Патент на изобретение №2155316

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2155316 (13) C1
(51) МПК 7
F41H11/02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99117495/02, 10.08.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

10.08.1999

(45) Опубликовано: 27.08.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
EP 0175914 A, 02.04.1986. RU 2130879 C1, 27.05.1999. RU 2100746 C1, 27.12.1997. RU 95109380 A1, 10.06.1997. GB 2135030 A, 22.08.1984. US 5400688 A, 28.03.1995. US 3538809, 10.11.1970. FR 2712972 A1, 02.06.1995. FR 2669722 A1, 29.05.1992.

Адрес для переписки:

115477, Москва, Пролетарский проспект 27, кв.93, Таланову Б.П.

(71) Заявитель(и):

Таланов Борис Петрович

(72) Автор(ы):

Таланов Б.П.

(73) Патентообладатель(и):

Таланов Борис Петрович

(54) СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ


(57) Реферат:

Изобретение может быть использовано для защиты от баллистических ракет. Для повышения вероятности поражения баллистической ракеты предлагается использовать ракету-перехватчик, запуск которой осуществляют с планера, доставляемого в расчетную точку летательными аппаратами. Запуск производят на максимальной высоте и скорости по навесной траектории, нисходящую ветвь которой совмещают с траекторией баллистической ракеты. После совмещения указанных траекторий из ракеты-перехватчика выпускают парашют для его взаимодействия с баллистической ракетой. 2 з.п. ф-лы.


Техническое решение относится к образованию защиты от нападения с использованием баллистических ракет массового запуска или одиночного. Способ может быть использован эффективно для защиты не отдельных объектов, а всей территории страны с использованием аэродромов, которые размещены по всей территории и временем доставки для запуска ракет перехватчиков в расчетную точку, которое определяется расстоянием от ближайшего аэродрома со скоростями в 2 – 3 МАХа (600 – 900 м/с). Баллистическая ракета имеет навесную траекторию и ее ниспадающая ветвь из космического пространства совмещается своей траекторией с целью. Скорости движения баллистической ракеты меньше первой космической и это определяет ее падение на землю, причем вхождение указанной ракеты происходит со скоростью ниже 7910 м/ч (около 8000 м/с).

Перехват баллистической ракеты должен быть осуществлен на максимально возможной высоте, т.к. и при снижении скорости баллистической ракеты за счет аэродинамического сопротивления воздушной среды она будет иметь большее значение. Именно это обстоятельство побуждает повысить потолок ракеты-перехватчика. Известно техническое решение, когда ракета США для перехвата баллистической ракеты РАС-3 достигает высоты 20 км, наша ракета-перехватчик достигает высоты 30 км – ракета “Фаворит” (оба технических решения приводятся в газете “Вечерняя Москва” за 03.06.99 г. в статье” Ракеты, которые мы выбираем). По первой программе ТВ 02.08.99 было сообщение из прессы США: удачно проведен многолетний и многомиллиардный экспериментальный запуск ракеты-перехватчика, которая поразила баллистическую ракету на высоте 75 км. Пресса США характеризовала этот эксперимент как “попасть пулей в пулю”.

К недостаткам такого поражения баллистической ракеты можно отнести:
1. Энергоносителя в ракете-перехватчике должно быть по массе почти столько же, что и для самой баллистической ракеты, т.к. ракета перехватчик уже вышла за атмосферу воздушную и на такой высоте (экстрополируя, конечно) плотность будет у воздушной массы около 0,001 кг/м3. Т.е. ракета-перехватчик преодолела атмосферой слой, где плотность воздушной массы изменялась от 1,2 кг/м3 до указанной. Именно на преодоление сопротивления воздушной массы и расходуется энергоноситель, причем для набора скорости, близкой к первой космической (допустим, до скорости 5000 м/с).

2. Совмещение встречных траекторий до погрешности в диаметр баллистической ракеты (боеголовка имеет диаметр корпуса ракеты) требует очень сложного расчетного и приборного обеспечения, чтобы погрешность не вышла за размер диаметра по совпадению траекторий встречных обеих ракет. Да и время их близости при несовмещении траекторий будет при одинаковой скорости примерно в 5000 м/с и длине, допустим, 5 метров составит одну миллисекунду.

Такой временной промежуток не может позволить провести разрушающее воздействие на баллистическую ракету из-за инерционности всех составляющих системы по приводу в действие взрывного устройства. Именно поэтому можно предположить, что эксперимент был многолетним и дорогостоящим. Его отработка до серийного использования с изготовлением промышленным займет много лет и средств, а вероятность повторения эксперимента при сложнейшем приборном обеспечении недостаточной для безопасности территории.

3. Запуск ракеты-перехватчика значительных размеров и массы требует либо обеспечения скрытых позиций, либо хороших транспортных магистралей для транспортировки ракет перехватчиков в расчетную точку запуска для перехвата баллистической ракеты. Для перемещения на значительные расстояния нет времени при получении раннего оповещения запуска баллистических ракет, поэтому защита будет обеспечивать прикрытие только заранее определенных центров с предусмотренными скрытыми позициями для ракет-перехватчиков. Однако такие центры, которые подлежат защите в первую очередь, могут быть и неопределяющими при развитии конфликта, т.к., например, поражение ядерного производства будет более губительно, чем разрушение военного объекта, как и разрушение хранилища ракет или ядерной подводной лодки в гавани. Перекрыть всю площадь стороны такими ракетами-перехватчиками нереально ни по количеству, ни по затратам.

Целью технического решения является устранение указанных недостатков, а именно:
1. Возможность защиты всей территории страны при количестве ракет-перехватчиков, которое соответствует возможному числу баллистических ракет одновременного пуска.

2. Резкое повышение потолка ракет-перехватчиков при снижении их массы, размеров и возможного использования ракет, существующих с низким потолком подъема для поражения баллистической ракеты.

3. Существенное повышение вероятности поражения баллистической ракеты с использованием приборного обеспечения существующего в мировой технике (можно принять приборное обеспечение, которое было использовано при поражении У-2 с пилотом Пауэрсом, с добавлением слежения за движением ракет и наведением корректировкой по своим возможностям не выше тех, которые использовались в конфликте на Балканах в Югославии).

Технический результат достигается тем, что ракету-перехватчик размещают на планере, который транспортируют в расчетную точку серийными скоростными летательными аппаратами, запуск производят при наборе максимальной высоты и скорости, после чего планер с летательными аппаратами возвращают на аэродром, придают ракете навесную траекторию и совмещают траекторию баллистической ракеты и ракеты-перехватчика на нисходящий ветви навесной траектории при одинаковом направлении движения обеих ракет, выпускают парашют из ракеты-перехватчика и при контакте его с баллистической ракетой осуществляют силовое воздействие, причем при размещении на совместной траектории ракеты-перехватчика впереди баллистической ракеты выпускают парашют с упреждением после совпадения траекторий, а при размещении ракеты-перехватчика за баллистической ракетой выпускают парашют при сближении за счет повышенной скорости ракеты-перехватчика, когда тормозное усилие уже не может предотвратить контакт парашюта с баллистической ракетой.

Пояснения к способу:
1. Летательные аппараты, которые буксируют ракету-перехватчик при из размещении на расстоянии, допустим, 2000 км и скорости скоростных летательных аппаратов 2 – 3 скорости звука (6000 – 900 м/с), ракета может быть доставлена в расчетную точку запуска за 20 – 40 минут на высоту до 30 км. Масса ракеты может быть снижена не менее чем в десять раз, т.к. ракета начнет свое движение при незначительной плотности воздуха, которая будет примерно в 8 – 10 раз меньше. Снизится и значение гравитационной постоянной, а ракета сможет оторваться от платформы планера при скорости больше, чем скорость летательных аппаратов. Т. е. и начальная скорость, которую приобрела ракета, будет не нулевая, как при запуске с земли, и будет составлять, допустим 600 м/с. Именно эти обстоятельства могут позволить использовать ракеты-перехватчики существующие, которые находятся в промышленном производстве.

Эти обстоятельства позволяют ракете-перехватчику подняться на соизмеримую с баллистической ракетой высоту, которой придают навесную траекторию, которая совмещается с траекторией на нисходящей ветви баллистической ракеты.

2. Ракета-перехватчик даже при пассивном движении по нисходящей ветви будет иметь скорость выше, чем скорость баллистической ракеты. Это объясняется тем, что масса ракеты-перехватчика меньше (начальная) и ее сечение будет, естественно, меньше также в 10 примерно раз (и больше). Площадь входит в первой степени в выражение усилия сопротивления движения в воздушной среде. Поэтому, если ракета-перехватчик окажется выше баллистической ракеты, то сближение ракет будет осуществляться за счет повышенной скорости ракеты-перехватчика. Может быть время сближения снижено за счет работы двигателя. При сближении на расстояние, которое уже не позволит избежать контакта баллистической ракеты с парашютом, его выпускают и контакт баллистической ракеты с парашютом неизбежен.

Рывок приведет к взрыву заряда перехватчика и уничтожению баллистической ракеты. В большинстве случаев взрыв будет ниже баллистической ракеты, т.к. парашют находится выше, а непосредственный контакт ракет очень маловероятен. Такой взрыв резко затормозит боеголовку и ее осколки, в основном, приобретут скорость от земли в космос. При расположении ракеты-перехватчика впереди баллистической ракеты парашют выпускают сразу же после совпадения траекторий обеих ракет. Произойдет торможение и ракета-перехватчик будет “ожидать” баллистическую ракету. При контакте срабатывает взрывное устройство.

3. Можно оценить усилие торможения и площадь парашюта, которая будет приводить при контакте с баллистической ракетой к ее уничтожению. Сила аэродинамического сопротивления выражается формулой:

Примем плотность воздушной массы 0,001 кг/м3. Это соответствует, примерно, высоте около 100 км (как будет показано дальше, эта принятая величина мало влияет), скорость 3000 м/с, а радиус купола парашюта прием 30 метров. Тогда тормозное усилие будет составлять 1500 тонн. Это усилие позволяет быстро остановить ракету-перехватчик, когда она двигается впереди баллистической ракеты, и осуществить мягкое контактное усилие при следовании ракеты-перехватчика за баллистической ракетой. Площадь купола составит около 3000 м2, что резко повышает вероятность контакта баллистической ракеты с куполом при снижении требований к приборной части наведения и корректировки совпадения траекторий.

Как видно из выражения сопротивления движения, большое влияние будет оказывать скорость, при которой будет выведен парашют. Даже при скорости 500 м/с сила тормозная составит 10 тонн при тех же параметрах.

4. Очень существенным фактором является то обстоятельство, что относительная скорость обеих ракет будет практически земной, т.к. ракеты двигаются в одном направлении, а это позволяет использовать аппаратуру, к которой предъявляются обычные требования, а такая аппаратура промышленностью выпускается для существующей техники.

5. Если будут использоваться ракеты-перехватчики, которые имеют запас топлива, то можно осуществить захват баллистической ракеты куполом парашюта и транспортировать ее в любое заданное место, начиная от котлована для взрыва, кончая изменению цели баллистической ракеты.

6. Уменьшенная масса ракет-перехватчиков позволяет разместить их несколько на планере с запуском в различных расчетных точках.

Достигаются все поставленные цели.

Формула изобретения


1. Способ поражения баллистической ракеты, включающий запуск ракеты-перехватчика, выведение ее на траекторию полета, совмещенную с траекторией полета баллистической ракеты, выпуск парашюта из ракеты-перехватчика и осуществление ею воздействия на баллистическую ракету после контакта последней с парашютом, отличающийся тем, что ракету-перехватчик размещают на планере, который буксируют с ней в расчетную точку запуска скоростными летательными аппаратами, а при наборе последними максимальной высоты и скорости в указанной расчетной точке производят запуск ракеты-перехватчика по навесной траектории и на нисходящей ветви совмещают ее с траекторией полета баллистической ракеты, а затем выпускают парашют.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при размещении ракеты-перехватчика перед баллистической ракетой парашют из ракеты-перехватчика выпускают после совмещения траекторий полета указанных ракет.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что при размещении ракеты перехватчика за баллистической ракетой повышают скорость ракеты-перехватчика и выпускают парашют на расстоянии, при котором невозможно избежать контакта купола парашюта с баллистической ракетой.


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 11.08.2004

Извещение опубликовано: 20.01.2006 БИ: 02/2006


Categories: BD_2155000-2155999