деталь охлаждают в жидком азоте до размера, обеспечивающего свободную посадку при сборке. Охватываемую деталь вводят в охватывающую деталь. После выравнивания температуры соединения соединение нагревают до температуры рекристаллизации и осуществляют изотермическую выдержку. За счет протекания процессов растворения ‘-фазы в сплаве охватываемая деталь расширяется и обеспечивает давление, необходимое для диффузионной сварки соединения.

Пример конкретного выполнения

Для заварки литейных технологических отверстий в лопатке из сплава ЖС36ВИ изготовлены вставки 03 мм из сплава ЖС36ВИ (охватываемая деталь). Подготовили внутреннюю поверхность литейного технологического отверстия, охладили вставку в жидком азоте и ввели в технологическое отверстие. Выровняли температуру соединения. Лопатку установили в вакуумную печь, нагрели до 1050°С, осуществили выдержку при этой температуре в течение 4 часов. Одновременно убрали литейное технологическое отверстие по существующей технологии пайки: лопатка из сплава ЖС36ВИ, вставка из сплава ВЖ98, припой ВПр 36, нагрев до температуры пайки 1290°С в течение 20 мин. После охлаждения лопатки разрезали по месту вставки и провели металлографический контроль.

В таблице приведены средние результаты контроля.

Метод Глубина измененного слоя в месте сварки, мкм Наличие пор Микротрещины на границе сварки
Существующий 300 есть есть
Предлагаемый 10 нет нет

Нагрев сварного соединения в область растворения ‘-фазы обеспечивает диффузионную сварку вставок и высокое качество границы сварного соединения.

Предлагаемый способ соединения деталей повышает качество соединения деталей из жаропрочных никелевых сплавов, которое работает при больших циклических нагрузках и высокой температуре.

Формула изобретения

Способ соединения деталей из жаропрочных никелевых сплавов, отличающийся тем, что он включает охлаждение охватываемой детали в жидком азоте, введение ее в охватывающую деталь, выполненную из однородного с охватываемой деталью жаропрочного никелевого сплава, выравнивание температуры полученного соединения, последующий нагрев полученного соединения до температуры рекристаллизации и протекания структурных и фазовых превращений и изотермическую выдержку.

Categories: BD_2271000-2271999