Патент на изобретение №2270846

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2270846 (13) C1
(51) МПК

C08L95/00 (2006.01)
C09D195/00 (2006.01)
C04B26/26 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2004124336/04, 09.08.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

09.08.2004

(45) Опубликовано: 27.02.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1671671 A1, 23.08.1991. RU 2152412 C1, 10.07.2000. RU 2223291 C2, 10.02.2004. WO 99/27018 A1, 13.06.1999. WO 94/14896 A1, 07.07.1994. US 5888289 A, 30.03.1999.

Адрес для переписки:

394006, г.Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84, ГОУВПО ВГАСУ, Патентно-информационный отдел, руководителю

(72) Автор(ы):

Калгин Юрий Иванович (RU),
Алферов Виктор Иванович (RU),
Михайлов Алексей Анатольевич (RU),
Строкин Александр Сергеевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ГОУ ВПО Воронежский государственный архитектурно-строительный университет ГОУ ВПО ВГАСУ (RU)

(54) СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БИТУМНО-КАУЧУКОВОГО ВЯЖУЩЕГО

(57) Реферат:

Использование: дорожное строительство и проведение гидроизоляционных работ. Сущность: битум марок БНД (БН) 40/60 или 60/90 доокисляют продувкой воздухом при температуре 200-230°С до необходимой температуры размягчения вяжущего, каучук типа СКС или СКД в виде 12-15%-ного раствора в смеси керосина и мазута в соотношении (0,3-0,4):(0,7-0,6) вводят в доокисленный битум при температуре 180-190°С, после чего при этой же температуре окисление композиции продолжают до получения вяжущего необходимой марки. Технический результат: упрощение технологии, улучшение экологии, получение целевого продукта с высокими физико-химическими свойствами. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при приготовлении асфальтобетонных смесей, для выполнения гидроизоляционных работ, герметизации швов и трещин в дорожных покрытиях автомобильных дорог и мостов.

Известны способы модификации битума термоэластопластами (блок-сополимерами бутадиена и стирола типа СБС), синтетическими каучуками, мономерами. Указанные полимеры смешивают с битумом в различных пропорциях с добавлением поверхностно-активных веществ или без них. Возможно, предварительное растворение полимера в мягчителе и на последующей стадии компаундирование раствора полимера с горячим вязким битумом. Например, в способе получения полимерно-битумного вяжущего с использованием растворов бутадиена и стирола типа СБС (патент РФ №2038360) в качестве мягчителя для предварительного растворения полимера используется индустриальное масло.

Недостатками рассматриваемых способов модификации битумов является уменьшение теплоустойчивости вследствие наличия разжижителя, недостаточное сцепление с минеральными материалами. Эффективность указанных способов модификации невелика, так как технологический процесс весьма трудоемок, требует специального оборудования. Для повышения сцепления вяжущих, приготавливаемых вышеуказанным способом, с каменным материалом применяют поверхностно-активные добавки, обладающие токсичностью и неприятным запахом.

Наиболее близким к предлагаемому решению является способ приготовления вяжущего для дорожного строительства (авторское свидетельство СССР №1671671, 1991 г.).

Растворение каучуковой крошки размером 0-15 мм проводят в мешалке рамного типа при температуре 60-80°С. В указанном способе (а.с. СССР №1671671) в качестве растворителя каучука применяется смесь сланцевого масла и кубовых остатков пиролизных смол в соотношении (0,5-0,6):(0,5-0,4).

Технологический процесс приготовления раствора каучука по вышеуказанному способу сложен, т.к. требует герметичного оборудования, приспособлений по улавливанию и утилизации вредных выбросов. Это связано с тем, что в состав сланцевого масла и кубовых остатков пиролизных смол входят фенол, бензол, толуол и другие компоненты, характеризующиеся токсичными свойствами.

Целью предлагаемого изобретения является упрощение технологии, снижение энергозатрат и улучшение экологической ситуации при приготовлении раствора каучука, и получение битумно-каучукового вяжущего с повышенными физико-механическими свойствами.

Цель достигается тем, что в способе приготовления битумно-каучукового вяжущего предварительно каучуковую крошку размером 0-15 мм растворяют в керосине и мазуте в соотношении (0,3-0,4):(0,7-0,6) с введением полученного раствора каучука в специально подготовленный битум и последующей продувкой композиции воздухом при температуре окисления 180-190°С.

Растворение каучука по заявляемому способу производится в следующей последовательности: в мешалку подается расчетное количество керосина, нагретого до температуры 60-70°С, затем в керосин подается необходимое количество дробленого каучука (размером 0-15 мм) и он остается в нем в течение 3-4 часов. Затем в мешалку подается мазут из расчета получения 12-15% раствора каучука. После подачи мазута включается мешалка. Время работы мешалки определяется достижением однородности полученного раствора.

При применении вязкого дорожного битума марок БН и БНД подготовка заключается в его обезвоживании и последующим доокислением продувкой воздухом при 200-230°С до необходимой температуры размягчения получаемого вяжущего, а затем в случае необходимости получения композиции с повышенными показателями деформативных свойств введение добавки – полиизобутилена в виде раствора 25% концентрации в индустриальном масле в количестве 1-2% по массе в пересчете на сухое вещество и перемешивание до ее полного растворения.

В подготовленный битум с температурой 180-190°С подают воздух в количестве 1-1,5 л/кг в минуту и порционно вводится раствор каучука в керосине и мазуте. После чего композиция окисляется до готовности.

Сопоставительный анализ в сравнении с прототипом показывает, что предлагаемый способ позволяет отказаться от применения токсичных компонентов и повысить физико-механические свойства вяжущего.

В качестве альтернативы дорожного битума для получения битумно-каучукового вяжущего с высокой температурой размягчения возможно применение строительного битума. Однако применение доокисленного дорожного битума, взамен строительного, позволяет уменьшить энергозатраты на разогрев строительного битума.

Пример реализации способа. Для проведения исследований с целью получения битумно-каучуковых мастик с температурой размягчения 90°С были приняты: бутадиеновый синтетический каучук (СКД) производства Ефремовского завода синтетического каучука, бутадиен-стирольный каучук (СКС) производства ОАО «Воронежсинтезкаучук», керосин по ТУ 38.71-5810-90, мазут по ГОСТ 10585-99, полиизобутилен марки П-200 производства Ефремовского завода СК.

Растворение каучука размером 0-15 мм проводилось в лабораторной мешалке рамного типа емкостью 4 литра. Температура растворения крошки каучука в керосине и мазуте была принята 60-70°С. Растворимость характеризовалась визуально отсутствием нерастворимых частиц каучука на стеклянной палочке, извлеченной из раствора.

В качестве исходного битума для приготовления битумно-каучуковой мастики был принят битум нефтяной дорожный БНД 40/60. В лабораторную окислительную установку подавался указанный битум в объеме 2/3 емкости установки при температуре 200-230°С. Затем включался компрессор с расходом воздуха 1 л/кг/мин и проводилось доокисление битума до достижения температуры размягчения 85-87°С. В доокисленный битум, охлажденный до 185-190°С, вводился полиизобутилен в виде 25% раствора в индустриальном масле в количестве 1,5% по массе в пересчете на сухое вещество и перемешивался в окислительной установке продувкой воздухом до полного растворения последнего. По окончании процесса перемешивания на поверхность улучшенного доокисленного битума порционно в течение 1 часа при продувке воздухом с расходом 1 литр на килограмм композиции в минуту подавался раствор каучука (в керосине и мазуте в соотношении 0,3:0,7 для каучука типа СКС и соответственно 0,4:0,6 для каучука типа СКД) количестве 3% по массе в пересчете на сухое вещество. Окисление композиции производилось при температуре 180-190°С до достижения температуры размягчения мастики 90°С.

Физико-механические свойства битумно-каучуковых мастик на основе синтетических каучуков типа СКД и СКС, приготовленных на доокисленном дорожном битуме марки БНД 40/60 с добавкой полиизобутилена и без него, приведены в таблице.

Таблица
№ п/п Наименование показателей Каучук СКД Каучук СКС Методы испытаний
Полиизобутилен (1,5%) Полиизобутилен (1,5%)
1 Глубина проникания иглы, 0,1 мм ГОСТ 11501-78
при 25°С; 40 30 42 32
при 0°С 29 17 30 18
2 Температура размягчения по КиШ, °С 90 90 90 90 ГОСТ 11506-73
3 Растяжимость, см, при ГОСТ 11505-75
25°С 18 12 20 16
0°С 4 3 4,5 3,5
4 Температура хрупкости по Фраасу, °С -28 -26 -29 -26 ГОСТ 11507-78
5 Температура хрупкого разрушения по Фраасу, °С -34 -31 -37 -32 ГОСТ 11507-73
6 Сцепление с гранитом, контрольный образец (площадь, покрытая битумом после кипячения) №1 (100%) №1 (100%) №1 (100%) №1 (100%) ГОСТ 11508-74 (метод А)
7 Однородность одн одн одн одн ОСТ 218.010-98
8 Интервал пластичности, °С 118 116 119 116
9 Прочность сцепления с асфальтобетоном при 25°С, МПа 0,12 0,12 0,12 0,12 ГОСТ 26589-94
10 Наличие токсичных компонентов (фенол, бензол, толуол) в воздухе рабочей зоны нет нет нет нет

Приведенные в таблице результаты свидетельствуют о том, что полученные мастики обладают высокими физико-механическими показателями и процесс их приготовления экологически безопасен. Введение полиизобутилена в состав мастик позволяет значительно улучшить пластичность вяжущего и повысить величину показателей деформативных свойств.

В качестве альтернативы исходного битума марки БНД 40/60 для получения битумно-каучукового вяжущего с высокой температурой размягчения возможно применение битума марки БНД 60/90, который отличается меньшей величиной температуры размягчения. Однако применение менее вязкого дорожного битума, взамен БНД 40/60, приведет к дополнительным энергозатратам на доокисление исходного битума до необходимого значения температуры размягчения вяжущего.

Приведенный пример показывает, что предлагаемый способ получения битумно-каучукового вяжущего более эффективен и экологически безопасен в сравнении с прототипом.

Формула изобретения

1. Способ приготовления битумно-каучукового вяжущего для дорожного строительства и проведения гидроизоляционных работ, заключающийся в смешении вязкого нефтяного битума с каучуком в виде раствора, отличающийся тем, что предварительно исходный вязкий битум марок БНД (БН) 40/60 или БНД (БН) 60/90 доокисляют продувкой воздухом при температуре 200-230°С до необходимой температуры размягчения вяжущего, а каучук типа СКС или СКД в виде 12-15%-ного раствора в смеси керосина и мазута в соотношении (0,3-0,4):(0,7-0,6) вводят в доокисленный битум при температуре 180-190°С, после чего при этой же температуре окисление композиции продолжают до получения вяжущего необходимой марки.

2. Способ по п.1 отличающийся тем, что до введения раствора каучука в керосине и мазуте в доокисленном дорожном битуме растворяют полиизобутилен в виде раствора в индустриальном масле 25%-ной концентрации в количестве 1-2% по массе в пересчете на сухое вещество, после чего вводят раствор каучука в керосине и мазуте и окисляют до готовности.


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 10.08.2006

Извещение опубликовано: 20.08.2007 БИ: 23/2007


Categories: BD_2270000-2270999