|
(21), (22) Заявка: 2004123010/11, 26.07.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
26.07.2004
(45) Опубликовано: 10.03.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
ЕР 0300669 А1, 25.01.1989. JP 7329830 А, 19.12.1995. JP 7166756 А, 27.06.1995. JP 11222042 А, 17.08.1999.
Адрес для переписки:
445633, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Заставная, 2, ОАО “АВТОВАЗ”, ДТР, ПЛО, А.П. Голикову, рег. № 188
|
(72) Автор(ы):
Лукьянов Виктор Васильевич (RU), Подкорытов Игорь Владимирович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “АВТОВАЗ” (RU)
|
(54) ЗАДНЯЯ ЧАСТЬ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к кузовам автомобилей. Задняя часть 1 кузова 2 включает крышку 3 багажника, связанную с кузовом 2 посредством петель 4, а именно неподвижное звено 5 каждой из петель 4 закреплено на кузове 2, а подвижное звено 6 каждой из петель 4 закреплено на крышке 3 багажника. Неподвижное звено 5 и подвижное звено 6 каждой петли 4 соединены между собой осью 7. Подвижное звено 6 каждой из петель 4 дополнительным соединением 8 взаимосвязано с кузовом 2. Дополнительное соединение 8 подвижного звена 6 каждой из петель 4 с кузовом 2 содержит кронштейн 9, жестко закрепленный к подвижному звену 6 петли 4, поворотный поводок 10, соединенный одним концом через дополнительную ось 11 с кронштейном 9 с возможностью поворота относительно него (вокруг дополнительной оси 11), а другим концом с одним из концов 12 пружины 13, которая вторым концом 14 закреплена на гребенчатом кронштейне 15 кузова 2. Поворотный поводок 10 снабжен ограничителем поворота 16, выполненным с возможностью упора в кронштейн 9 (а именно в его боковую грань) подвижного звена 6 петли 4. Технический результат заключается в повышении безопасности и улучшении технологичности изготовления. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к кузовам автомобилей.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является задняя часть кузова с крышкой багажника, заявка ЕПВ №0300669, B 62 D 25/12, публикация 25.01.1989 г., включающая крышку багажника, соединенную с кузовом через элементы двух устройств ее подъема. Каждое устройство подъема крышки багажника задней части кузова состоит из подвижного звена петли, жестко закрепленного к крышке багажника, неподвижного звена петли, жестко закрепленного на кузове, и цилиндрической пружины. Неподвижное звено петли каждого устройства подъема крышки багажника выполнено в виде объемной штампованной детали, в которой имеется участок расположения оси крепления подвижного звена петли и участок расположения цилиндрической пружины, которая одним концом закреплена к подвижному звену петли посредством дополнительной оси, а вторым концом закреплена на гайке, навернутой на регулировочный болт, установленный в отверстии неподвижного звена петли устройства.
Недостатки данной конструкции: чрезмерно большие усилия действующие на крышку багажника в начале открывания ее из-за относительно больших плеч (плеч, образованных от осей петель до мест закрепления пружин на подвижных звеньях петель, т.е. до дополнительных осей на подвижных звеньях), определяющих большие моменты от них в начальный момент процесса открывания крышки багажника, что при дальнейшем открывании крышки багажника, когда эти плечи увеличиваются, приводит к резкому перемещению крышки вверх в момент открывания замка и даже возможному травмированию человека и/или “разгону” крышки и сильному удару в поперечину кузова подвижными звеньями устройств подъема крышки багажника задней части автомобиля, а следовательно, и к возможному нарушению геометрии подвижных звеньев крышки багажника; недостаточные усилия удерживания крышки багажника в открытом положении, так как моменты от вышеописанных плеч недостаточны, что приводит к ее прикрытию (опусканию) даже от небольших порывов ветра; исключение возможности установки дополнительных деталей (например, спойлера) на крышку багажника из-за недостаточных усилий удержания ее в открытом положении; нарушение лакокрасочного покрытия в местах контактов пружин устройств подъема крышки багажника с поверхностями неподвижных звеньев петель (в моменты перегибов пружин, когда пружины ложатся на полукруглые выступы штампованных неподвижных звеньев петель).
Задача изобретения: повышение потребительских качеств автомобиля в целом за счет повышения безопасности пользователя при открывании и закрывании крышки багажника задней части кузова автомобиля, а также улучшение технологичности изготовления задней части кузова автомобиля за счет применения более простых в изготовлении неподвижных звеньев и устройств регулировки натяжения пружин крышки багажника.
Указанная задача достигается тем, что в задней части кузова автомобиля, включающей крышку багажника, связанную с кузовом посредством петель, подвижное звено каждой из которых дополнительным соединением, содержащим пружину и дополнительную ось, взаимосвязано с кузовом, согласно изобретению дополнительное соединение подвижного звена каждой из петель с кузовом дополнительно содержит кронштейн, жестко закрепленный к подвижному звену петли, поворотный поводок, соединенный одним концом через дополнительную ось с кронштейном с возможностью поворота относительно него, а другим с пружиной, которая вторым концом закреплена на гребенчатом кронштейне кузова, причем поворотный поводок снабжен ограничителем поворота, выполненным с возможностью упора в кронштейн подвижного звена петли.
В частном случае, каждый поворотный поводок в продольном сечении выполнен в виде штампованной -образной детали с отверстием под дополнительную ось на опорной его части и отверстием под пружину на его консольной части, соединенной через промежуточную часть с опорной частью, причем ограничитель поворота поворотного поводка выполнен в виде плоского поперечного отгиба от опорной части последнего.
В частном случае, соединение консольной части с промежуточной частью каждого -образного поворотного поводка усилено ребром жесткости.
В частном случае, ограничитель поворота каждого поворотного поводка, выполненного в виде плоского отгиба от опорной части последнего, расположен под углом к линии расположения отверстий на поворотном поводке под дополнительную ось и под пружину.
В частном случае, кронштейн подвижного звена каждой из петель выполнен плоской формы и жестко соединен с соответствующим подвижным звеном петли посредством сварки.
В частном случае, на кронштейне подвижного звена каждой из петель, в зоне соединения этого кронштейна с поворотным поводком посредством дополнительной оси, выполнен выступающий от плоскости кронштейна опорный участок.
Сравнение заявляемого технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета показывает, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности “новизна”.
Предложенное техническое решение промышленно применимо, так как может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности “промышленная применимость”.
Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предлагаемое решение имеет признаки, отсутствующие в известных решениях, а их использование в заявляемой совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.
Сущность полезной модели поясняется на чертежах:
фиг.1 – задняя часть кузова автомобиля, продольный разрез по одной из петель (два положения крышки багажника, пунктиром – открытое положение);
фиг.2 – вид А на фиг.1;
фиг.3 – график характеристики открывания крышки багажника задней части кузова автомобиля.
Задняя часть 1 кузова 2 включает крышку 3 багажника, связанную с кузовом 2 посредством петель 4, а именно неподвижное звено 5 каждой из петель 4 закреплено на кузове 2, а подвижное звено 6 каждой из петель 4 закреплено на крышке 3 багажника. Неподвижное звено 5 и подвижное звено 6 каждой петли 4 соединены между собой осью 7. Подвижное звено 6 каждой из петель 4 дополнительным соединением 8 взаимосвязано с кузовом 2.
Дополнительное соединение 8 подвижного звена 6 каждой из петель 4 с кузовом 2 содержит кронштейн 9, жестко закрепленный к подвижному звену 6 петли 4, поворотный поводок 10, соединенный одним концом через дополнительную ось 11 с кронштейном 9 с возможностью поворота относительно него (вокруг дополнительной оси 11), а другим концом с одним из концов 12 пружины 13, которая вторым концом 14 закреплена на гребенчатом кронштейне 15 кузова 2. Поворотный поводок 10 снабжен ограничителем поворота 16, выполненным с возможностью упора в кронштейн 9 (а именно в его боковую грань 17) подвижного звена 6 петли 4.
В частном случае каждый поворотный поводок 10 в продольном сечении выполнен в виде штампованной -образной детали с отверстием 18 под дополнительную ось 11 на опорной его части 19 и отверстием 20 под крепление конца 12 пружины 13 на его консольной части 21, соединенной через промежуточную часть 22 с опорной частью 19, причем ограничитель поворота 16 поворотного поводка 10 выполнен в виде плоского поперечного отгиба от опорной части 19.
В частном случае, соединение консольной части 21 с промежуточной частью 22 каждого -образного поворотного поводка 10 усилено ребром жесткости 23.
В частном случае ограничитель поворота 16 каждого поворотного поводка 10, выполненного в виде плоского поперечного отгиба от опорной части 19 последнего (поворотного поводка 10), расположен под углом (т.е. не параллельно) к линии “L” расположения отверстий 18 и 20 на поворотном поводке 10 под дополнительную ось 11 и пружину 13.
В частном случае кронштейн 9 подвижного звена 6 каждой из петель 4 выполнен плоской формы и жестко соединен с соответствующим подвижным звеном 6 петли 4 посредством сварки.
В частном случае на кронштейне 9 подвижного звена 6 каждой из петель 4, в зоне соединения этого кронштейна 9 с поворотным поводком 10 посредством дополнительной оси 11, выполнен выступающий от плоскости кронштейна 9 опорный участок 24.
При открывании крышки 3 багажника задней части 1 кузова 2 автомобиля разблокируют замок крышки 3 багажника, растянутые пружины 13 (находящиеся в этот моменте в растянутом состоянии) воздействуют через поворотные поводки 10, дополнительные оси 11 и кронштейн 9 на подвижные звенья 6 петель 4, которые, поворачиваясь относительно осей 7, открывают крышку 3 багажника.
В закрытом положении крышки 3 багажника плечи “H1” действия натяжения пружин 13 минимальные, а в полностью открытом положении крышки 3 плечи “Н2” действия натяжения пружин 13 максимальные (см. фиг.1, где показаны плечи H1 и Н2, и см. фиг.3, где показан график характеристики открывания крышки багажника задней части кузова автомобиля, т.е. зависимость величины усилия поднятия крышки 3 багажника (в зоне расположения на ней ее замка) от угла ее открывания (поворота)).
Для открытия крышки 3 багажника задней части 1 кузова 2 автомобиля пользователь разблокирует (механическим способом или с помощью электропривода) замок крышки 3 багажника, после чего она поднимается на угол 1-2° за счет усилия уплотнителя и буферов. Далее на угол примерно 27° пользователь поднимает крышку 3 багажника рукой с усилием 1,5-2 килограмма, этот угол соответствует положению равновесия крышки 3 багажника, т.е. момент от ее веса становится равным суммарному моменту действия натяжения пружин 13. Затем крышка 3 багажника поднимается за счет усилий пружин 13 до полностью открытого ее положения, что составляет примерно угол ее поворота от закрытого положения в 75°, при котором плечи “H2” действия натяжения пружин 13 максимальные, что и требуется для гарантированного удерживания крышки 3 багажника в открытом положении и установки дополнительных деталей (например, спойлера) на крышку 3 багажника.
При поднятии (открывании) крышки 3 багажника действия натяжения пружин 13 уменьшаются, т.к. они сжимаются, и примерно при поднятии крышки 3 багажника до 27°, как было уже сказано выше по тексту, момент от веса крышки 3 становится равным суммарному моменту действия натяжения пружин 13, но при дальнейшем поднятии крышки 3 багажника момент от действия натяжения пружин 13 на нее начинает возрастать, это происходит за счет перемещения (поворота) поворотных поводков 10 относительно дополнительной оси 10 увеличивающих плечи действия натяжения пружин 13 до максимальных при повороте крышки 3 багажника на максимально возможный угол в 75°.
При опускании (закрывании) крышки 3 багажника действия натяжения пружин 13 сначала уменьшается, и примерно при опускании (закрывании) крышки 3 багажника до 27°, как и при поднятии крышки до 27°, момент от веса крышки 3 становится равным суммарному моменту действия натяжения пружин 13, при дальнейшем опускании (закрывании) крышки 3 багажника под действием усилия руки 1,5-2 килограмма пользователя натяжения пружин 13 увеличиваются, т.к. они растягиваются, и при определенном угле поворота крышки 3 багажника ограничители поворота 16 поворотных поводков 10 упираются в боковые грани 17 кронштейнов 9 подвижных звеньев 6 петель 4 – это необходимо для задания определенного усилия открывания крышки 3 в начальный момент путем задания определенного плеча “H1“, а далее при преодолении усилия уплотнителя и буферов блокируется замок крышки багажника.
По сравнению с конструкцией прототипа в заявляемой конструкции задней части кузова за счет применения в каждом дополнительном соединении 8 подвижного звена 6 (подвижного звена 6 петли 4 крышки 3 багажника) с кузовом 2 дополнительно кронштейна 9, жестко закрепленного к подвижному звену 6 петли 4, поворотного поводка 10, соединенного одним концом через дополнительную ось 11 с кронштейном 9 с возможностью поворота относительно него, а другим концом с пружиной 13, которая вторым концом закреплена на гребенчатом кронштейне 15 кузова 2, и применения на поворотном поводке 10 ограничителя поворота 16, выполненного с возможностью упора в кронштейн 9 подвижного звена 6 петли 4, достигается повышение безопасности пользователя при открывании и закрывании крышки багажника задней части кузова автомобиля, а следовательно, повышаются потребительские качества автомобиля в целом, а также улучшается технологичность изготовления задней части кузова автомобиля.
Формула изобретения
1. Задняя часть кузова автомобиля, включающая крышку багажника, связанную с кузовом посредством петель, подвижное звено каждой из которых дополнительным соединением, содержащим пружину и дополнительную ось, взаимосвязано с кузовом, отличающаяся тем, что дополнительное соединение подвижного звена каждой из петель с кузовом дополнительно содержит кронштейн, жестко закрепленный к подвижному звену петли, поворотный поводок, соединенный одним концом через дополнительную ось с кронштейном с возможностью поворота относительно него, а другим с пружиной, которая вторым концом закреплена на гребенчатом кронштейне кузова, причем поворотный поводок снабжен ограничителем поворота, выполненным с возможностью упора в кронштейн подвижного звена петли.
2. Задняя часть кузова автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что каждый поворотный поводок в продольном сечении выполнен в виде штампованной -образной детали с отверстием под дополнительную ось на опорной его части и отверстием под пружину на его консольной части, соединенной через промежуточную часть с опорной частью, причем ограничитель поворота поворотного поводка выполнен в виде плоского поперечного отгиба от опорной части последнего.
3. Задняя часть кузова автомобиля по п.2, отличающаяся тем, что соединение консольной части с промежуточной частью каждого -образного поворотного поводка усилено ребром жесткости.
4. Задняя часть кузова автомобиля по п.2, отличающаяся тем, что ограничитель поворота каждого поворотного поводка, выполненного в виде плоского поперечного отгиба от опорной части последнего, расположен под углом к линии расположения отверстий под дополнительную ось и под пружину на поворотном поводке.
5. Задняя часть кузова автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что кронштейн подвижного звена каждой из петель выполнен плоской формы и жестко соединен с соответствующим подвижным звеном петли посредством сварки.
6. Задняя часть кузова автомобиля по п.1 или 5, отличающаяся тем, что на кронштейне подвижного звена каждой из петель в зоне соединения этого кронштейна с поворотным поводком посредством дополнительной оси выполнен выступающий от плоскости кронштейна опорный участок.
РИСУНКИ
|
|