Патент на изобретение №2270123

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2270123 (13) C1
(51) МПК

B61L23/16 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2004121397/11, 12.07.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

12.07.2004

(45) Опубликовано: 20.02.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1773780 A1, 07.11.1992. SU 1794764 А1, 15.02.1993. SU 1768427 A1, 15.10.1992. SU 1643272 A1, 23.04.1991.

Адрес для переписки:

443066, г.Самара, 1-й Безымянный пер., 18, СамГАПС, патентный отдел

(72) Автор(ы):

Полевой Юрий Иосифович (RU),
Полевая Людмила Владимировна (RU),
Хохлов Анатолий Филлипович (RU),
Гуменников Валерий Борисович (RU),
Трошина Марина Васильевна (RU),
Суржикова Ирина Игоревна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Самарская государственная академия путей сообщения (СамГАПС) (RU)

(54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПЕРЕГОНА

(57) Реферат:

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и предназначено для использования при регулировании движения поездов. В схему напольных устройств входят рельсовая цепь с последовательно включенными источником питания переменного тока и путевым трансформатором, ограничителем тока, путевым реле и рельсовой линией, приемник радиоимпульса с приемной антенной, управляющее локомотивное реле, реле соответствия и реле дачи прибытия. В схему локомотивных устройств входят локомотивный приемник с приемной локомотивной катушкой, осевой датчик пути, счетчик, формирователи импульсов, логический элемент И, триггер, постоянное запоминающее устройство, компаратор и передатчик радиоимпульса с передающей антенной. Контроль прибытия поезда основан на том, что в момент освобождения контрольного участка с локомотива передается радиоимпульс. Изобретение позволяет повысить надежность контроля проследования перегона поездом в полном составе. 2 ил.

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Известно устройство контроля прибытия поезда в полном составе, работа которого основана на том, что при прохождении контрольной точки пути индуктор, установленный на последнем вагоне состава, передает сигнал «Прибытие» приборам, установленным на пути [Котляренко Н.Ф. Путевая блокировка и авторегулировка. – М.: Транспорт, 1983 г., стр.241-246].

Недостатком устройства является то, что необходимо подвешивать на хвостовой вагон специальный прибор.

Известно устройство контроля освобождения перегона, работа которого заключается в том, что на локомотиве предусмотрен реверсивный счетчик, который отсчитывает импульсы от датчика пути (осевой датчик пути и скорости). При отправлении со станции отправления импульсы в счетчике суммируются, а при приеме на станции приема вычитаются. При обнулении счетчика выдается сигнал на путевые устройства о прибытии поезда в полном составе [а.с. СССР №1773780 МПК B 61 L 23/16. Устройство контроля освобождения перегона. Авторы: Полевой Ю.И., Азизов А.Р., Кравцова Н.А. БИ №24, 1994 г.].

Недостатком этого устройства является то, что при неправильном счете при отправлении или приеме контроля проследования поезда в полном составе не происходит.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение надежности контроля проследования перегона (блок-участка) поездом в полном составе.

Технический результат достигается тем, что устройство контроля освобождения перегона, содержащее напольные устройства: рельсовую цепь, путевой приемник, а также локомотивные: локомотивный приемник, осевой датчик пути, счетчик, формирователи импульсов, логические элементы, триггер, дополнительно снабжено напольными устройствами: приемником радиоимпульса, управляющим локомотивным реле, реле соответствия и схемой его включения, реле дачи прибытия и схемой его включения и локомотивными устройствами: постоянным запоминающим устройством, компаратором и передатчиком радиоимпульса, причем к полюсам источника питания переменного тока через трансформатор и ограничитель тока подсоединена рельсовая линия, к которой подсоединено путевое реле, с приемной антенной соединен вход приемника радиоимпульса, к выходу которого подсоединен один вывод обмотки локомотивного реле, ко второму выводу которой подключен минусовой полюс источника питания, к первому выводу локомотивного реле подсоединен также плюсовой полюс источника питания через первые фронтовые контакты путевого и локомотивного реле, к плюсовому полюсу источника питания через вторые фронтовые контакты путевого и локомотивного реле, первый фронтовой контакт реле соответствия подсоединен первый вывод обмотки реле соответствия, ко второму выводу которого подсоединен минусовой полюс источника питания, вторые тыловые контакты путевого и локомотивного реле соединены между собой, а первый фронтовой контакт реле соответствия зашунтирован контактом вспомогательной кнопки, параллельно обмотке реле соответствия подсоединена последовательная цепочка, состоящая из первого резистора и первого конденсатора, кроме того, к плюсовому полюсу источника питания через второй резистор и третий тыловой контакт путевого реле подсоединена первая обкладка конденсатора, вторая обкладка которого соединена с минусовым полюсом источника питания через второй фронтовой контакт реле соответствия, к этому же полюсу подсоединен один вывод обмотки реле дачи прибытия, второй вывод которой соединен с третьим фронтовым контактом путевого реле, элементы локомотивных устройств соединены следующим образом: к приемной локомотивной катушке подсоединен вход локомотивного приемника, выход которого соединен с входами первого и второго формирователя импульсов, выход первого из которых соединен с установочным входом триггера, выход которого соединен с одним из входов логического элемента И, к другому входу которого подсоединен выход осевого датчика пути, а к выходу – тактовый вход счетчика, к входу обнуления которого подсоединен выход второго формирователя импульсов, а к выходу первый вход компаратора, к второму входу которого подсоединен выход программируемого постоянного запоминающего устройства, а к выходу – вход сброса триггера и вход третьего формирователя импульсов, к выходу которого подсоединен вход передатчика радиоимпульсов, к выходу которого подсоединена передающая антенна.

На фиг.1 приведена схема напольных устройств, на фиг.2 – схема локомотивных устройств.

Схема напольных устройств содержит рельсовую цепь, схему локомотивного реле, схему реле соответствия и схему реле дачи прибытия. Рельсовая цепь содержит источник переменного напряжения с выводами 1 и 2, путевой трансформатор 3, ограничитель тока 4, рельсовую линию 5 и путевое реле 6. Схема локомотивного реле содержит антенну 7, приемник радиоимпульсов 8, локомотивное реле 9, минусовой полюс источника питания 10. Схема реле соответствия содержит плюсовой полюс источника питания 11, реле соответствия 12, контакт вспомогательной кнопки 13, резистор 14, конденсатор 15. Реле дачи прибытия содержит резистор 16, конденсатор 17 и реле дачи прибытия 18.

Схема локомотивных устройств состоит из приемных локомотивных катушек 19, локомотивного приемника 20 (катушки и приемник соответствуют аналогичным приборам АЛСН), формирователи импульсов (одновибраторы) 21 и 22, триггер 23, логический элемент И 24, осевой датчик пути (выдает импульс при каждом обороте колесной пары) 25, счетчик 26, компаратор 27, программируемое постоянное запоминающее устройство 28, формирователь импульсов 29, передатчик радиоимпульсов 30 и передающая антенна 31.

Напольные приборы соединены следующим образом: к полюсам источника питания 1 и 2 через трансформатор 3 и ограничитель тока 4 подсоединена рельсовая линия 5, к которой подсоединено и путевое реле 6. С приемной антенной 7 соединен вход приемника радиоимпульса 8, к выходу которого подсоединен один вывод обмотки локомотивного реле 9, ко второму выводу которой подключен минусовой полюс источника питания 10, к первому выводу локомотивного реле подсоединен также плюсовой полюс источника питания через первые фронтовые контакты путевого 6.1 и локомотивного реле 9.1. К плюсовому полюсу источника питания 11 через вторые фронтовые контакты путевого 6.2 и локомотивного реле 9.2, первый фронтовой контакт реле соответствия 12.1 подсоединен первый вывод обмотки реле соответствия 12, ко второму выводу которого подсоединен минусовой полюс источника питания 10, вторые тыловые контакты путевого 6.2 и локомотивного реле 9.2 соединены между собой, а первый фронтовой контакт реле соответствия 12.1 зашунтирован контактом вспомогательной кнопки 13, параллельно обмотке реле соответствия подсоединена последовательная цепочка, состоящая из первого резистора 14 и первого конденсатора 15. К плюсовому полюсу источника питания 11 через второй резистор 16 и третий тыловой контакт путевого реле 6.3 подсоединена первая обкладка конденсатора 17, вторая обкладка которого соединена с минусовым полюсом источника питания 10 через второй фронтовой контакт реле соответствия 12.2, к этому же полюсу подсоединен один вывод обмотки реле дачи прибытия 18, второй вывод которой соединен с третьим фронтовым контактом путевого реле 6.3. Элементы локомотивных устройств соединены следующим образом: к приемной локомотивной катушке 19 подсоединен вход локомотивного приемника 20, выход которого соединен с входами первого 21 и второго формирователя импульсов 22, выход первого из которых соединен с установочным входом триггера 23, выход которого соединен с одним из входов логического элемента И 24, к другому входу которого подсоединен выход осевого датчика пути 25, а к выходу – тактовый вход счетчика 26, к входу обнуления которого подсоединен выход второго формирователя импульсов 22, а к выходу – первый вход компаратора 27, к второму входу которого подсоединен выход программируемого постоянного запоминающего устройства 28, а к выходу – вход сброса триггера 23 и вход третьего формирователя импульсов 29, к выходу которого подсоединен вход передатчика радиоимпульсов 30, к выходу которого подсоединена передающая антенна 31.

Работа напольных устройств осуществляется следующим образом. При вступлении локомотива на рельсовую линию обесточивается путевое реле 6, которое своим контактом 6.1 обесточивает локомотивное реле 9. При этом тыловые контакты путевого реле 6.2 и локомотивного реле 9.2 продолжают создавать цепь самоблокировки через контакт 12.1 реле соответствия 12. На время перелета контактов реле 6.2 и 9.2, а также при неодновременном их перелете при возбуждении, когда освобождается РЦ, реле 12 имеет замедление за счет конденсатора 15 и резистора 14. Если реле 12 все же обесточивается (поезд пришел не в полном составе), возбуждение реле 12 происходит за счет пломбируемой вспомогательной кнопки 13. При обесточивании путевого реле через тыловой контакт 6.3 происходит заряд конденсатора 17. После освобождения рельсовой цепи хвостом поезда возбуждается путевое реле 6. Если при этом принимается радиоимпульс с локомотива приемником 8 и возбуждается локомотивное реле 9, то цепь реле соответствия сохраняется, переключаясь на фронтовые контакты реле 6.2 и 9.2. Затем реле 9 самоблокируется на контакт 9.1 и заряженный конденсатор 17 возбуждает реле 18 через фронтовые контакты 6.3 и 12.2, на станцию отправления (на предыдущую сигнальную точку) передается сигнал о прибытии поезда в полном составе.

Работа локомотивных устройств происходит следующим образом. После вступления локомотива на РЦ на выходе приемника 20 появляется высокий потенциал, который посредством формирователя импульсов 22 (на выходе формирователя появляется короткий импульс по фронту входного сигнала) обнуляется счетчик 26. После выхода локомотива с РЦ на выходе приемника 20 понижается потенциал и посредством формирователя 21 устанавливается триггер 23, делая прозрачным логический элемент 24 для импульсов с выхода осевого датчика 25 на вход счетчика 26. После отсчета импульсов, которое соответствует длине поезда на выходе счетчика 26, появляется двоичный код, который соответствует коду на выходе постоянного запоминающего устройства 28. В это устройство машинист на станции формирования вводит информацию о длине поезда. В случае совпадения сигналов на входах компаратора 27 на его выходе появляется повышенный потенциал, который подается на вход формирователя 29, который воздействует на передатчик 30. Передатчик посредством антенны 31 передает радиоимпульс.

Предложенное устройство позволяет повысить безопасность движения за счет достоверного контроля прибытия поезда в полном составе без счетчика осей и хвостового вагонного датчика.

Формула изобретения

Устройство контроля освобождения перегона, содержащее схему напольных устройств, в которую входят рельсовая цепь с последовательно включенными источником питания переменного тока и путевым трансформатором, ограничителем тока, путевым реле и рельсовой линией, а также схему локомотивных устройств, в которую входят локомотивный приемник с приемной локомотивной катушкой, осевой датчик пути, счетчик, формирователи импульсов, логический элемент И и триггер, отличающееся тем, что схема напольных устройств дополнительно снабжена приемником радиоимпульса с приемной антенной, управляющим локомотивным реле, реле соответствия и реле дачи прибытия, а схема локомотивных устройств – постоянным запоминающим устройством, компаратором и передатчиком радиоимпульса с передающей антенной, причем в схеме напольных устройств рельсовая линия и путевое реле подключены к полюсам источника питания переменного тока через путевой трансформатор и ограничитель тока, к выходу приемника радиоимпульса подсоединен один из выводов обмотки локомотивного реле, ко второму выводу которой подключен минусовой полюс источника питания постоянного тока, к первому выводу обмотки локомотивного реле подсоединен также плюсовой полюс источника питания постоянного тока через первые фронтовые контакты путевого и локомотивного реле, к плюсовому полюсу источника питания постоянного тока через вторые фронтовые контакты путевого и локомотивного реле, первый фронтовой контакт реле соответствия подсоединен первый вывод обмотки реле соответствия, ко второму выводу которого подсоединен минусовой полюс источника питания постоянного тока, вторые тыловые контакты путевого и локомотивного реле соединены между собой, а первый фронтовой контакт реле соответствия зашунтирован контактом вспомогательной кнопки, параллельно обмотке реле соответствия подсоединена последовательная цепочка, состоящая из первого резистора и первого конденсатора, кроме того, к плюсовому полюсу источника питания постоянного тока через второй резистор и третий тыловой контакт путевого реле подсоединена первая обкладка конденсатора, вторая обкладка которого соединена с минусовым полюсом источника питания постоянного тока через второй фронтовой контакт реле соответствия, к этому же полюсу подсоединен один вывод обмотки реле дачи прибытия, второй вывод которой соединен с третьим фронтовым контактом путевого реле, в схеме локомотивных устройств выход локомотивного приемника соединен с входами первого и второго формирователей импульсов, выход первого из которых соединен с установочным входом триггера, выход которого соединен с одним из входов логического элемента И, к другому входу которого подсоединен выход осевого датчика пути, а к выходу – тактовый вход счетчика, к входу обнуления которого подсоединен выход второго формирователя импульсов, а к выходу – первый вход компаратора, к второму входу которого подсоединен выход программируемого постоянного запоминающего устройства, а к выходу – вход сброса триггера и вход третьего формирователя импульсов, к выходу которого подсоединен вход передатчика радиоимпульса.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 13.07.2007

Извещение опубликовано: 27.02.2009 БИ: 06/2009


Categories: BD_2270000-2270999