Патент на изобретение №2271146

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2271146 (13) C1
(51) МПК

A61B5/107 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2005112348/14, 25.04.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

25.04.2005

(45) Опубликовано: 10.03.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ГНУСАЕВ С.Ф. Физическое развитие детей. Тверь, 2001. RU 2162295 C1, 27.01.2001. МУЗЫЧЕНКО В.Г. Применение массо-ростовых соотношений в клинической медицине. Врачебное дело. 1984, №1, с.21-23.. OLEJARNIK I. et al. Selected parameters of physical development of youth from secondary schools of Lublin. Ann Univ Mariae Curie Sklodowska [Med]. 2003;58(2):449-52.

Адрес для переписки:

170642, г.Тверь, ул. Советская, 4, ГОУ ВПО ТГМА МЗ РФ, патентный отдел

(72) Автор(ы):

Белякова Наталья Александровна (RU),
Маслов Александр Николаевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Тверская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию” (ГОУ ВПО Тверская ГМА Росздрава) (RU)

(54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

(57) Реферат:

Изобретение относится к медицине, а именно к социальной гигиене и организации здравоохранения, педиатрии, гигиене, детской эндокринологии. Определяют массо-ростовой индекс Рорера (ИНр) по формуле: W/H3 кг/см3, где W – масса тела (кг), Н – рост тела (м). При значении ИНр от 10,7 до 13,7 кг/м3 диагностируют гармоничное, нормальное или среднее физическое развитие детей, при ИНр менее 10,7 кг/м3 физическое развитие оценивают как низкое, а при значении ИНр более 13,7 кг/м3 – диагностируют высокое физическое развитие у детей и подростков. Способ позволяет повысить точность оценки физического развития у детей и подростков.

Изобретение относится к медицине, а именно к социальной гигиене и организации здравоохранения, педиатрии, гигиене, детской эндокринологии.

Физическое развитие – один из важнейших показателей здоровья растущего организма. С одной стороны, изменения в физическом развитии за счет дефицита или избытка массы тела у детей предрасполагают к развитию ряда соматических заболеваний, а с другой, нарушения физического развития сами могут быть следствием патологии как внутренних органов, так и нейроэндокринной системы.

Изучению вопроса диагностики нормального физического развития и его отклонений было посвящено много работ в 70-80-х годах XX века, но он остается актуальным и в настоящее время. Существуют различные способы оценки физического развития детей. В основе большинства из них лежат антропометрические данные, основными из которых являются масса (W) и длина тела или рост (Н). В настоящее время наибольшее распространение нашел непараметрический, центильный способ интерпретации результатов антропометрии (масса тела, длина тела и грудной периметр), так как было доказано ненормальное распределение массы тела и грудного периметра. При проведении массовых профилактических осмотров детей и подростков допускается измерение у них только длины и массы тела, с последующим заключением об их физическом развитии. Для характеристики массы тела (нормальная, избыточная или сниженная) рекомендуются также индексные массо-ростовые формы, из которых практический интерес представляют три: масса/рост (W/H), масса/рост2 (W/H2) и масса/рост3 (W/H3). У взрослых наиболее информативным является индекс массы тела (W/H2) или индекс-Кетле (Quetlet).

В качестве прототипа изобретения авторы использовали центильный способ оценки физического развития детей и подростков [Гнусаев С.Ф. Физическое развитие детей /С.Ф.Гнусаев, О.Б.Федерякина, Л.К.Антонова.: метод. пособие. – Тверь, 2001. – 50 с.], рекомендуемый при проведении скрининговых исследований. При этом оценку массы тела детей проводили по таблице соответствия длине тела. Попадание искомой величины массы тела ребенка в область 1 коридора (до 3 центиля) говорило об очень низких значениях показателя масса-рост, в зону 2 коридора [от 3 до 10 центиля] – о низких, в зону 3 коридора [от 10 до 25] – о ниже средних, в зону 4 [от 25 до 75] – о средних, 5 [от 75 до 90] – выше средних, 6 [от 90 до 97] – о высоких и в область 7 [свыше 97 центиля] – об очень высоких. Затем степень физического развития оценивали как среднее или нормальное (коридоры 3, 4 и 5), низкое физическое развитие за счет пониженного питания (1, 2) и высокое, обусловленное повышенным питанием (6, 7). Недостатком данного способа является обязательное наличие центильных таблиц, без которых оценить физическое развитие детей не представляется возможным.

Авторы предлагают свой способ оценки физического развития школьников, который основывается на расчете значений массо-ростового индекса W/H3. Показатель W/H3

Проведенный авторами анализ показал, что все антропометрические данные и массо-ростовые индексы были одинаковыми у мальчиков и девочек. Масса тела и рост увеличивались с возрастом детей (для W-r=0,80; р<0,001, для Н-r=0,83; р<0,001). Индексы W/H и W/H2 также были взаимосвязаны с возрастом (W/H-r=0,66; р<0,001 и W/H2-r=0,49; р<0,001), в то время как показатель W/H3 не зависил от возраста (r=0,02) и поэтому может применяться у детей различного возраста и пола. Кроме того этот показатель был меньше всего связан с ростом (r=-0,14), что позволяет его использовать для оценки массы тела (пониженная или повышенная). Учитывая все вышеизложенное, индекс W/H3 (ИНр) и был взят за основу в оценке степени физического развития детей и подростков независимо от их пола и возраста. Разработка нормативов этого показателя облегчит оценку физического развития у детей и подростков при проведении профилактических антропометрических осмотров.

Заявителями было проведено скрининговое антропометрическое обследование 2708 детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет (мальчиков 1326, средний возраст 11,7±2,40 лет и девочек 1382, 11,9±2,53), большинство из которых относились к I и II группам здоровья. Всем детям утром натощак измеряли рост или длину тела посредством вертикального ростомера, массу тела с помощью рычажных весов, а также рассчитывали массо-ростовой индекс ИНр. В зависимости от значений ИНр дети были разделены на три группы. Согласно данным литературы гармоничное (среднее) физическое развитие выявляется у 2/3 школьников, поэтому в основную группу вошли 1835 обследованных со средними значениями ИНр [он составил у них 11,9±0,82 (11,8) кг/м3]. Во вторую группу были включены 564 школьника с низкими значениями W/H3 [9,95±0,56 (10,1) кг/м3] и третью составили 309 детей с высокими значениями ИНр [15,3±1,87 (14,7) кг/м3]. Затем с помощью центильных таблиц у 2648 детей было сделано заключение о физическом развитии. Так, среднее или нормальное физическое развитие было диагностировано у 75,6% обследованных (у 75,7% мальчиков и у 75,6% девочек), низкое – у 14,3% (у 13,7% и 14,9%) и высокое – у 10,1% (у 10,6% и 9,5%). При этом у 88,4% обследованных с нормальным физическим развитием были отмечены средние значения ИНр, у 94,4% детей с низким физическим развитием был выявлен низкий ИНр и у 95,1% школьников с высоким физическим развитием W/H3 тоже был повышен (r=0,82; р<0,001).

Значения ИНр были оценены у детей и подростков со средним или нормальным физическим развитием по заключению с помощью центильных таблиц. Это была группа из 2003 здоровых детей и средний ИНр у них составил 11,9±0,95 (11,75) кг/м3. Путем последующих экспериментальных исследований были выбраны такие значения верхней и нижней границ ИНр у детей с нормальным физическим развитием, при которых была отмечена наиболее высокая чувствительность и альтернативность (специфичность) нового способа. При нижней границе 10,7 кг/м3 чувствительность составила 93,7%, а специфичность – 94,1%, а при верхней границе 13,7 кг/м3 – соответственно 95,1% и 97,8%. Так, значения ИНр=10,7-13,7 кг/м3 соответствовали среднему или нормальному, гармоничному физическому развитию, ИНр<10,7 кг/м3 свидетельствовал о низком физическом развитии, а ИНр>13,7 кг/м3 – о высоком. Результаты оценки физического развития с использованием нормативных значений ИНр у 2708 школьников показали, что среднее или гармоничное развитие имели 67,8% (67,5% мальчиков и 68,0% девочек) обследованных, низкое физическое развитие было у 20,8% (21,3% и 20,4%) детей и высокое – у 11,4% (11,2% и 11,6%). Новый способ позволяет более тонко подходить к оценке физического развития у детей и подростков и выявлять пограничные состояния, что бывает затруднено при использовании данных центильных таблиц.

Клинические примеры:

1. Мальчик М., 13 лет, имеет массу тела 29 кг, рост 141 см, ИНр=29/1,413=10,3 кг/м3. При использовании центильной таблицы (соответствие массы тела росту) масса тела попала в 3 коридор, что указывает на среднее физическое развитие у данного мальчика. Однако, ИНр у ребенка был снижен и соответствовал низкому физическому развитию. Это заключение совпало с результатом клинического обследования ребенка, которое показало, что для своего возраста он имеет очень низкие массу тела и рост и нуждается в дополнительном обследовании.

2. Девочка Л., 9 лет, имеет массу тела 40 кг, рост 142 см, ИНр=40/1,423=14,0 кг/м3. Анализ физического развития данного ребенка по центильным таблицам показал нормальное физическое развитие (масса тела по отношению к росту попала в 5 коридор). По данным нового способа (ИНр=14,0) физическое развитие было оценено как высокое, что подтверждалось последующим клиническом обследованием, а также данными других центильных таблиц, указывающих на наличие у данного ребенка высокого роста и высокой массы тела, и требовало проведения дополнительного обследования.

3. Девочка К., 12 лет, имеет массу тела 69 кг, рост 162 см, ИНр=69/1,623=16,2 кг/м3. По центильной таблице масса тела при данном росте попала в 7 коридор, что указывает на очень высокое физическое развитие. ИНр у этой девочки по новому способу также свидетельствует о высоком физическом развитии. Последующее клиническое обследование подтвердило, что у девочки для данного возраста имеется высокий рост и избыточная масса тела, что требует проведения дополнительного обследования.

Таким образом, предложенный авторами способ оценки степени физического развития у школьников, основанный на расчете индекса Рорера (ИНр = масса/рост3), очень прост, не требует наличия специальных центильных таблиц, которые должны обновляться каждые 5 лет и могут быть различными в разных регионах. Он не зависит от пола, возраста и роста детей и может широко использоваться при скрининговых, профилактических осмотрах детей в школах, когда измеряются только масса тела и рост ребенка. Кроме того он позволяет выявлять пограничные состояния, которые часто при использовании только центильных таблиц соответствия массы тела длине попадают в нормальное физическое развитие. Значения ИНр=10,7-13,7 кг/м3 соответствуют гармоничному, нормальному или среднему физическому развитию, ИНр<10,7 кг/м3 свидетельствуют о низком физическом развитии (за счет пониженной массы тела), а ИНр>13,7 кг/м3 – о высоком (за счет повышенной массы тела). Заключения о низком и высоком физическом развитии требуют проведения дополнительных обследований для уточнения причины нарушения физического развития.

Формула изобретения

Способ оценки физического развития детей и подростков, включающий определение степени физического развития по массо-ростовым соотношениям, отличающийся тем, что определяют массо-ростовой индекс Рорера (ИНр) по формуле W/H3 кг/см3, где W – масса тела (кг), Н – рост тела (м), и при значении ИНр от 10,7 до 13,7 кг/м3 диагностируют гармоничное, нормальное или среднее физическое развитие детей, при ИНр менее 10,7 кг/м3 физическое развитие оценивают как низкое, а при значении ИНр более 13,7 кг/м3 диагностируют высокое физическое развитие у детей и подростков.

Categories: BD_2271000-2271999