|
(21), (22) Заявка: 2004111966/11, 19.04.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
19.04.2004
(43) Дата публикации заявки: 20.10.2005
(45) Опубликовано: 27.02.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
US 4726455 А, 23.02.1988. RU 2204066 C2, 20.04.2003. US 4396100 A, 02.08.1983. GB 2125125 A, 29.02.1984.
Адрес для переписки:
404103, Волгоградская обл., г. Волжский, ОАО “ВАТИ”
|
(72) Автор(ы):
Сафонов Валерий Григорьевич (RU), Котляр Семен Михайлович (RU), Шраер Иосиф Изральевич (RU), Сафонов Евгений Валерьевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “ВАТИ” (RU)
|
(54) ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным изделиям. Фрикционное изделие имеет кольцевую форму и содержит композиционный фрикционный элемент. На поверхности трения фрикционного элемента выполнены радиальные канавки. Радиальные канавки выполнены в верхней части наружного радиуса и в нижней части внутреннего радиуса изделия. Радиальные канавки выполнены в виде непрерывной линии с шириной и глубиной не менее 1/4 толщины фрикционного изделия. Техническим результатом является повышение стабильности коэффициента трения по мере износа изделия за счет полного удаления отработанных фрикционных масс с поверхности трения фрикционного изделия, в результате чего исключается пробуксовка фрикционного изделия. 1 ил.
Заявляемое изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным изделиям, имеющим кольцевую форму и эксплуатирующими под воздействием значительных крутящих моментов, например в узлах сцепления легковых автомобилей, во фрикционных узлах различных машин и оборудования.
Аналогом и прототипом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, содержащее композиционный фрикционный элемент, на поверхности трения которого выполнены радиальные канавки (См. патент США 4726455, МПК 16 69/00, 1988 г.).
Существенные признаки прототипа “композиционный фрикционный элемент, на поверхности трения которого выполнены радиальные канавки”, совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.
Недостатком прототипа является нестабильность коэффициента трения в момент износа диска, в результате которого на поверхности трения фрикционного изделия образуется значительное количество отработанной фрикционной массы, что приводит к пробуксовке или пригару фрикционного изделия.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение стабильности коэффициента трения по мере износа изделия за счет полного удаления отработанных фрикционных масс с поверхности трения фрикционного изделия, в результате чего исключается пробуксовка фрикционного изделия.
Для достижения указанного технического результата в фрикционном изделии, имеющем кольцевую форму и содержащем композиционный фрикционный элемент, на поверхности трения которого выполнены радиальные канавки, радиальные канавки выполнены в верхней части наружного радиуса и в нижней части внутреннего радиуса изделия, при этом радиальные канавки выполнены в виде непрерывной линии с шириной и глубиной не менее 1/4 толщины фрикционного изделия. Существенные признаки заявляемого изобретения “радиальные канавки выполнены в верхней части наружного радиуса и в нижней части внутреннего радиуса изделия, при этом радиальные канавки выполнены в виде непрерывной линии с шириной и глубиной не менее 1/4 толщины фрикционного изделия” являются отличительными от признаков прототипа.
Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежом, где показано фрикционное изделие в разрезе.
Фрикционное изделие, имеющее кольцевую форму, включает элемент, выполненный из фрикционного композита, включающего полимерное связующее на основе смол, каучуков, латексов их смесей и армирующий каркас из асбестовых или безасбестовых нитей, которые могут быть армированы металлической нитью. На поверхности трения фрикционного изделия выполнены радиальные канавки 1 в верхней части наружного радиуса и радиальные канавки 2 в нижней части внутреннего радиуса изделия. При этом радиальные канавки выполнены в виде непрерывной линии с шириной и глубиной не менее 1/4 толщины фрикционного изделия. Такое исполнение фрикционного изделия создает возможность более эффективного удаления фрикционной массы, образующейся в процессе трения рабочей поверхности и, таким образом, исключает пробуксовку или пригарание фрикционного изделия.
Изготавливаться фрикционное изделие может известными методами, например формованием из полимерной композиции, термообработкой, механической обработкой и т.д. При этом радиальные канавки могут изготавливаться или в процессе формования или выполняться в последствии (например, при механической обработке).
Формула изобретения
Фрикционное изделие, имеющее кольцевую форму и содержащее композиционный фрикционный элемент, на поверхности трения которого выполнены радиальные канавки, отличающееся тем, что радиальные канавки выполнены в верхней части наружного радиуса и в нижней части внутреннего радиуса изделия, при этом радиальные канавки выполнены в виде непрерывной линии с шириной и глубиной не менее 1/4 толщины фрикционного изделия.
РИСУНКИ
|
|